Файл: Оценочные материалы по русскому языку 59 класс Оценка устных ответов обучающихся.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(27)Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
– (28)Кто главный? – спрашивает она.
– (29)Ну, ты...
– (30)Перевернись. (31)И тащи духи. (32)А то заставлю стоять на голове целый день!
(33)Вытирая ладони о свою майку, Гоша топчется беспомощно, моргает, но Верочка неумолима. (34)И тогда, отдав ей транзистор, Гоша плетётся к себе в квартиру.
(35)Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор Серёжка и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой.
– (36)Это ракета, – сообщает Серёжка внушительно. – (37)В лесу запустим.
(38)Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.
(39)Дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша. (40)Оглядывается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон.
(41)Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. (42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже. (43)И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44)«На, смотри, если хочется...»
(45)Верочка понимает его состояние. (46)И ей не нравится, что Гоша разговаривает свысока. (47)Лицо у Верочки становится задумчивое. (48)Она склоняет голову набок, прищуривается. (49)Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться (и дралась почище мальчишек). (50)Теперь она не дерётся. (51)Есть другие способы.
(52)Она нехотя берёт голубой флакон.
– (53)Так, понятно… (54)А спички у тебя есть?
– (55)Спички?.. (56)Ну, в куртке... посмотри в кармане.
– (57)Ага. (58)Теперь поджигай этот хвост! – (59)Верочка показывает на оставленную мальчишками ракету.
– (60)Зачем?.. – ничего не соображая, бормочет Гоша. – (61)Что это?
– (62)Бомба. (63)Пусть бабахнет.
– (64)Ну!.. – растерянно бормочет Гоша. – (65)Это...
– (66)Кто главный?
– (67)Верка, перестань!
– (68)Ах, так? – (69)Вера чиркает спичкой и подносит огонёк к ракетному хвосту. (70)Наконец что-то зашипело, заскворчало, как масло на сковородке...
– (71)Верка! (72)Отойди!..
(73)Верочка демонстративно стоит над чадящей картонной трубой.
(74)И тут я вижу начало подвига, его свершение и конец. (75)Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и – плашмя, животом – падает на ракету.
(По Э. Шиму)*
* Шим Эдуард Юрьевич (Эдуард Юрьевич Шмидт) (1930–2006 гг.) – русский писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.
Задание С2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и писателя В.А. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием
Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и ярко сверкали. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка, а за окнами едва заметно голубела заря.
Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой, и сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой. Мгла эта светлела, делалась всё прозрачнее, и сквозь неё уже были видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков.
Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья сыпались с них частым и печальным дождем.
Я вернулся в комнаты, в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза, и почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу. Через день она вся облетела.
(К.Паустовский.) (163 сл). Грамматическое задание.
1.Произведите синтаксический разбор последнего предложения во 2 абзаце.
2. найти ССП и определить грамматическую основу и разряд союза.
3.Произвести морфемный разбор слов ОБРАДОВАЛИСЬ, ПРОЗРАЧНЕЕ, СЫПАЛИСЬ, ЛИМОННЫХ.
Контрольная работа по теме: "Сложносочинённое предложение"
Вариант 1
А1. Какое предложение не является сложносочинённым?
1) Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.
2) В доме все уже легли, но никто не спал.
3) Рядовые скотоводы и земледельцы обитали в многочисленных сёлах, вожди и их окружение в городищах.
4) Парламент стоит на страже законов и конституции, а правительство следит за их осуществлением.
А2. Укажите предложение с разделительным союзом.
1) Вы можете высказать своё мнение, позвонив по телефону радиостанции, или можно отправить sms.
2) Пруд был тёмен, покоен, и лодка была точно приклеена к чёрной воде.
3) Старик смеялся, а матери всё это казалось милым сном.
4) Ни я тебе не могу дозвониться, ни ты мне.
А3. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
1) Тут кто-то позвонил дяде по телефону и чем-то взволнованный он заторопил старика Якова.
2) Или грудь в крестах или голова в кустах.
3) Небо насупилось надвинулась тёмная туча и под весёлые раскаты грома зашумел ливень.
4) Через две недели у лисят открылись глаза и начали прорезываться зубки.
А4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Брат долго не брал меня с собой ( ) мне же хотелось хоть одним глазком посмотреть на его тренировки.
1) Сложносочинённое предложение, запятая не нужна.
2) Бессоюзное предложение, запятая нужна.
3) Сложноподчинённое предложение, запятая нужна.
4) Сложносочинённое предложение, запятая нужна.
В1. Из данного предложения выпишите грамматические основы.
Ураган прошёл, однако связи с городом ещё не было.
________________________________________________________________
С1. Напишите, какова роль интонации в предложении.
Вариант 2
А1. Какое предложение не является сложносочинённым?
1) Правовое государство основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах.
2) Щука попалась большая, и с ней было много хлопот.
3) В борьбе за власть всегда находятся друзья, но при её делении есть только враги.
4) Ночью была оттепель, а к утру ударил мороз.
А2. Укажите предложение с разделительным союзом.
1) Активную роль в борьбе за власть играет политическая элита общества, рядовые граждане тоже участвуют в этой борьбе через референдумы и избирательные кампании.
2) Заря погасла, и тёмная ночь опустилась на землю.
3) Ян держал в руке книгу, но глаза его были закрыты.
4) Не то пламя пожара зажгло горизонт, не то зарево восходящей луны осветило ночное небо.
А3. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
1) Громадные гнедые кони обезумев рвались по вытоптанному хлебу.
2) Вдруг лодка натолкнувшись на что-то опрокинулась и мы очутились по пояс в воде.
3) И крута гора да миновать нельзя.
4) В нижнем этаже заиграла скрипка и кто-то запел.
А4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Жизнь государства подчиняется определённым законам ( ) традиции тоже играют значительную роль.
1) Сложносочинённое предложение, запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, запятая нужна.
3) Сложноподчинённое предложение, запятая нужна.
4) Бессоюзное предложение, запятая нужна.
В1. Из данного предложения выпишите грамматические основы.
В саду было тихо, и на земле лежали тёмные тени.
________________________________________________________________
С1. Напишите, какие отношения могут выражать сложносочинённые предложения. Приведите примеры.
Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием
Андрей Рублёв
В продолжение долгих часов Андрей остаётся наедине со своим учителем Даниилом Чёрным, который открывает юному художнику тайны живописи.
Даниил был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одарённость Рублёва, но и воспитал в нём самостоятельную творческую мысль и манеру, не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путём.
Поступать так - значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора.
Рублёву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронёс признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.
От того далёкого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублёв запечатлён с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублёве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.
(167 слов) (По В. Прибыткину)
Грамматические задания.
1. Синтаксический разбор предложения:
1-й вариант: Рублёву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ.
2-й вариант: От того далёкого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублёв запечатлён с гордо поднятой головой.
2. Фонетический разбор слова.
1-й вариант: юному 2-й вариант: большая
3. Морфологический разбор слова.
1-й вариант: глагола 2-й вариант: прилагательного
4. Выписать из текста словосочетания на все виды подчинительной связи.
Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием
Скрипучие половицы
Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах