Файл: Методическая разработка классного часа по теме Немеркнущий подвиг народа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Студент.
Чем старше ты, матушка Русь,
Тем все больше глядишь моложавою,
Счастлив я, что с такою державою
В самом близком родстве нахожусь.
Студентка.
Пока монгольский хан Батый собирал на юго-востоке свою армию, шведские и немецкие феодалы на севере тоже решили захватить наши прекрасные русские земли, Однако им это не удалось. Молодой князь Александр Ярославович в 1240 году сокрушил шведов на реке Неве, за это его и прозвали Александром Невским, а через два года — 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище, где были разбиты и немецкие рыцари.
На экране иллюстрация — Александр Невский.
Студент.
А теперь представим себе ХVI век. Был у нас такой царь Иван Васильевич. За суровый нрав прозвали его Грозным.
Демонстрируется иллюстрация с изображением Ивана Грозного.
Однако история не умалчивает того факта, что вся политика Ивана IV Грозного была направлена на то, чтобы укрепить границы нашего государства, получить выход в Балтийское море. Но задача эта была непростой, и решена она была только при Петре 1
Демонстрируется портрет Петра 1. Звучит музыка (Бетховен «Лунная соната») и на её фоне продолжается чтение (3,5 мин).
Студентка.
Не только к Балтийскому, но и к Черному морю получила Россия выход при Петре 1.
Студент.
Перевернем еще одну страницу нашей Российской истории. Год 1812... К этому времени Россия стала уже могущественным государством.
Имена многих наших соотечественников прославили мировую культуру: Ломоносов, Радищев, Кулибин, Фонвизин, Боровиковский, Левицкий, Баженов и др. К нам стали приезжать и европейские деятели искусства.
Студент.
Демонстрируется иллюстрация с изображением Наполеона.
Все было бы хорошо, однако 12 июня 1812 года император Франции Наполеон во главе своей 600-тысячной армии напал на Россию. Началась Отечественная война, началась всенародная освободительная борьба... Однако Россия смогла тогда противопоставить Франции. В армии было только 230 тысяч человек.
Вопрос:
Какое самое знаменитое сражение произошло в период Отечественной войны 1812 года?
Ответ:
Это было Бородинское сражение —26 августа 1812 года.
В ходе этого сражения ценой невероятной храбрости и мужества защитников нашего Отечества силы почти сравнялись: у русских осталось в армии 132 тысячи человек, а у врага — 135 тысяч. Бородинское сражение было решающим в период войны 1812 года и через некоторое время Наполеон, уже возомнивший себя победителем, покинул Москву и с трудом вывел свою армию из России.
Студент
читает отрывок стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
Студентка.
От войны 1812 года до Великой Отечественной войны с 1941по1945 годов страна наша пережила много всяких испытаний. Это были годы великих свершений, переворотов, открытий и достижений. Однако все испытания померкли перед новым всенародным горем, которое обрушилось на мирных людей Неожиданно. (слайд № 8)
Студентка.
Была жизнь прекраснее летнего вечера,
Ясноглаза, светлолоба,
Прелестью облика человечьего -
Гляди на неё, да любуйся в оба!
Была жизнь прочна и богата:
С затылка до пят — золотой водопад,
Без примеси суррогата!
Были матчи футбольные яростными,
Нежнейшие ноты выстраивал Ойстрах.
Бойченко ставил рекорды брассом.
Вся жизнь простиралась чудесным рассказом!
И радости эти живили всем чувства,
И жить помогали и спорт, и искусство!
Заводы росли, а люди мужали,
И Северный полюс перелетали!
И Волгу с Москвой, обменявшись грузами,
Связали удобными, прочными узами!
Была жизнь, прекраснее летнего вечера,
Ясноглаза, светлолоба,
Прелестью облика человечьего —
Смотри на нее, да любуйся в оба!
Студент.
А по ту сторону границы обыкновенный фашизм заливал кровью Европу, насаждая «новый порядок»: растерзана Чехословакия, захвачена Бельгия. Падение Парижа потрясло мир! Фашисты грабили Европу, жгли и уничтожали города. Военная мощь армии Адольфа Гитлера невиданно возрастала, и вскоре её острие оказалось направленным на нашу страну...
Завтра рощ испугаются птицы,
Завтра птиц не признают леса... -
Это все только завтра случится,
Через 24 часа...
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки...
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось...
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось...
И включается отсчет времени — это усиленный стук метронома или другой равномерный стук.
Звучит музыка «Журавли» (3,5 мин.).
Студенты:
- Грохот предательского обстрела Бреста донесся до каждого города и деревни нашей страны.
- Запричитала, застонала вся земля наша.
- Заголосила раненая Родина.
- И встали, поднялись на защиту ее сыновья и дочери.
- Разные у них были имена и разные национальности.
- Но все они стали братьями и сестрами по крови, потому что проливали ее на одном великом поле битвы.
- Проливали ее за спасение одной общей своей Родины!
- Глубоко возмущенные вероломным нападением и жестокостью захватчиков, люди шли и шли на площади городов.
- Добровольцы осаждали помещения военкоматов.
- Шли на фронт от мала до велика. Шли вчерашние школьники, почти такие же мальчишки и девчонки, как мы!..
Звучит военная песня с видеороликом «От героев былых времён» (3 мин).
Она.
Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год!
Он.
41-й — он был жестоким,
Чтобы вражеский смять размах,
Шли мальчишки, зажав винтовки
В неумелых еще руках!
Она.
Качается рожь не сжатая,
Шагают бойцы по ней,
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней!
Нет, то горят не хаты —
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней!
Он.
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые!
Где перестуки эшелонные
И извещенья похоронные!
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно
Высоко. И погорельцы, погорельцы
Кочуют с Запада к Востоку...
Она.
Как это было, как совпало —
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!..
Студент.
Восходят рассветы, сгорают закаты,
Не знает, не ищет земля тишины.
В трудах и тревогах седеют солдаты —
Герои давно отгремевшей войны.
Прошли эти люди сквозь громы и пламя,
Но молодо сердце и руки сильны,
Гуляют с внучатами в солнечных парках
Герои давно отгремевшей войны.
В лучистом цвету неоглядные дали,
И песни звенят на просторах страны,
И песни, и солнце в боях отстояли
Герои давно отгремевшей войны.
3. Заключение:
Заключительное слово классного руководителя.
Подведение итогов тематического классного часа, сообщение благодарности активно участвующим студентам.
Пользуясь моментом, хочу поздравить всех ребят с предстоящим праздником – Днём защитника Отечества.
Поздравляю вас! Пусть сегодня
В вашу честь слова звучат!
Пусть улыбка сердце тронет,
Засияет счастьем взгляд.
Праздник мужества и страсти
На листке календаря.
Я вам желаю счастья!
С 23 февраля! С днём защитника отечества!
Конкурсная программа:
На сцену выходят участники.
А вот и наши ребята. Пойдут и они в армию, станут солдатами.
Непросто обучить новобранца военной премудрости.
Тур 1-й
Тяжело в ученье — легко в бою.
Ведущий:
А солдат всегда должен быть готов встать в строй по тревоге. Сейчас наши молодцы продемонстрируют способность за считанные секунды пришить пуговицу и облачиться в форму.
1, 2 команды: Каждый по команде должен пришить пуговицу, надеть гимнастерку, ботинки и противогаз. Время фиксируется секундомером. Результаты вносятся в специальные таблицы. После объявления результата зал приветствует победителя первого состязания.
Ведущий:
Гренадерами назывались в русской армии ХIХ века рослые, физически сильные солдаты, специально обученные бросать гранаты. Фитиль гранаты надо было поджечь, как следует, чтобы он не погас при броске; но и медлить не следовало, иначе граната могла разорваться прямо в руках.
А вот и наши гренадеры. Сейчас они продемонстрируют свою меткость.Звучит песня «Солдатушки», бравы ребятушки».
1, 2 команды (по 2 человека): Участники должны:
1. из положения лежа метнуть «гранату» в цель — это может быть корзина или картонная коробка. Сколько участник за определённое время бросит «гранат», столько получит баллов.
2. В круге рассыпаны теннисные шарики. Участникам завязывают глаза. Сколько участник за определённое время соберёт «грибов», столько получит баллов.
Тур 2-й
Слава наша вечна будет.
Ведущий:
Да, сильны наши богатыри! Но сильны они ещё и умом, смекалкой, эрудицией. Не верите? Проверим!
Посмотрим, как знают наши доблестные воины историю русской армии, русского оружия.
Звучит хор «Вставайте, люди русские…» (музыка С. С. Прокофьева к фильму «Александр Невский».)
Викторина:
1 к. Как назывались первые русские воины? (дружинники.)
2 к. Назовите имена русских полководцев и военачальников, с которыми связаны победы русского оружия (до 1917 года).
(Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов,
Ф. Ф. Ушаков и др.)
1 к. Какому русскому полководцу принадлежат эти известные высказывания: «Пуля - дура, штык-молодец», «Сам погибай, а товарища выручай», «Воюют не числом, а умением», «Тяжело в ученье — легко в бою»? (А.В. Суворову.)
2 к. Назовите виды холодного оружия. (Булава, кистень, пика, меч, секира, или боевой топор, шпага, сабля, шашка, кинжал, нож, штык.)
1 к. Как называется часть войск, идущая впереди главных сил? (Авангард.)
2 к. Какие воинские звания существуют в современной армии? (Рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, прапорщик, старший прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, маршал.)
1 к. О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни? (О саперах, ошибка которых в работе может стоить им жизни.)
2 к. Как называется повозка для пулемета, прославленная в известной песне о гражданской войне? (Тачанка.)
1 к. Сколько битв проиграл А.В. Суворов? (Ни одной)
2 к. Как называется наступательное действие войск? (Атака)
Приложение