Файл: Оценочные материалы по русскому языку 59 класс Оценка устных ответов обучающихся.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Напишите об известных вам значениях слова "маяк". (Ответ должен быть полным.)
Контрольный диктант № 5"Правописание имён прилагательных".
Пятые сутки геолог пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился.
Кончились запасы пищи. И теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.
Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костёр около смолистого пня, набросал еловых веток и прилёг прямо на них.
Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность.
Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.
Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рёв машин. «Неужели близко дорога?»- подумал он.
Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины. (115 слов.)
Грамматические задания
1.СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1в. – Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.
2в. – Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины.
2.ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.
1в.- под раскидистой (елью)
2в.- около смолистого (пня)
Контрольная работа по теме "имя числительное".
Вариант 1
А1. В каком ряду оба слова - числительные?
□ 1) четырёх, удвоить
□ 2) тройка, пятнадцатый
□ 3) второй, двадцать
□ 4) шестому, пятёрка
А2. В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь?
□ 1) сем..надцать
□ 2) сем..десят
□ 3) сед..мой
□ 4) сем..сот
А3. Какое числительное написано с ошибкой?
□ 1) двеннадцать
□ 2) триста
□ 3) миллион
□ 4) двести
А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
□ 1) четырёхсот двадцати делегатов
□ 2) (о) сорока килограммах
□ 3) семистам восьми номерам
□ 4) шестистами рублями
А5. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы).
□ 1) к две тысячи десятому году
□ 2) на обоих сторонах
□ 3) двое суток
□ 4) полутора месяцев
А6. Укажите пример, в котором нет грамматической ошибки (нарушения речевой нормы).
□ 1) к семнадцатое октября
□ 2) до трёхсот восьмой квартиры
□ 3) в полутораста километрах
□ 4) трое подруг
Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1.
(1)Третьего ноября тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года в нашей стране был запущен второй искусственный спутник Земли. (2)Его вес - пятьсот восемь килограммов. (3)За две тысячи оборотов спутник прошёл около девяноста миллионов километров. (4)Это составляет три пятых расстояния от Земли до Солнца.
В1. Сколько порядковых числительных в предложении (1)? (Ответ запишите цифрой.)
В2. Выпишите из текста дробное числительное.
В3. Напишите, каким членом предложения (2) является числительное.
С1. Напишите небольшое сочинение на тему "Первые шаги в космос".
Вариант 2
А1. В каком ряду оба слова - числительные?
□ 1) утроили, один
□ 2) первый, десятка
□ 3) седьмой, двенадцать
□ 4) четвёрка, пятьдесят
А2. В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь?
□ 1) восем..сот
□ 2) вос..мой
□ 3) восем..десят
□ 4) восем..надцать
А3. Какое числительное написано с ошибкой?
□ 1) миллиард
□ 2) четыресто
□ 3) одиннадцать
□ 4) девяносто
А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
□ 1) девятисот десяти банок
□ 2) пятидесятью восьмью участниками
□ 3) двумстам тридцати граммам
□ 4) (о) девяноста книгах
А5. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы).
□ 1) к двум пятым объёма
□ 2) до двух тысячи десятого года
□ 3) у обоих берегов
□ 4) трое котят
А6. Укажите пример, в котором нет грамматической ошибки (нарушения речевой нормы).
□ 1) до двадцатое декабря
□ 2) полтораста тоннами
□ 3) на шестисот десятом километре
□ 4) семеро козлят
Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1.
(1)Царь-пушка отлита литейным мастером Андреем Чоховым в тысяча пятьсот восемьдесят шестом году. (2)Её вес - сорок тонн, длина - пять метров тридцать четыре сантиметра, калибр - восемьдесят девять сантиметров. (3)Пушка должна была защищать Кремль от нашествия татар в конце шестнадцатого века. (4)Неприятель не дошёл до Москвы, и из Царь-пушки стрелять не пришлось.
В1. Из предложения (2) выпишите составные числительные.
В2. Из предложений (2), (3) выпишите порядковое числительное.
В3. Напишите, каким членом предложения (1) является числительное.
С1. Напишите небольшое сочинение на тему "Достопримечательности Кремля".
Контрольный диктант№6 по теме: «Имя числительное»
Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нём содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.
Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (108 слов.)
Грамматические задания
1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.
1в. – восьмой (вагон) 2в. – двадцать шесть (книг)
2. ПРОСКЛОНЯЙТЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.
1в. – шестьдесят 2в. – пятьсот
Контрольный диктант "Правописание местоимений"
Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие – то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие – то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.
Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.
На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму. (125 слов.)
Грамматические задания
1. УКАЖИТЕ РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ
1в. – в первом абзаце 2в. – во втором абзаце
2. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.
1в. – моей 2в. – у меня
Контрольный тест по теме «Глагол»
Вариант 1
А1. Какой глагол является разноспрягаемым?
□ 1) поднимутся
□ 2) бегут
□ 3) берёт
□ 4) строит
А2. В каком словосочетании глагол является переходным?
□ 1) позвонил в дверь
□ 2) прогуливался по парку
□ 3) вытянули репку
□ 4) едут по шоссе
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
□ 1) разве..л, покин..те
□ 2) выд..рнуть, догон..м
□ 3) посе..м, отп..реть
□ 4) побре..т, накуп..м
А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
□ 1) уставиш..ся, испеч..
□ 2) борот..ся, мне нездоровит..ся
□ 3) изучает..ся, показываеш..ся
□ 4) раздават..ся, продаёт..ся
А5. В каком суффиксе пишется буква Е?
□ 1) присва..вать
□ 2) удва..вать
□ 3) накач..вать
□ 4) гор..вать
А6. Укажите пример с нарушением речевой нормы.
□ 1) облегчи́ть
□ 2) езжай
□ 3) положи
□ 4) бегайте
Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1.
(1)Моржа Малышку доставили в зоопарк поздней осенью. (2)Ночью, когда подмораживает и лёд покрывает всю поверхность водоёма, она проделывает в нескольких местах проруби. (3)Изредка в них появляется её голова - Малышка захватывает воздух, а затем снова погружается под лёд.
В1. Напишите название наклонения, в котором употреблён глагол в предложении (1).
В2. Из предложения (2) выпишите безличный глагол (безличные глаголы).
В3. Из предложения (3) выпишите возвратный глагол (возвратные глаголы).
С1. Напишите о том, как животные приспосабливаются к зиме.
Вариант 2
А1. Какой глагол является разноспрягаемым?
□ 1) старается
□ 2) считает
□ 3) рисуем
□ 4) захотим
А2. В каком словосочетании глагол является переходным?
□ 1) надел ботинки
□ 2) улети на небо
□ 3) готовимся к встрече
□ 4) устала от забот
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
□ 1) откро..те, пове..ло
□ 2) отп..реть, задерж..м
□ 3) выж..г, раста..т
□ 4) выгор..т, расскаж..т
А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
□ 1) слышиш.., сочетает..ся
□ 2) колет..ся, любоват..ся
□ 3) изучает..ся, поздравиш..
□ 4) привлеч.., пытат..ся
А5. В каком суффиксе пишется буква Е?
□ 1) изнаш..вать
□ 2) заноч..вать
□ 3) пристра..вать
□ 4) усва..вать
А6. Укажите пример с нарушением речевой нормы.
□ 1) прилягте
□ 2) ехайте
□ 3) повтори́м
□ 4) хотите
Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1.
(1)Пришла зима, и мы устроили для птиц кормушки. (2)Когда птицы захотят есть, они подлетают к кормушке и клюют зёрна и сухие ягоды. (3)Мы стараемся, чтобы синицы, воробьи, снегири не знали зимой голода.
В1. Напишите название наклонения, в котором употреблены глаголы в предложении (1).
В2. Из предложения (2) выпишите разноспрягаемый глагол (разноспрягаемые глаголы).
В3. Из предложения (3) выпишите возвратный глагол (возвратные глаголы).
С1. Напишите о том, как птицы приспосабливаются к зиме.
Контрольный диктант по теме"Правописание глаголов".
Битва во ржи.
Высокая густая рожь – это для многих животных густой лес.
Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие – то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они присматриваться, ловить мышей и полёвок. Надо много ловкости, чтобы поймать их в высокой ржи.
Но во ржи живёт множество других вредителей. Это насекомые и их прескверные гусеницы. Если бы их никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай. Это землеройки, ежи, летучие мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы их часто не видим и знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши хлеба от истребления. (112 слов)
Грамматические задания
1. РАЗБЕРИТЕ СЛОВА ПО СОСТАВУ.
1в. – догорает, хлебного, лунную
2в. – вылетели, ловить, вредителей
2. ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛА 3 ВИДА НАКЛОНЕНИЙ.
1в. – рисовать 2в. – играть
Итоговый контрольный диктант.
Утро ранней весной.
Небо перед утренней зарёй прояснилось. На нём нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Раздаётся стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.
Контрольный диктант № 5"Правописание имён прилагательных".
Пятые сутки геолог пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился.
Кончились запасы пищи. И теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.
Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костёр около смолистого пня, набросал еловых веток и прилёг прямо на них.
Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность.
Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.
Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рёв машин. «Неужели близко дорога?»- подумал он.
Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины. (115 слов.)
Грамматические задания
1.СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1в. – Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.
2в. – Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины.
2.ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.
1в.- под раскидистой (елью)
2в.- около смолистого (пня)
Контрольная работа по теме "имя числительное".
Вариант 1
А1. В каком ряду оба слова - числительные?
□ 1) четырёх, удвоить
□ 2) тройка, пятнадцатый
□ 3) второй, двадцать
□ 4) шестому, пятёрка
А2. В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь?
□ 1) сем..надцать
□ 2) сем..десят
□ 3) сед..мой
□ 4) сем..сот
А3. Какое числительное написано с ошибкой?
□ 1) двеннадцать
□ 2) триста
□ 3) миллион
□ 4) двести
А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
□ 1) четырёхсот двадцати делегатов
□ 2) (о) сорока килограммах
□ 3) семистам восьми номерам
□ 4) шестистами рублями
А5. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы).
□ 1) к две тысячи десятому году
□ 2) на обоих сторонах
□ 3) двое суток
□ 4) полутора месяцев
А6. Укажите пример, в котором нет грамматической ошибки (нарушения речевой нормы).
□ 1) к семнадцатое октября
□ 2) до трёхсот восьмой квартиры
□ 3) в полутораста километрах
□ 4) трое подруг
Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1.
(1)Третьего ноября тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года в нашей стране был запущен второй искусственный спутник Земли. (2)Его вес - пятьсот восемь килограммов. (3)За две тысячи оборотов спутник прошёл около девяноста миллионов километров. (4)Это составляет три пятых расстояния от Земли до Солнца.
В1. Сколько порядковых числительных в предложении (1)? (Ответ запишите цифрой.)
В2. Выпишите из текста дробное числительное.
В3. Напишите, каким членом предложения (2) является числительное.
С1. Напишите небольшое сочинение на тему "Первые шаги в космос".
Вариант 2
А1. В каком ряду оба слова - числительные?
□ 1) утроили, один
□ 2) первый, десятка
□ 3) седьмой, двенадцать
□ 4) четвёрка, пятьдесят
А2. В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь?
□ 1) восем..сот
□ 2) вос..мой
□ 3) восем..десят
□ 4) восем..надцать
А3. Какое числительное написано с ошибкой?
□ 1) миллиард
□ 2) четыресто
□ 3) одиннадцать
□ 4) девяносто
А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
□ 1) девятисот десяти банок
□ 2) пятидесятью восьмью участниками
□ 3) двумстам тридцати граммам
□ 4) (о) девяноста книгах
А5. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы).
□ 1) к двум пятым объёма
□ 2) до двух тысячи десятого года
□ 3) у обоих берегов
□ 4) трое котят
А6. Укажите пример, в котором нет грамматической ошибки (нарушения речевой нормы).
□ 1) до двадцатое декабря
□ 2) полтораста тоннами
□ 3) на шестисот десятом километре
□ 4) семеро козлят
Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1.
(1)Царь-пушка отлита литейным мастером Андреем Чоховым в тысяча пятьсот восемьдесят шестом году. (2)Её вес - сорок тонн, длина - пять метров тридцать четыре сантиметра, калибр - восемьдесят девять сантиметров. (3)Пушка должна была защищать Кремль от нашествия татар в конце шестнадцатого века. (4)Неприятель не дошёл до Москвы, и из Царь-пушки стрелять не пришлось.
В1. Из предложения (2) выпишите составные числительные.
В2. Из предложений (2), (3) выпишите порядковое числительное.
В3. Напишите, каким членом предложения (1) является числительное.
С1. Напишите небольшое сочинение на тему "Достопримечательности Кремля".
Контрольный диктант№6 по теме: «Имя числительное»
Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нём содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.
Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (108 слов.)
Грамматические задания
1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.
1в. – восьмой (вагон) 2в. – двадцать шесть (книг)
2. ПРОСКЛОНЯЙТЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.
1в. – шестьдесят 2в. – пятьсот
Контрольный диктант "Правописание местоимений"
Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие – то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие – то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.
Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.
