Файл: Пояснительная записка программа учебноознакомительной практики предназначена для студентов 1 курса очной формы обучения оп в.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОЙ
(УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ ОП В – Русский языки литература, В – Русский языки литература в школах с нерусским языком обучения Количество кредитов 2 Курс 1
Алматы, 2020 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебно-ознакомительной практики предназначена для студентов 1 курса очной формы обучения ОП В

Русский языки литература, В – Русский языки литература в школах с нерусским языком обучения. Программа ознакомительной практики разработана в соответствии с
ГОСО и учебным планом.
Цель учебно-ознакомительной практики – ознакомление студентов с организацией и содержанием процесса обучения русскому языку и литературе в учреждениях общего среднего образования. Задачи практики
– ознакомление студентов со спецификой преподавания русского языка и русской литературы, со спецификой организации учебной деятельности учащихся разных возрастных групп, с индивидуальным педагогическим стилем учителя
– формирование у студентов в процессе наблюдения за профессиональной деятельностью учителя и учебной деятельностью учащихся первичных аналитических умений, связанных с профессиональной деятельностью учителя-филолога;
– стимулирование процесса профессионального самоопределения студентов. Требования к содержанию и организации практики (в соответствии с образовательным стандартом).
Учебно-ознакомительная практика направлена
– на знакомство студентов с организацией учебного процесса в учреждении образования
– на изучение учебных программ, учебников, учебных и методических пособий по предмету
– на наблюдение за обучением (деятельностью педагога) и учением деятельностью учащихся) в процессе посещения занятий по предмету. Входе выполнения программы практики формируются следующие академические, социально-личностные и профессиональные компетенции Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
– Быть способным к социальному взаимодействию. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. Владеть навыками здоровьесбережения. Планировать, организовывать и вести педагогическую (учебную, методическую, воспитательную) деятельность.
– Применять различные технологии обучения языку и литературе, русскому языку как иностранному. Осваивать и внедрять в учебный процесс инновационные образовательные технологии.

Использовать в своей деятельности навыки педагогического делового) общения. Создавать и редактировать документы с учетом специфики деловой коммуникации. Осуществлять мониторинг образовательного процесса, диагностику учебных и воспитательных результатов.
– Планировать, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность в области филологии (текстологии. Использовать в работе современные компьютерные методы сбора, обработки и хранения информации. Организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей.
– Взаимодействовать со специалистами разных профилей.
– Вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками. Готовить доклады, материалы к презентациями представительствовать на них. Использовать современные средства теле- и интернеткоммуникаций. Осваивать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности. Базы практики. Студенты проходят практику в учреждениях общего среднего образования г. Алматы: средних школах, гимназиях, лицеях, колледжах.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Накануне практики проводится курсовое собрание по организационно- методическим вопросам, вовремя которого студенты распределяются по учреждениям образования, получают необходимые указания и рекомендации по организации деятельности вовремя педагогической практики, ведению документации и составлению отчета о прохождении практики. Вначале педагогической практики происходит виртуальное знакомство студента стем учреждением образования, в котором он будет проходить практику, путем изучения официального сайта данной школы, гимназии, лицея или колледжа. В случае отсутствия сайта общую информацию об учреждении образования студент получает в процессе беседы с учителями данного учебного заведения. Вовремя практики руководитель практики от кафедры организует посещение каждым студентом х уроков русского языка их уроков русской литературы. В процессе практики студенты
1) знакомятся с учреждением образования, с общей организацией образовательного процесса в данном учреждении, с учебными программами,
учебниками по русскому языку и литературе либо по русскому языку как иностранному
2) в процессе посещения уроков русского языка и литературы наблюдают за профессиональной деятельностью учителя-филолога, за учебным коллективом, в свободной форме фиксируют результаты наблюдений. Целенаправленное наблюдение за учебным процессом поможет студентам впоследствии более осознанно воспринимать содержание таких учебных дисциплин, как педагогика, психология, методика преподавания русского языка, методика преподавания русской литературы. Кроме того, овладение методикой наблюдения как одним из способов научного исследования важно и для формирования исследовательского подхода к педагогическим явлениям, совершенствования творческих способностей будущих словесников.
3. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ Практика проводится онлайн последующему плану а) виртуальное знакомство студента стем учреждением образования, в котором он будет проходить практику, путем изучения официального сайта данной школы, гимназии, лицея или колледжа б) посещение учреждения образования, выбор класса, в котором будет проходить практика, беседа с учителем русского языка и литературы, работающим в данном классе ведение дневника практики. в) знакомство с учебной программой и учебниками по русскому языку и литературе того класса, за которым закреплен студент, посещение уроков русского языка и литературы в данном классе (согласно расписанию уроков, наблюдение за учебным процессом, фиксирование результатов наблюдений ведение дневника практики. г) посещение уроков русского языка и литературы в классе, за которым закреплен студент (согласно расписанию уроков, наблюдение за учебным процессом, фиксирование результатов наблюдений ведение дневника практики. д) оформление отчетной документации по практике.
3.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ С учебными программами и учебниками по русскому языку и литературе можно ознакомиться непосредственно в учреждении образования либо на сайте nao.kz. Дополнительная литература


