Файл: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1160
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)
Обязанности инженера по пожарной безопасности
Требования к инженеру по пожарной безопасности
Инструкции о мерах пожарной безопасности подразделяются на следующие виды:
Инструкции для отдельным зданий, сооружений, помещений, производственным процессов.
Инструкции направляются на отзыв руководителям подразделений предприятия.
В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационным путей;
Содержание инструкций о мерах пожарной безопасности.
Противопожарный режим на территории, в зданиях, сооружениях и помещениях предприятия.
Требования к содержанию путей эвакуации.
Требования пожарной безопасности к электроустановкам.
Требования пожарной безопасности к системам отопления и вентиляции.
Порядок хранения веществ и материалов на территории, в зданиях и сооружениях предприятия.
Содержание сетей наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения.
Содержание пожарной техники и первичных средств пожаротушения.
Общий порядок действий при пожаре. Обязанности работающих и администрации предприятия.
1. Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.
1) применение негорючих веществ и материалов;
2) ограничение массы и (или) объема горючих веществ и материалов;
4) изоляция горючей среды от источников зажигания (применение изолированных отсеков, камер, кабин);
5) поддержание безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ;
6) понижение концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме;
7) поддержание температуры и давления среды, при которых распространение пламени исключается;
8) механизация и автоматизация технологических процессов, связанных с обращением горючих веществ;
9) установка пожароопасного оборудования в отдельных помещениях или на открытых площадках;
4) устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования;
9) исключение контакта с воздухом пирофорных веществ;
Остановимся на требованиях к системам противопожарной защиты
Статья 52. Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара
8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
9) применение первичных средств пожаротушения;
10) применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения;
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
11) организация деятельности подразделений пожарной охраны.
Статья 53. Требования к путям эвакуации людей при пожаре
2. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:
2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
Статья 56. Требования к системам противодымной защиты
2) использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре;
Статья 57. Требования к огнестойкости и пожарной безопасности зданий и сооружений
Статья 58. Требования к огнестойкости и пожарной безопасности строительных конструкций
Статья 59. Требования к ограничениям распространения пожара за пределы очага
1) устройство противопожарных преград;
2) устройство пожарных отсеков и секций, а также ограничение этажности зданий и сооружений;
3) применение устройств аварийного отключения и переключение установок и коммуникаций при пожаре;
4) применение средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре;
5) применение огнепреграждающих устройств в оборудовании;
6) применение установок пожаротушения.
Статья 60. Требования к первичным средствам пожаротушения в зданиях и сооружениях
Статья 61. Требования к автоматическим и автономным установкам пожаротушения
Статья 62. Требования к источникам противопожарного водоснабжения
Статья 63. Требования к первичным мерам пожарной безопасности
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
5.2.1 Требования нормативных документов к разработке декларации пожарной безопасности
5.2.3 Порядок разработки Декларации пожарной безопасности
Задачами проведения с персоналом объектов тренировок являются:
обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей;
проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности;
проверка правильности понимания персоналом своих действий, осуществляемых в условиях пожара;
При подготовке посредников руководитель тренировки должен:
- ознакомить их с тактическим замыслом тренировки и возможными вариантами его решения;
- ознакомить с обязанностями в качестве посредников;
- дать указания о порядке применения средств имитации на условном пожаре;
- обратить внимание на необходимость соблюдения техники безопасности во время тренировки.
- ознакомиться с тактическим замыслом и ожидаемым решением по создаваемой обстановке;
- вести необходимые записи о действиях персонала на тренировке и о выполнении вводных.
При подготовке персонала руководитель тренировки должен:
- посредники - отличительную повязку на правом рукаве;
- руководитель тушения пожара - красную отличительную повязку;
- тренирующийся персонал - желтую повязку на правом рукаве.
- очаг пожара - красными флажками (работать без изолирующих противогазов запрещается!);
- зона задымления - синими флажками;
- зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредных паров - желтыми флажками.
5.3.3 Анализ (разбор) результатов противопожарной тренировки и подведение ее итогов
Разбор тренировки должен проводиться в следующей последовательности:
- руководитель сообщает цели, задачи и программу проведенной тренировки;
Результаты тренировок фиксируются в журнале учёта тренировок.
На плане этажа с помощью символов указывается место размещения:
– ручных пожарных извещателей;
– телефонов, по которым можно сообщить в пожарную охрану;
Психофизические особенности поведения человека при пожаре
Панические реакции появляются в основном либо в форме ступора (оцепенение), либо-фуги (бега).
Рекомендуемые варианты поведения при пожаре
Прежде всего, следует определить для себя, выходить или не выходить.
Если дым и пламя позволяют выйти из помещения наружу, то:
– уходите скорее от огня; ничего не ищите и не собирайте;
– ни в коем случае не пользуйтесь лифтом: он может стать вашей ловушкой;
Если дым и пламя в соседних помещениях не позволяют выйти наружу:
– если есть вода, постоянно смачивайте двери, пол, тряпки;
оберните лицо повязкой из влажной ткани, наденьте защитные очки;
продвигайтесь в сторону окна, находитесь возле окна и привлекайте к себе внимание людей на улице;
Пожар: II фаза (30–40 мин) – стадия объемного развития пожара
– самостоятельно (без дежурного электрика),
– своевременно (до применения воды из пожарных кранов),
Пожар: III фаза – затухающая стадия пожара
точное место и площадь горения, что именно горит, а также пути распространения огня и дыма;
наличие, состояние и возможность использования средств противопожарной защиты объекта;
местонахождение, состояние, возможные способы использования ближайших водоисточников;
наличие электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;
Примерная структура распоряжения на проведение практической отработки планов эвакуации
2. Организация и подготовка проведения практической тренировки.