На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму. (125 слов.)
Грамматические задания
1. УКАЖИТЕ РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ
1в. – в первом абзаце 2в. – во втором абзаце
2. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.
1в. – моей 2в. – у меня
Контрольный тест по теме «Глагол»
Вариант 1
А1. Какой глагол является разноспрягаемым?
□ 1) поднимутся
□ 2) бегут
□ 3) берёт
□ 4) строит
А2. В каком словосочетании глагол является переходным?
□ 1) позвонил в дверь
□ 2) прогуливался по парку
□ 3) вытянули репку
□ 4) едут по шоссе
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
□ 1) разве..л, покин..те
□ 2) выд..рнуть, догон..м
□ 3) посе..м, отп..реть
□ 4) побре..т, накуп..м
А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
□ 1) уставиш..ся, испеч..
□ 2) борот..ся, мне нездоровит..ся
□ 3) изучает..ся, показываеш..ся
□ 4) раздават..ся, продаёт..ся
А5. В каком суффиксе пишется буква Е?
□ 1) присва..вать
□ 2) удва..вать
□ 3) накач..вать
□ 4) гор..вать
А6. Укажите пример с нарушением речевой нормы.
□ 1) облегчи́ть
□ 2) езжай
□ 3) положи
□ 4) бегайте
Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1.
(1)Моржа Малышку доставили в зоопарк поздней осенью. (2)Ночью, когда подмораживает и лёд покрывает всю поверхность водоёма, она проделывает в нескольких местах проруби. (3)Изредка в них появляется её голова - Малышка захватывает воздух, а затем снова погружается под лёд.
В1. Напишите название наклонения, в котором употреблён глагол в предложении (1).
В2. Из предложения (2) выпишите безличный глагол (безличные глаголы).
В3. Из предложения (3) выпишите возвратный глагол (возвратные глаголы).
С1. Напишите о том, как животные приспосабливаются к зиме.
Вариант 2
А1. Какой глагол является разноспрягаемым?
□ 1) старается
□ 2) считает
□ 3) рисуем
□ 4) захотим
А2. В каком словосочетании глагол является переходным?
□ 1) надел ботинки
□ 2) улети на небо
□ 3) готовимся к встрече
□ 4) устала от забот
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
□ 1) откро..те, пове..ло
□ 2) отп..реть, задерж..м
□ 3) выж..г, раста..т
□ 4) выгор..т, расскаж..т
А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
□ 1) слышиш.., сочетает..ся
□ 2) колет..ся, любоват..ся
□ 3) изучает..ся, поздравиш..
□ 4) привлеч.., пытат..ся
А5. В каком суффиксе пишется буква Е?
□ 1) изнаш..вать
□ 2) заноч..вать
□ 3) пристра..вать
□ 4) усва..вать
А6. Укажите пример с нарушением речевой нормы.
□ 1) прилягте
□ 2) ехайте
□ 3) повтори́м
□ 4) хотите
Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1.
(1)Пришла зима, и мы устроили для птиц кормушки. (2)Когда птицы захотят есть, они подлетают к кормушке и клюют зёрна и сухие ягоды. (3)Мы стараемся, чтобы синицы, воробьи, снегири не знали зимой голода.
В1. Напишите название наклонения, в котором употреблены глаголы в предложении (1).
В2. Из предложения (2) выпишите разноспрягаемый глагол (разноспрягаемые глаголы).
В3. Из предложения (3) выпишите возвратный глагол (возвратные глаголы).
С1. Напишите о том, как птицы приспосабливаются к зиме.
Контрольный диктант по теме"Правописание глаголов".
Битва во ржи.
Высокая густая рожь – это для многих животных густой лес.
Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие – то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они присматриваться, ловить мышей и полёвок. Надо много ловкости, чтобы поймать их в высокой ржи.
Но во ржи живёт множество других вредителей. Это насекомые и их прескверные гусеницы. Если бы их никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай. Это землеройки, ежи, летучие мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы их часто не видим и знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши хлеба от истребления. (112 слов)
Грамматические задания
1. РАЗБЕРИТЕ СЛОВА ПО СОСТАВУ.
1в. – догорает, хлебного, лунную
2в. – вылетели, ловить, вредителей
2. ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛА 3 ВИДА НАКЛОНЕНИЙ.
1в. – рисовать 2в. – играть
Итоговый контрольный диктант.
Утро ранней весной.
Небо перед утренней зарёй прояснилось. На нём нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Раздаётся стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.