Файл: Методическая разработка классного часа по теме Немеркнущий подвиг народа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Студент.

Чем старше ты, матушка Русь,

Тем все больше глядишь моложавою,

Счастлив я, что с такою державою

В самом близком родстве нахожусь.

Студентка.

Пока монгольский хан Батый собирал на юго-востоке свою армию, шведские и немецкие феодалы на севере тоже решили захватить наши прекрасные русские земли, Однако им это не удалось. Молодой князь Александр Ярославович в 1240 году сокрушил шведов на реке Неве, за это его и прозвали Александром Невским, а через два года — 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище, где были разбиты и немецкие рыцари.

На экране иллюстрация — Александр Невский.

Студент.

А теперь представим себе ХVI век. Был у нас такой царь Иван Васильевич. За суровый нрав прозвали его Грозным.

Демонстрируется иллюстрация с изображением Ивана Грозного.

Однако история не умалчивает того факта, что вся политика Ивана IV Грозного была направлена на то, чтобы укрепить границы нашего государства, получить выход в Балтийское море. Но задача эта была непростой, и решена она была только при Петре 1

Демонстрируется портрет Петра 1. Звучит музыка (Бетховен «Лунная соната») и на её фоне продолжается чтение (3,5 мин).

Студентка.

Не только к Балтийскому, но и к Черному морю получила Россия выход при Петре 1.

Студент.

Перевернем еще одну страницу нашей Российской истории. Год 1812... К этому времени Россия стала уже могущественным государством.

Имена многих наших соотечественников прославили мировую культуру: Ломоносов, Радищев, Кулибин, Фонвизин, Боровиковский, Левицкий, Баженов и др. К нам стали приезжать и европейские деятели искусства.

Студент.

Демонстрируется иллюстрация с изображением Наполеона.

Все было бы хорошо, однако 12 июня 1812 года император Франции Наполеон во главе своей 600-тысячной армии напал на Россию. Началась Отечественная война, началась всенародная освободительная борьба... Однако Россия смогла тогда противопоставить Франции. В армии было только 230 тысяч человек.

Вопрос:

Какое самое знаменитое сражение произошло в период Отечественной войны 1812 года?

Ответ:

Это было Бородинское сражение —26 августа 1812 года.

В ходе этого сражения ценой невероятной храбрости и мужества защитников нашего Отечества силы почти сравнялись: у русских осталось в армии 132 тысячи человек, а у врага — 135 тысяч. Бородинское сражение было решающим в период войны 1812 года и через некоторое время Наполеон, уже возомнивший себя победителем, покинул Москву и с трудом вывел свою армию из России.


Студент

читает отрывок стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны -

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

Студентка.

От войны 1812 года до Великой Отечественной войны с 1941по1945 годов страна наша пережила много всяких испытаний. Это были годы великих свершений, переворотов, открытий и достижений. Однако все испытания померкли перед новым всенародным горем, которое обрушилось на мирных людей Неожиданно. (слайд № 8)
Студентка.

Была жизнь прекраснее летнего вечера,

Ясноглаза, светлолоба,

Прелестью облика человечьего -

Гляди на неё, да любуйся в оба!

Была жизнь прочна и богата:

С затылка до пят — золотой водопад,

Без примеси суррогата!

Были матчи футбольные яростными,

Нежнейшие ноты выстраивал Ойстрах.

Бойченко ставил рекорды брассом.

Вся жизнь простиралась чудесным рассказом!

И радости эти живили всем чувства,

И жить помогали и спорт, и искусство!

Заводы росли, а люди мужали,

И Северный полюс перелетали!

И Волгу с Москвой, обменявшись грузами,

Связали удобными, прочными узами!

Была жизнь, прекраснее летнего вечера,

Ясноглаза, светлолоба,

Прелестью облика человечьего —

Смотри на нее, да любуйся в оба!

Студент.

А по ту сторону границы обыкновенный фашизм заливал кровью Европу, насаждая «новый порядок»: растерзана Чехословакия, захвачена Бельгия. Падение Парижа потрясло мир! Фашисты грабили Европу, жгли и уничтожали города. Военная мощь армии Адольфа Гитлера невиданно возрастала, и вскоре её острие оказалось направленным на нашу страну...

Завтра рощ испугаются птицы,

Завтра птиц не признают леса... -

Это все только завтра случится,

Через 24 часа...

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки,



А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывая люки...

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось...

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось...

И включается отсчет времени — это усиленный стук метронома или другой равномерный стук.

Звучит музыка «Журавли» (3,5 мин.).

Студенты:

- Грохот предательского обстрела Бреста донесся до каждого города и деревни нашей страны.

- Запричитала, застонала вся земля наша.

- Заголосила раненая Родина.

- И встали, поднялись на защиту ее сыновья и дочери.

- Разные у них были имена и разные национальности.

- Но все они стали братьями и сестрами по крови, потому что проливали ее на одном великом поле битвы.

- Проливали ее за спасение одной общей своей Родины!

- Глубоко возмущенные вероломным нападением и жестокостью захватчиков, люди шли и шли на площади городов.

- Добровольцы осаждали помещения военкоматов.

- Шли на фронт от мала до велика. Шли вчерашние школьники, почти такие же мальчишки и девчонки, как мы!..

Звучит военная песня с видеороликом «От героев былых времён» (3 мин).
Она.

Я ушла из детства

В грязную теплушку,

В эшелон пехоты,

В санитарный взвод.

Дальние разрывы

Слушал и не слушал

Ко всему привыкший 41-й год!

Он.

41-й — он был жестоким,

Чтобы вражеский смять размах,

Шли мальчишки, зажав винтовки

В неумелых еще руках!

Она.

Качается рожь не сжатая,

Шагают бойцы по ней,

Шагаем и мы — девчата,

Похожие на парней!

Нет, то горят не хаты —

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней!

Он.

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые!

Где перестуки эшелонные

И извещенья похоронные!

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно
Высоко. И погорельцы, погорельцы

Кочуют с Запада к Востоку...

Она.

Как это было, как совпало —

И лишь потом во мне очнулось!

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые.

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!..

Студент.

Восходят рассветы, сгорают закаты,

Не знает, не ищет земля тишины.

В трудах и тревогах седеют солдаты —

Герои давно отгремевшей войны.

Прошли эти люди сквозь громы и пламя,

Но молодо сердце и руки сильны,

Гуляют с внучатами в солнечных парках

Герои давно отгремевшей войны.


В лучистом цвету неоглядные дали,

И песни звенят на просторах страны,

И песни, и солнце в боях отстояли

Герои давно отгремевшей войны.

3. Заключение:

Заключительное слово классного руководителя.

Подведение итогов тематического классного часа, сообщение благодарности активно участвующим студентам.

Пользуясь моментом, хочу поздравить всех ребят с предстоящим праздником – Днём защитника Отечества.

Поздравляю вас! Пусть сегодня
В вашу честь слова звучат!
Пусть улыбка сердце тронет,
Засияет счастьем взгляд.
Праздник мужества и страсти
На листке календаря.
Я вам желаю счастья!
С 23 февраля! С днём защитника отечества!

Конкурсная программа:
На сцену выходят участники.

А вот и наши ребята. Пойдут и они в армию, станут солдатами.

Непросто обучить новобранца военной премудрости.
Тур 1-й

Тяжело в ученье — легко в бою.

Ведущий:

А солдат всегда должен быть готов встать в строй по тревоге. Сейчас наши молодцы продемонстрируют способность за считанные секунды пришить пуговицу и облачиться в форму.

1, 2 команды: Каждый по команде должен пришить пуговицу, надеть гимнастерку, ботинки и противогаз. Время фиксируется секундомером. Результаты вносятся в специальные таблицы. После объявления результата зал приветствует победителя первого состязания.

Ведущий:

Гренадерами назывались в русской армии ХIХ века рослые, физически сильные солдаты, специально обученные бросать гранаты. Фитиль гранаты надо было поджечь, как следует, чтобы он не погас при броске; но и медлить не следовало, иначе граната могла разорваться прямо в руках.

А вот и наши гренадеры. Сейчас они продемонстрируют свою меткость.Звучит песня «Солдатушки», бравы ребятушки».
1, 2 команды (по 2 человека): Участники должны:

1. из положения лежа метнуть «гранату» в цель — это может быть корзина или картонная коробка. Сколько участник за определённое время бросит «гранат», столько получит баллов.

2. В круге рассыпаны теннисные шарики. Участникам завязывают глаза. Сколько участник за определённое время соберёт «грибов», столько получит баллов.

Тур 2-й

Слава наша вечна будет.


Ведущий:

Да, сильны наши богатыри! Но сильны они ещё и умом, смекалкой, эрудицией. Не верите? Проверим!

Посмотрим, как знают наши доблестные воины историю русской армии, русского оружия.

Звучит хор «Вставайте, люди русские…» (музыка С. С. Прокофьева к фильму «Александр Невский».)

Викторина:

1 к. Как назывались первые русские воины? (дружинники.)

2 к. Назовите имена русских полководцев и военачальников, с которыми связаны победы русского оружия (до 1917 года).

(Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов,

Ф. Ф. Ушаков и др.)

1 к. Какому русскому полководцу принадлежат эти известные высказывания: «Пуля - дура, штык-молодец», «Сам погибай, а товарища выручай», «Воюют не числом, а умением», «Тяжело в ученье — легко в бою»? (А.В. Суворову.)

2 к. Назовите виды холодного оружия. (Булава, кистень, пика, меч, секира, или боевой топор, шпага, сабля, шашка, кинжал, нож, штык.)

1 к. Как называется часть войск, идущая впереди главных сил? (Авангард.)

2 к. Какие воинские звания существуют в современной армии? (Рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, прапорщик, старший прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, маршал.)

1 к. О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни? (О саперах, ошибка которых в работе может стоить им жизни.)

2 к. Как называется повозка для пулемета, прославленная в известной песне о гражданской войне? (Тачанка.)

1 к. Сколько битв проиграл А.В. Суворов? (Ни одной)

2 к. Как называется наступательное действие войск? (Атака)

Приложение