3. Порядок проведения тренировки.
В разделе распоряжения «Общие положения» указываются:
- цели и задачи практической отработки планов эвакуации;
Раздел распоряжения «Организация и подготовка проведения практической тренировки» должен содержать:
- данные о времени и месте проведения тренировки;
- требования к порядку и способам оповещения обучающихся и преподавателей о возникновение пожара;
В разделе «Порядок проведения тренировки» устанавливается порядок:
- подачи сигнала о начале тренировки;
- оценки действий обслуживающего персонала по эвакуации обучающихся;
- уточнения данных об эвакуированных по уточненным (откорректированным) cпискам;
- осмотра помещений учреждения.
- обсуждения недостатков, допущенных в ходе тренировки;
определяет порядок оповещения обучающихся и обслуживающего персонала в случае возникновения пожара;
При разработке дополнительных мероприятий необходимо максимально учесть все недостатки.
Проект приказа о подготовке и проведении тренировки
О проведении тренировки по эвакуации и тушению условного пожара
№ ___ от "__" _________ 20__ года
3. Начальнику штаба тренировки:
завершить подготовительную работу до «___»_____20__ года.
Проект плана проведения тренировки
I. Тема: «Эвакуация персонала и тушение условного пожара».
Обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей.
Проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности.
III. Состав участников объектовой тренировки:
Заместители директора, ИТР, персонал, сотрудники ГПС (по согласованию).
первый подготовительный этап – проведение занятий со всеми категориями сотрудников и ИТР;
пятый этап – разбор тренировки.
V. Подведение итогов тренировки по эвакуации и тушению условного пожара
Подготовка приказа по итогам тренировки с постановкой задач по устранению выявленных недостатков.
начальник штаба тренировки А.П. Петров
В __ ч. ___ мин. __ сек. начата общая эвакуация с объекта.
В ___ч.___мин. ___сек. ДПД пристурила к тушению условного пожара.
В ____ч. ___мин. ___сек. Эвакуация завершена.
В ___ ч. ___ мин. ___ сек. эвакуация была завершена общеобъектовым построением во дворе объекта.
заместитель директора А.П. Петров
№ ____ от "__" ________ 20__ года
Об итогах подготовки и проведения тренировки
3. Провести внеплановые инструктажи с сотрудниками объекта о порядке действий при пожаре.
4. Поощрить ИТР, ответственных за состояние систем автоматической противопожарной защиты.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора А.П. Петрова.
VIII Порядок организации и проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора)
8.1 Руководство по организации проведения проверок требованиям пожарной безопасности
8.1.1 Порядок организации проверки соблюдения правил пожарной безопасности
Порядок организации проверки определен положениями (ст. 14) Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
1. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
2. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
3. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
4. По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.
5. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещение понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю расходов производится в порядке и в размерах, которые установлены Правительством Российской Федерации.
8.1.2 Полномочия лиц, осуществляющих пожарный надзор
в Российской Федерации
Согласно ст. 6 Закона № 69-ФЗ государственный пожарный надзор в России осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Наряду с Законом № 69-ФЗ, нормативным актом, в соответствии с которым действуют органы пожарного надзора, является Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре», которым утверждено и введено в действие Положение «О государственном пожарном надзоре» (далее - Положение).
Например, в п. 9 Положения перечислены права государственных инспекторов городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и государственных инспекторов закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору. Согласно положениям этого пункта они имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами, проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (в том числе в нерабочее время), входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей.
Кроме того, пожарные инспекторы вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки, давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В отдельных случаях они могут приостанавливать на короткий срок (до рассмотрения дела судом в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях) деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг. Такая мера принимается ими, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно (п. 9 Положения).
В результате проведения контроля над пожарной безопасностью пожарные инспекторы вносят в соответствующие организации и представляют соответствующим должностным лицам в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушения РФ (далее - КоАП РФ), представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности, а также составляют протоколы, рассматривают дела об административных правонарушениях и назначают в соответствии с законодательством РФ административные наказания.
Следует обратить внимание, что в целях регулирования отношений в области защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) действуют положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ). В частности, установлено ограничение прав должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю. Так, согласно ст. 15 Закона № 294-ФЗ должностные лица органов пожарного надзора при проведении мероприятий по контролю не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, осуществлять плановые проверки, если при их проведении не присутствуют должностные лица или работники проверяемых организаций либо их представители, распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю;
- требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если таковые не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки, требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами.
Виды, сроки и периодичность проведения проверок
Закон № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также устанавливает основные принципы проведения таких контрольных мероприятий.
В частности, органы пожарного контроля вправе проводить плановые, повторные и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от их формы собственности. Плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями, ежегодным планом, который доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.
Кроме того, в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановой проверки, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок должны быть направлены в органы прокуратуры, которые рассматривают их на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с ч.4 ст. 9 Закона № 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ею ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, который также размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.
Согласно ч.8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя