Файл: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1127
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)
Обязанности инженера по пожарной безопасности
Требования к инженеру по пожарной безопасности
Инструкции о мерах пожарной безопасности подразделяются на следующие виды:
Инструкции для отдельным зданий, сооружений, помещений, производственным процессов.
Инструкции направляются на отзыв руководителям подразделений предприятия.
В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационным путей;
Содержание инструкций о мерах пожарной безопасности.
Противопожарный режим на территории, в зданиях, сооружениях и помещениях предприятия.
Требования к содержанию путей эвакуации.
Требования пожарной безопасности к электроустановкам.
Требования пожарной безопасности к системам отопления и вентиляции.
Порядок хранения веществ и материалов на территории, в зданиях и сооружениях предприятия.
Содержание сетей наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения.
Содержание пожарной техники и первичных средств пожаротушения.
Общий порядок действий при пожаре. Обязанности работающих и администрации предприятия.
1. Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.
1) применение негорючих веществ и материалов;
2) ограничение массы и (или) объема горючих веществ и материалов;
4) изоляция горючей среды от источников зажигания (применение изолированных отсеков, камер, кабин);
5) поддержание безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ;
6) понижение концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме;
7) поддержание температуры и давления среды, при которых распространение пламени исключается;
8) механизация и автоматизация технологических процессов, связанных с обращением горючих веществ;
9) установка пожароопасного оборудования в отдельных помещениях или на открытых площадках;
4) устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования;
9) исключение контакта с воздухом пирофорных веществ;
Остановимся на требованиях к системам противопожарной защиты
Статья 52. Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара
8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
9) применение первичных средств пожаротушения;
10) применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения;
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
11) организация деятельности подразделений пожарной охраны.
Статья 53. Требования к путям эвакуации людей при пожаре
2. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:
2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
Статья 56. Требования к системам противодымной защиты
2) использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре;
Статья 57. Требования к огнестойкости и пожарной безопасности зданий и сооружений
Статья 58. Требования к огнестойкости и пожарной безопасности строительных конструкций
Статья 59. Требования к ограничениям распространения пожара за пределы очага
1) устройство противопожарных преград;
2) устройство пожарных отсеков и секций, а также ограничение этажности зданий и сооружений;
3) применение устройств аварийного отключения и переключение установок и коммуникаций при пожаре;
4) применение средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре;
5) применение огнепреграждающих устройств в оборудовании;
6) применение установок пожаротушения.
Статья 60. Требования к первичным средствам пожаротушения в зданиях и сооружениях
Статья 61. Требования к автоматическим и автономным установкам пожаротушения
Статья 62. Требования к источникам противопожарного водоснабжения
Статья 63. Требования к первичным мерам пожарной безопасности
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
5.2.1 Требования нормативных документов к разработке декларации пожарной безопасности
5.2.3 Порядок разработки Декларации пожарной безопасности
Задачами проведения с персоналом объектов тренировок являются:
обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей;
проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности;
проверка правильности понимания персоналом своих действий, осуществляемых в условиях пожара;
При подготовке посредников руководитель тренировки должен:
- ознакомить их с тактическим замыслом тренировки и возможными вариантами его решения;
- ознакомить с обязанностями в качестве посредников;
- дать указания о порядке применения средств имитации на условном пожаре;
- обратить внимание на необходимость соблюдения техники безопасности во время тренировки.
- ознакомиться с тактическим замыслом и ожидаемым решением по создаваемой обстановке;
- вести необходимые записи о действиях персонала на тренировке и о выполнении вводных.
При подготовке персонала руководитель тренировки должен:
- посредники - отличительную повязку на правом рукаве;
- руководитель тушения пожара - красную отличительную повязку;
- тренирующийся персонал - желтую повязку на правом рукаве.
- очаг пожара - красными флажками (работать без изолирующих противогазов запрещается!);
- зона задымления - синими флажками;
- зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредных паров - желтыми флажками.
