Файл: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами рф о поправках к Конституции рф от 30 декабря 2008 г..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовое регулирование местного самоуправления фактически идет параллельно двумя путями - на конституционном уровне и на уровне федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Федерации. Необходим существенный разворот действующего федерального законодательства о местном самоуправлении в направлении к прямому смыслу конституционных норм.

Значительную помощь оказало бы принятие на федеральном уровне, возможно в форме Указа Президента РФ, общей концепции государственной политики в области местного самоуправления. На основе этой концепции можно было бы более системно и непротиворечиво осуществлять законодательное регулирование важнейшего института народовластия. В концепции целесообразно определить роль местного самоуправления в развитии общества и государства на современном этапе, степень его организационной, компетенционной и финансовой самостоятельности в системе органов публичной власти, предусмотреть системное решение вопросов полномочий органов местного самоуправления, его финансовой базы, земельных, имущественных отношений, кадровое обеспечение, основы взаимоотношений с органами государственной власти.

Одним из важнейших условий эффективного функционирования местного самоуправления в РФ является законодательно закрепленная обязанность должностных лиц местного самоуправления самостоятельно нести ответственность, в том числе и конституционную перед государством, населением муниципального образования, юридическими и физическими лицами.

К основополагающим условиям эффективности на муниципальном уровне конституционно-правовой ответственности можно отнести такие факторы как: неотвратимости наступлений неблагоприятных последствий для правонарушителей; судебный порядок привлечения к конституционно-правовой ответственности субъектов; процедурно-четкая законодательная регламентация оснований, условий и порядка привлечения к ответственности.

Для того чтобы правовые механизмы конституционно-правовой ответственности на муниципальном уровне должностных лиц были эффективными и обеспечивали повышение качества и эффективность публично-властных отношений на уровне муниципалитетов и в целом государственного механизма, необходимо исключить противоречивость и несогласованность правовых норм, определяющих основания, условия, порядок привлечения и меры конституционно-правовой ответственности.

В действующее законодательство необходимо внести изменения, направленные на повышение эффективности института конституционно-правовой ответственности должностных лиц местного самоуправления, в которых устанавливается, что высшее должностное лицо субъекта РФ, руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта не имеет право принятия решений об отрешении от должности главы муниципальных образований и местных администраций. Высшее должностное лицо субъекта РФ, руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта должен иметь исключительное право обратиться в соответствующий суда с заявлением об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях: неисполнения должностным лицом местного самоуправления решений судов вступивших в законную силу, издания нормативных правовых актов противоречащих действующему законодательству, в том числе уставу муниципального образования приводящих к однократным существенным, систематическим или массовым нарушениям основ конституционного строя, конституционных прав и свобод гражданина и человека, совершения должностными лицами местного самоуправления противоправных действий, в том числе финансово-экономического характера. Издания ими правовых актов, не носящих нормативного характера, нарушающих действующее законодательство, в том числе устав муниципальных образований, а также влекущих нецелевые расходования субвенций и субсидий из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это устанавливается в судебном порядке.


Обеспечение самостоятельности органов муниципальной власти, а также возможности ограниченного вмешательства органов государственной власти в их деятельность, более конкретное определение полномочий органов муниципальной власти, форм их взаимодействия является основой дальнейшей оптимизации моделей реализации муниципальной власти.

Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:

  1. Модельный закон об общих принципах и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, принят Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в г. Санкт-Петербурге 7 декабря 2002 г.

  2. Модельный закон об общих принципах организации местного самоуправления, принят Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в г. Санкт-Петербурге 6 декабря 1997 г.

  3. Декларация о принципах местного самоуправления, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 1994 г.

  4. Европейская Хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.)

  5. Конституция РФ 12 декабря 1993 г.//Российская газета от 25 декабря 1993 г. №237.

  6. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» //Российская газета от 19 декабря 2000 г. №239.

  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»

  8. Гражданский кодекс Российской Федерации//Российская газета от 08 декабря 1994 г. № 238-239; от 6, 7, 8 февраля 1996 г. № 23, 24, 25; от 28 ноября 2001 г. №233; от 22 декабря 2006 г. №289.

  9. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ //Российская газета от 8 декабря 2006 г. №277.

  10. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ //Российская газета от 8 июня 2006 г. №121.

  11. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ //Российская газета от 30 октября 2001 г. №211-212.
  12. 1   2   3   4   5

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ //Российская газета от 30 декабря 2004 г. № 290.


  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ //Российская газета от 31 декабря 2001 г. № 256.

  • Налоговый кодекс Российской Федерации//Российская газета от 10 августа 2000 г. № 153-154; от 10 августа 2000 г. №153-154.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ //Российская газета от 22 декабря 2001 г. № 249.

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ //Российская газета от 12 августа 1998 г. №153-154.

  • Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» //Российская газета от 7 марта 2007 г. №47.

  • Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Российская газета от 8 октября 2003 г. №202.

  • Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» //Российская газета от 3 декабря 2002 г. №229.

  • Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» //Российская газета от 6 февраля 1997 г. № 25.

  • Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» //Российская газета от 26 января 2002 г. №16.

  • Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» //Российская газета от 13 мая 1999 г. №91.

  • Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. №70-ФЗ  «О статусе наукограда Российской Федерации» //Российская газета от 14 апреля 1999 г.

  • Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» //Российская газета от 30 июня 1998 г. №121.

  • Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» //Российская газета от 19 февраля 1998 г. №32-33.

  • Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» //Российская газета от 4 декабря 1996 г. №232.

  • Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» //
    Российская газета от 17 января 1995 г. №11-12.

  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» //Российская газета от  5 января 1995 г. №3.

  • Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-I «О государственной границе Российской Федерации» //Российская газета от 4 мая 1993 г. №84.



  • Закон РФ от 14.07.1992 №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20 августа 1992 г., №33, ст. 1915.

  • Указ Президента РФ от 2 ноября 2007 г. № 1451 «О Совете при Президенте РФ по развитию местного самоуправления»

  • Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. №1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» //Российская газета от 21 октября 1999 г.

  • Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» //Российская газета от 25 декабря 1993 г. №237.

  • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1251 «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления» //Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 1996 г., №2, ст.121.

  • Устав муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым: принят решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13 ноября 2014 № 61, зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю 19 ноября 2014г № RU933080002014001, // «Южная столица», от 21.11.2014 г. N 46 (1188).


    Научная литература:

    1. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. - М.: Рос. Юрид. изд. дом, 1996. – 359 с.

    2. Алжеев И.А. Конституционно-правовая ответственность должностных лиц местного самоуправления// Право и современные государства. – 2014. - №5. – С.23-30.

    3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М: НОРМА, 1998. – 432 с.

    4. Барабашев Г.В. Местное самоуправление - трудное дитя России // Местное самоуправление. - М.: Изд-во Московского университета, 1996.

    5. Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства (США, Великобритания). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. – 280 с.

    6. Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник для вузов. - М.: Закон и право, 2000. - 383 с.

    7. Баранчиков В.А. Право местного самоуправления. - М.: Юрид. лит, 1999.

    8. Безобразов В.П. Государство и общество. Управление и самоуправление и судебная власть. - СПб.: Тип. В. Безобразова и К., 1882. - 737с.

    9. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие – М.: Юстицинформ, 2015. – 304 с.

    10. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В трех томах. - М.: Профобразование, 2001. - Т.1.

    11. Беликов П.П., Гребенникова А.А., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Свищева В.А., Шишелова С.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/Под ред. Л.П. Жуковской. - М.: Консультант Плюс, 2015. - 180 с.

    12. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Ж.-М. Бержель. - М.: Издат. дом «NOTA BENE», 2000.- 576 с.

    13. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». – М: Деловой двор, 2016.

    14. Булигенова Д.А. Теоретические основы местного самоуправления//Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2013. - №10. – С.82-86.

    15. Васильев В.И. О некоторых приоритетах правового регулирования местного самоуправления//Журнал российского права. – 2016. - № 3. - C.5-18.

    16. Васильчиков А. О самоуправлении. Т.1. - СПб.: тип. Г.Мюллера - тип. Э.Праца, 1869. - 352 с.

    17. Васильчиков А. О самоуправлении. Т.2. - СПб.: Тип. Э. Праца, 1870. - 543 с.

    18. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. - М.; Л.: Госиздат, 1928.

    19. Градовский А.Д. Системы местного управления на Западе Европы и в России. Сборник государственных знаний. - 1883. - Т. V. С.12.

    20. Грачев Н.И. Легитимность Конституции Российской Федерации и проблемы ее адаптации к российской социокультурной среде / Н.И. Грачев //Вестник Саратовской государственной академии права. - 2004. - №4 (41). - С. 60-64.

    21. Грачев Н.И., Тихонов А.А. Основы конституционного строя как общеправовые принципы// Вестник Волгоградского государственного университета. – 2013. - №1. – С.12-18.

    22. Еллинек Г. Общее учение о государстве. - СПб.: Н. К. Мартынов, 1908. - 626 с.

    23. Емельянов Н.А., Емельянова Т.С. Местное самоуправление в Российской Федерации. Курс лекций. - М.: Тула, 2001.

    24. Информационный бюллетень местного самоуправления. - № 26 (21 июля 2015).

    25. Кабышев В.Г. Становление конституционного строя России//Конституционное развитие России. - Саратов, 1993

    26. Катков Д.Б. Конституционное право. - М.: Юриспруденция, 2001. - 176 с.

    27. Козлов А.Е. Государственный суверенитет Российской Федерации: от провозглашения до достижения // Конституционный строй России. – 1992. - Вып.1. - С.47-63.

    28. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. – М., Юристъ, 2005. – 384 с.

    29. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.: Питер, 2004. - 512 с.

    30. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: НОРМА-ИНФРА - М, 1999. - 460 с.

    31. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - СПб. М.: Н.К. Мартынов, 1909. - 364 с.

    32. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – М: Юристъ, 2002. - 559 с.

    33. Лазаревский Н.И. Самоуправление. Мелкая земская единица. Сборник статей. - СПб., 1903.

    34. Лебедев В.А. Киреев В.В. Суверенная демократия: идеология, политика, право (теоретические аспекты). - Челябинск: Челяб. гос. ун – т, 2008. – 294 с.

    35. Мицкевич А.В. Становление основ нового конституционного строя в Российской Федерации // Государство и право. - 1992. - № 8. – С.11-17.

    36. Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. - М: Эксмо, 2005. - 1196 с.

    37. Муниципальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.М. Никитина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. - 439 с.

    38. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. - М.: Форум, 2009. – 352 с.

    39. Нольде Б.Э. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. - М., 1996.

    40. Пархоменко А.Г., Софрина З.Ф. Государственная власть в Российской Федерации: Монография. – М.: Юркомпани, 2014. – 328 с.

    41. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный). - М.: Ось-89, 2007. - 672 с.

    42. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник. – М: Юриспруденция, 2015. - 447 с.

    43. Редлих И. Английское местное самоуправление. - СПб., 1908. - Т.2. - 466 с.

    44. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. - М.: Юрист, 1994. – 288 с.

    45. Свешников М.И.Основы и пределы самоуправления. - СПб., 1872.

    46. Скуратов Ю.И. О негативных процессах в практике применения законодательства о местном самоуправлении // Городское управление. - 1997. - №3. – С.13-15.

    47. Становление новой российской государственности: реальность и перспективы. Открытый доклад / Отв. ред.: Бурбулис Г. - М.: УРСС, 1996. - 230 c.

    48. Таболин В.В. Организационно-правовые основы деятельности местного самоуправления в крупных городах. - М.: Академия управления МВД Российской Федерации, 1998.

    49. Таболин В.В. Право муниципального управления. - М.: ЭЛИГ, 1997. - 151 с.

    50. Фадеев В.И. Муниципальное право России. - М.: Юрист, 1994. -168 с.

    51. Хисамутдинов X. И. Некоторые вопросы реализации муниципальной власти // Ватандаш. - 2007. - № 3. - С. 14 - 23.

    52. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1993. – 141 с.

    53. Шеремет К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации Местное самоуправление: современный российский опыт: Учебное пособие. - М., 1998.




    1 Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. - М.: Рос. Юрид. изд. дом, 1996. – 359 с.; Кабышев В.Г. Становление конституционного строя России//Конституционное развитие России. - Саратов, 1993; Козлов А.Е. Государственный суверенитет Российской Федерации: от провозглашения до достижения // Конституционный строй России. – 1992. - Вып.1. - С.47-63; Мицкевич А.В. Становление основ нового конституционного строя в Российской Федерации // Государство и право. - 1992. - № 8. – С.11-17; Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. - М.: Юрист, 1994. – 288 с.; Становление новой российской государственности: реальность и перспективы. Открытый доклад / Отв. ред.: Бурбулис Г. - М.: УРСС, 1996. - 230 c.; Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1993. – 141 с.

    2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М: НОРМА, 1998. - С.98; Катков Д.Б. Конституционное право. - М.: Юриспруденция, 2001. - С.38.

    3 Кабышев В.Г. Становление конституционного строя России. Конституционное развитие России. - Саратов, 1993 – С.147.

    1 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. - М.: Юрист, 1994. - С.17.

    2 Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.: Питер, 2004. - С. 66-82.

    1 Пархоменко А.Г., Софрина З.Ф. Государственная власть в Российской Федерации: монография. - М.: Юркомпани, 2014. - 328 c.

    1 Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие – М.: Юстицинформ, 2015. – 304 с.

    1 Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Ж.-М. Бержель. - М.: Издат. дом «NOTA BENE», 2000.- С.169-170.

    2 Грачев Н.И. Легитимность Конституции Российской Федерации и проблемы ее адаптации к российской социокультурной среде / Н.И. Грачев //Вестник Саратовской государственной академии права. - 2004. - №4 (41). - С.63.

    1 Лебедев В.А. Киреев В.В. Суверенная демократия: идеология, политика, право (теоретические аспекты). - Челябинск: Челяб. гос. ун – т, 2008. – 294 с.

    1 Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие – М.: Юстицинформ, 2015. – 304 с.

    2 Пархоменко А.Г., Софрина З.Ф. Государственная власть в Российской Федерации: Монография. – М.: Юркомпани, 2014. – 328 с.

    3 Грачев Н.И., Тихонов А.А. Основы конституционного строя как общеправовые принципы// Вестник Волгоградского государственного университета. – 2013. - №1. – С.16.