ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слайд 1 титульный
Слайд 2 Макдональдизация общества – это концепция в социологии, новое переосмысление рационализации – переход от традиционных моделей мышления к рациональным в направлении всё более научно структурированного и обоснованного управления.
Слайд 3 Теория макдональдизации в широком смысле слова представляет собой набор принципов организации деятельности, позволяющие, руководствуясь чёткой схемой ограничений и правил, максимально быстро и эффективно достигать поставленных целей.
Происхождение термина связано с внедрением и использованием такого принципа деятельности в сети ресторанов быстрого питания (фаст-фуда) McDonald’s.
Слайд 4 Термин «макдональдизация» был введён американским социологом Джорджем Ритцером в его книге «Макдонализация общества» (1993), в которой он исследует культурное восприятие характеристик ресторанов быстрого питания.
Согласно книге, Дж. Ритцера, в узком смысле «макдональдизация» – это процесс «благодаря основным принципам которого этот ресторан фаст-фуда добивается все большего доминирования в самых разных сферах жизни американского общества и остального мира». В широком смысле речь идёт о «макдональдизации общества» – то есть о «превращении тех функциональных принципов, на которых основывается ресторанный бизнес этой сети, в базисные принципы организации современной социальной жизни, способствующие ее дальнейшей рационализации».
Слайд 5. Продолжая и развивая интеллектуальную традицию М. Вебера, выработавшего типологию социальных действий, Дж. Ритцер вслед за немецким мыслителем выделяет целерациональное социальное действие в качестве наиболее эффективного.
Одной из причин глобальной торгово-экономической экспансии транснациональных корпораций, заинтересованных в максимальном увеличении собственных прибылей, стал переход крупных компаний к системе жёсткой рациональной организации ведения дел.
В качестве наиболее рельефного примера эффективного построения и функционирования такой системы, американский социолог приводит сеть ресторанов быстрого питания «МакДональдс», эволюция которой, по его мнению, значительным образом повлияла на социальное развитие во всём мире.
Слайд 6 Принципы макдональдизации
Характеризуя основные принципы «макдональдизированного» общества Дж. Ритцер выделяет эффективность, предсказуемость, упор на количественные показатели и строгий контроль в качестве таковых, отдельно отмечая принцип «иррациональности рационального».
Рассмотрим некоторые из них…
Предсказуемость
В понимании Ритцера, означает стабильность или устойчивость в существовании тех или иных универсалий, сопровождающих, как культуру «МакДональдса», так и, – шире, «макдональдизирующееся» общество. Например, вне зависимости от географического расположения клиента, его половой или национальной принадлежности, «культура и высокие стандарты» этой сети, выраженные в стандартизированных формах обслуживания или в ставших уже классическими, присущими исключительно «МакДональдсу» позициях меню, остаются одними и теми же.
Строгий контроль
Что касается «строго контроля», то здесь, по мнению Ритцера, речь идёт, прежде всего, не о наблюдении за качеством предлагаемого продукта, но о различных способах сугубо бюрократического контроля за соблюдением определенных предписаний сотрудниками этой сети. При этом не имеет особого значения, связана ли та или иная инструкция с прямой деятельностью ресторана, – приготовлением еды: в самом факте появления многостраничных кодексов, обязывающих работника беспрекословно следовать указанным правилам, Дж. Ритцер усматривает господство бюрократического типа правления, концептуализированного М. Вебером.
Схожесть современного государства и ведущих торговых компаний
Дж. Ритцер отмечает принципиальную схожесть современного государства и ведущих торговых компаний – в их основе лежит бюрократический принцип господства, направленный на максимальное увеличение прибылей. При всех известных плюсах этого принципа, нельзя не отметить его значительные минусы. Совершенно не случайно, что «осуществляющая этот тип господства формально рациональная бюрократическая машина должна служить исключительно «интересам дела»; её безличный характер полностью соответствует её «внеценностным установкам».
«Иррациональности рационального»
Вопрос о ценностях, которые несёт в себе «макдональдизация» общества, становится для Дж. Ритцера ключевым.
Принцип «иррациональности рационального» отражает существующую, даже в условиях глобализации, необходимость индивида опираться в своей как профессиональной, так и в социальной деятельности, не только на действующее законодательство, но, прежде всего, на традицию и веру в авторитет других людей, которые придают ценностное содержание всякому действию.
Соблюдение закона, отмечает американский социолог, само по себе не является ценностью, – оно есть изначально только способ эффективной организации жизнедеятельности людей. В то же время, процесс «макдональдизации», «как и соответствующий ей чистый тип целерационального действия, в себе самой своей цели не имеет и всегда определяется через что-то другое; легальное господство не имеет достаточно сильной легитимности и должно быть подкреплено чем-то другим – традицией или харизмой».
Слайд 10 Вывод
С учётом кризиса локально-культурных и традиционных типов идентичности, рационализация социальной жизни индивидов по принципам «макдональдизации», в перспективе динамики развития современного глобального общества, способна привести не только к ещё большему возрастанию влияния торговых корпораций, но и к элиминации ценностного содержания, как профессиональной, так и социальной деятельности их работников.