1. Березовин, НА. Основы психологии и педагогики / НА. Березовин, ВТ. Чепиков, МИ. Чеховских. – Минск, 2004.
2. Коряушкина, В. А. Урок литературы в средней школе методическое пособие по педагогической практике / В. А. Коряушкина. – Минск, 1985.
3. Литвинко, Ф. М. Методика преподавания русского языка в школе / Ф. М. Литвинко. – Минск, 2015.
4. Методика преподавания литературы пособие для студентов и преподавателей в х ч. / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. – М,
1995.
5. Методика преподавания русского языка в школе / Под ред.
М.Т. Баранова. – М, 2000.
6. Теория и методика обучения литературе учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М, 2008.
7. Технологии и методики обучения литературе учеб. пособие / Под ред. В.А. Кохановой. – М, 2011.
3.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКЕ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Класс. Тема урока.
2. Готовность к уроку (оформление доски, состояние рабочих мест учащихся, готовность школьников к уроку и т. д.
3. Способы проверки домашнего задания.
4. Способы ознакомления учащихся с новой темой, соответствие выбранной формы объяснения нового материала возрастными интеллектуальным особенностям учащихся.
5. Способы формирования умений и навыков, учёт при подборе упражнений принципа градации от простого к сложному, от коллективных форм работы к самостоятельным целесообразность использования различных видов упражнений.
6. Характер, объем домашнего задания.
7. Способ подведения итогов урока.
8. Уровень теоретических знаний и практических умений учащихся, достигнутый на уроке.
9. Формы учёта и оценки работы школьников на уроке.
10. Использование раздаточного материала, наглядных пособий, технических средств обучения.
11. Темп урока.
12. Эмоциональная атмосфера урока, стиль взаимоотношений учителя с учениками.
13. Уровень лингвистической, методической, психолого- педагогической подготовки учителя.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ УРОКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Класс. Тема урока.
2. Подготовка к уроку (оформление доски, состояние рабочих мест учащихся, готовность школьников к уроку и т. д.
3. Проверка домашнего задания (место в структуре урока, способы проверки.
4. Способы ознакомления учащихся с новым материалом.
5. Способы работы на уроке с художественным текстом (виды чтения, приемы анализа текста.
6. Организация закрепления знаний.
7. Способ подведения итогов урока.
8. Формы учёта и оценки работы учащихся на уроке.
9. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Характер, объем домашнего задания.
10. Разнообразие и эффективность использованных приемов и форм работы.
11. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени по этапам урока.
12. Оборудование, использованное на уроке (тексты произведений, раздаточный материал, виды наглядности, технические средства обучения.
13. Эмоциональная атмосфера урока, стиль взаимоотношений учителя с учениками.
14. Темп ведения урока.
15. Уровень литературоведческих знаний и специальных читательских умений учащихся, достигнутый на уроке.
16. Уровень литературоведческой, методической, психолого- педагогической подготовки учителя.
3.4. ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Отчетная документация студентов по практике включает дневники отчет. В дневнике студент-практикант кратко отражает ход выполнения программы практики участие в курсовом собрании по организационно- методическим вопросам педпрактики, знакомство (в том числе виртуальное) с учреждением общего среднего образования, анализ учебных программ и учебников по русскому языку и литературе для конкретного класса, посещение уроков русского языка и литературы и наблюдение за учебной деятельностью учителя и учащихся, оформление результатов наблюдений и т. д. Дневник подписывается групповым руководителем. Образцы оформления титульного листа дневника и краткого описания выполненной работы даны в приложениях 1, 2.
В отчете излагаются результаты проведенных студентом наблюдений