5.3.3 Анализ (разбор) результатов противопожарной тренировки и подведение ее итогов
Разбор тренировки должен проводиться в следующей последовательности:
- руководитель сообщает цели, задачи и программу проведенной тренировки;
Результаты тренировок фиксируются в журнале учёта тренировок.
На плане этажа с помощью символов указывается место размещения:
– ручных пожарных извещателей;
– телефонов, по которым можно сообщить в пожарную охрану;
Психофизические особенности поведения человека при пожаре
Панические реакции появляются в основном либо в форме ступора (оцепенение), либо-фуги (бега).
Рекомендуемые варианты поведения при пожаре
Прежде всего, следует определить для себя, выходить или не выходить.
Если дым и пламя позволяют выйти из помещения наружу, то:
– уходите скорее от огня; ничего не ищите и не собирайте;
– ни в коем случае не пользуйтесь лифтом: он может стать вашей ловушкой;
Если дым и пламя в соседних помещениях не позволяют выйти наружу:
– если есть вода, постоянно смачивайте двери, пол, тряпки;
оберните лицо повязкой из влажной ткани, наденьте защитные очки;
продвигайтесь в сторону окна, находитесь возле окна и привлекайте к себе внимание людей на улице;
Пожар: II фаза (30–40 мин) – стадия объемного развития пожара
– самостоятельно (без дежурного электрика),
– своевременно (до применения воды из пожарных кранов),
Пожар: III фаза – затухающая стадия пожара
точное место и площадь горения, что именно горит, а также пути распространения огня и дыма;
наличие, состояние и возможность использования средств противопожарной защиты объекта;
местонахождение, состояние, возможные способы использования ближайших водоисточников;
наличие электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;
Примерная структура распоряжения на проведение практической отработки планов эвакуации
2. Организация и подготовка проведения практической тренировки.
3. Порядок проведения тренировки.
В разделе распоряжения «Общие положения» указываются:
- цели и задачи практической отработки планов эвакуации;
Раздел распоряжения «Организация и подготовка проведения практической тренировки» должен содержать:
- данные о времени и месте проведения тренировки;
- требования к порядку и способам оповещения обучающихся и преподавателей о возникновение пожара;
В разделе «Порядок проведения тренировки» устанавливается порядок:
- подачи сигнала о начале тренировки;
- оценки действий обслуживающего персонала по эвакуации обучающихся;
- уточнения данных об эвакуированных по уточненным (откорректированным) cпискам;
- осмотра помещений учреждения.
- обсуждения недостатков, допущенных в ходе тренировки;
определяет порядок оповещения обучающихся и обслуживающего персонала в случае возникновения пожара;
При разработке дополнительных мероприятий необходимо максимально учесть все недостатки.
Проект приказа о подготовке и проведении тренировки
О проведении тренировки по эвакуации и тушению условного пожара
№ ___ от "__" _________ 20__ года
3. Начальнику штаба тренировки:
завершить подготовительную работу до «___»_____20__ года.
Проект плана проведения тренировки
I. Тема: «Эвакуация персонала и тушение условного пожара».
Обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей.
Проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности.
III. Состав участников объектовой тренировки:
Заместители директора, ИТР, персонал, сотрудники ГПС (по согласованию).
первый подготовительный этап – проведение занятий со всеми категориями сотрудников и ИТР;
пятый этап – разбор тренировки.
V. Подведение итогов тренировки по эвакуации и тушению условного пожара
Подготовка приказа по итогам тренировки с постановкой задач по устранению выявленных недостатков.
начальник штаба тренировки А.П. Петров
В __ ч. ___ мин. __ сек. начата общая эвакуация с объекта.
В ___ч.___мин. ___сек. ДПД пристурила к тушению условного пожара.
В ____ч. ___мин. ___сек. Эвакуация завершена.
В ___ ч. ___ мин. ___ сек. эвакуация была завершена общеобъектовым построением во дворе объекта.
заместитель директора А.П. Петров
№ ____ от "__" ________ 20__ года
Об итогах подготовки и проведения тренировки
3. Провести внеплановые инструктажи с сотрудниками объекта о порядке действий при пожаре.