1) дается краткая общая информация об учреждении образования, в котором проходила практика (на основе данных официального сайта, бесед с учителями
2) дается информация о том, в каком классе проводилось наблюдение, какие разделы по русскому языку и русской литературе изучаются в данном классе
3) в свободной форме отражаются результаты наблюдений при посещении уроков русского языка и литературы
4) могут быть внесены предложения по улучшению организации и проведения практики. Отчет подписывается самим студентом и групповым руководителем. Образец оформления отчета о прохождении практики дан в приложении 3.
3.5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В результате прохождения педагогической практики студенты должны
1) иметь общее представление о содержании и основных формах организации образовательного процесса по русскому языку и литературе в учреждениях общего среднего образования Республики Казахстан.
2) уметь в процессе целенаправленного наблюдения замечать и осмысливать положительный опыт в работе учителя русского языка и литературы, чтобы затем учитывать полученные знания при изучении филологических дисциплин, использовать результаты наблюдений в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин и при прохождении педагогической преддипломной практики на 4 курсе. Для оценки результатов практики используются следующие методы
– наблюдение за студентами в процессе педагогической практики
– анализ документации студентов дневников педагогической практики и отчетов. В течение недели после окончания практики руководитель практики от кафедры принимает дифференцированный зачет при наличии у студентов обязательной отчетной документации, предусмотренной программой практики. Он вносит отметки о зачете в зачетно-экзаменационную ведомость по педпрактике и зачетные книжки студентов данной группы, сдает отчетную документацию студентов на кафедру русского языка и литературы, а зачетно-экзаменационную ведомость группы – руководителю практики от кафедры. Руководитель практики вносит отметки о зачете, выставленные групповыми руководителями, в сводную зачетно-экзаменационную ведомость курса. Студент, не выполнивший программу практики или получивший неудовлетворительную отметку при сдаче дифференцированного зачета, повторно направляется на практику в свободное от обучения время.

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ДНЕВНИКА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН УНИВЕРСИТЕТ ДНЕВНИК
УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Петрученко Ольги Сергеевны, студента I курса института филологии ОП _____________
Календарные сроки практики
начало «____»____________ 20__ г. окончание «____»____________ 20__ г.
Название организации
____________________________________________________________
(полное название учреждения общего среднего образования)
Руководитель практики от кафедры
___________________________________________________________ ФИ. О, должность, ученое звание, ученая степень)
Алматы, 20__
Приложение 2 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ КРАТКОГО ОПИСАНИЯ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ Краткое описание выполненной работы Дата Содержание работы Руководитель практики от кафедры ______________________ Ф.И.О.
(подпись)
Приложение 3 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Отчёт о прохождении учебно-ознакомительной практики студента I курса института филологии
ОП __________
Петрученко Ольги Сергеевны
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ Студент ______________________ Петрученко ОС.
(подпись) Руководитель практики от кафедры ______________________ Ф.И.О
(подпись)