4. Поощрить ИТР, ответственных за состояние систем автоматической противопожарной защиты.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора А.П. Петрова.
при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа - в структурное подразделение соответствующего территориального органа МЧС РФ;
при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта РФ, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, - в структурное подразделение соответствующего территориального органа МЧС РФ - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);
при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, в пределах территории одного муниципального образования - в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа МЧС РФ - территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;
при расположении объектов защиты в пределах территорий закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций - в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения.
Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.
Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС России при проведении мероприятий по контролю.
При несоответствии заполнения декларации установленной форме должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.
В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр представляется (направляется) органом МЧС России декларанту непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет. Второй экземпляр хранится в органе МЧС России.
5.2.2 Оценка пожарного риска
Пожарный риск – мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствия для людей и материальных ценностей.
Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Техническим регламентом.
Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.
Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска.
Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».
Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России:
Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (Приказ МЧС России от 30.06.2009 № 382);
Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (Приказ МЧС России от 10.07.2009 № 404);
Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
анализа пожарной опасности объекта защиты;
определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Важными параметрами при расчете величины пожарного риска являются расчетное время эвакуации и время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них опасных факторов пожара.
Расчетное время эвакуации людей из помещения определяется на основе моделирования движения людей до выхода наружу одним из следующих способов:
по упрощенной аналитической модели движения людского потока;
по математической модели индивидуально-поточного движения людей из здания;
по имитационно-стохастической модели движения людских потоков.
Для определения времени блокирования путей эвакуации необходимо выбрать модель расчета исходя из следующих предпосылок:
интегральный метод:
для зданий, содержащих развитую систему помещений малого объема простой геометрической конфигурации;
для помещений, где характерный размер очага пожара соизмерим с характерными размерами помещения и размеры помещения соизмеримы между собой (линейные размеры помещения отличаются не более чем в 5 раз);
для предварительных расчетов с целью выявления наиболее опасного сценария пожара;
зонный (зональный) метод:
для помещений и систем помещений простой геометрической конфигурации, линейные размеры которых соизмеримы между собой (линейные размеры помещения отличаются не более чем в 5 раз), когда размер очага пожара существенно меньше размеров помещения;
для рабочих зон, расположенных на разных уровнях в пределах одного помещения (наклонный зрительный зал кинотеатра, антресоли и т.д);
полевой метод:
для помещений сложной геометрической конфигурации, а также помещений с большим количеством внутренних преград (атриумы с системой галерей и примыкающих коридоров, многофункциональные центры со сложной системой вертикальных и горизонтальных связей и т.д.);
для помещений, в которых один из геометрических размеров гораздо больше (меньше) остальных (тоннели, закрытые автостоянки большой площади и.т.д.).
5.2.3 Порядок разработки Декларации пожарной безопасности
В ходе разработки Декларации пожарной безопасности отрабатываются следующие разделы:
I. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты
II. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара
III. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты
Раздел I. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты
В данном разделе указывается
, производился ли расчёт пожарного риска.
Расчёт пожарного риска не требуется при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В случае проведения расчёта пожарного риска, в данном разделе указываются расчетные значения уровня пожарного риска и допустимые значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска. В данном случае расчеты по оценке пожарного риска необходимо в виде отчёта приложить к Декларации.
Расчеты по оценке пожарных рисков проводятся по утвержденным МЧС России методикам.
РАЗДЕЛ II: Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара
Данный раздел заполняется исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся реквизиты документов страхования (с приложением к Декларации копии страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
По усмотрению Декларанта может указываться стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесён ущерб от пожара. К третьим лицам могут относиться как физические, так и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.).
В случае выполнения обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности в данном разделе допускается указывать, что возможный ущерб имуществу третьих лиц от пожара практически исключен.
РАЗДЕЛ III: Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты
В данном разделе указывается только перечень статей (частей, пунктов) технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты.
Требования пожарной безопасности