Файл: А. В. Мартин г. Москва 2023 Практическое занятие 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 536
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||||
| ||||
Практические задания ПО ДИСЦИПЛИНЕ: УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО | ||||
| ||||
| ||||
Группа ММ2Ю171в | ||||
Студент | | А.В. Мартин |
г. Москва 2023
Практическое занятие 1.
Вопрос 1. Дайте характеристику предмета и метода уголовно-исполнительного права.
Ответ:
Предмет уголовно-исполнительного права – общественные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний (уголовно-исполнительные правоотношения).
К методам уголовно-исполнительного права относятся:
1) по способу правового регулирования – императивный;
2) по способу воздействия на поведение людей – запрещающий;
3) по характеру связей между участниками правоотношений – метод власти и подчинения.
Вопрос 2. Перечислите и раскройте содержание принципов уголовно-исправительного права.
Ответ:
В ст. 8 УИК РФ «Принципы уголовно-исполнительного
законодательства» указывается, что к принципам уголовноисполнительного законодательства Российской Федерации относятся:
1) принцип законности;
2) принцип гуманизма;
3) принцип демократизма;
4) принцип равенства осужденных перед законом;
5) принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний;
6) принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения;
7) принцип соединения наказания с исправительным воздействием.
- Принцип законности имеет общеправовой, конституционный характер (ст. 4, 13, 15, 17 - 19 и др. Конституции РФ). Принцип законности выражается в требовании обеспечения верховенства закона, его приоритета в отношении иных нормативных правовых актов по вопросам регулирования общественных отношений, возникающих в процессе исполнения и отбывания наказаний.
- Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве имеет многоплановое проявление и связан с тем, что нормативно-правовая база в области исполнения наказаний во многом соответствует мировым стандартам обращения с осужденными. Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве находит выражение в ряде статей УИК РФ. Например, в нормах ст. 13 УИК РФ, гарантирующих осужденным право на личную безопасность; ст. 14 УИК РФ обеспечивающих свободу совести и вероисповедания осужденных, включая право на отправление религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой, общение со священнослужителями; ст. 92 УИК РФ, закрепляющих право осужденных к лишению свободы иметь нормированные, но регулярные телефонные разговоры с родственниками и близкими.
- Принцип демократизма уголовно-исполнительного законодательства, действуя в системе и во взаимосвязи с принципами законности и гуманизма, реализуется в нормах, закрепляющих правовой статус осужденных, их основные права и обязанности (ст. 10 – 15 УИК РФ). Кроме того, принцип демократизма проявляется: 1) в контроле органов государственной власти за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 19 УИК РФ); 2) в судебном контроле (ст. 20 УИК РФ); 3) в ведомственном контроле (ст. 21 УИК РФ); 4) в прокурорском надзоре за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 22 УИК РФ); 5) в контроле общественных объединений (ст. 23 УИК РФ); 6) в возможности посещения представителями государственной власти, средств массовой информации и иными лицами учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 24 УИК РФ).
- Принцип равенства осужденных перед законом согласуется с положениями п. 6.1 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и исключает дискриминацию осужденных по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения.
- Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания тесно связан со всеми принципами уголовно-исполнительного законодательства. Дифференциация исполнения наказания состоит в формировании специального правового статуса осужденного, и предусматривает разделение осужденных в процессе отбывания наказания в похожих условиях на определенные группы в зависимости от самых различных признаков. К основаниям дифференциации относятся: возраст и состояние здоровья, поведение осужденного, отбытая часть наказания, применимость той или иной формы досрочного освобождения, наличие семьи и социальных связей, уровень образования и профессиональной подготовленности и др.
Индивидуализация исполнения наказания состоит в еще более детальной конкретизации правового статуса осужденного. Индивидуальный правовой статус основывается на выраженности в личности осужденного, его поведении, черт, имеющих существенное значение при исполнении назначенного судом уголовного наказания.
- Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения предполагает, что правоприменителю следует обоснованно и комплексно применять предусмотренные законом средства исправления осужденных. Следует отметить, что идея разностороннего стимулирования правопослушного поведения осужденных признана на международном - правовом уровне. Так, например, в ст. 65 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными закреплено: «В обращении с лицами, приговоренными к тюремному заключению или другой подобной мере наказания, следует стремиться прививать им желание подчиняться законам...».
Практическое задание 1.
c. оказание осужденным помощи в социальной адаптации
e. охрана законных интересов осужденных
Практическое задание 2.
d. рекомендательные
b. диспозитивные
Практическое занятие 2.
Вопрос 1. Назовите основные права и юридические обязанности осужденных по уголовно-исполнительному законодательству.
Ответ:
К основным обязанностям осужденных относятся следующие положения (ст. 11 УИК РФ):
1) осужденные должны придерживаться установленных законодательством Российской Федерации обязанностей граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нормы морали, санитарии и гигиены;
2) осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания уголовных наказаний;
3) осужденные должны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Следует также отметить, что у осужденных сохраняется право на обжалование действий руководителей исправительных учреждений;
4) осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания с целью представления объяснений в связи с исполнением приговора суда. В случае неявки осужденные могут быть подвергнуты принудительному приводу;
5) в случае неисполнения осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнения законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, они подлежат привлечению к юридической ответственности.
Основные права осужденных, которые прописаны в УИК РФ (ст. 12) более детально, отражаются в следующих положениях:
1) осужденные имеют право на получение информации о своих правах и 6 обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида уголовного наказания.
2) осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания.
3) осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований;
4) осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, к уполномоченным по правам человека, а также межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
5) осужденные – граждане РФ ведут переписку, дают объяснения, а также обращаются с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке РФ либо по их желанию на государственном языке субъекта РФ по месту отбывания наказания.
6) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения;
6.1) осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи.
7) осужденные вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними (ч. 1 ст. 14 УИК РФ).
8) осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий.
9) для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи;
10) осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в РФ. 11) порядок осуществления прав осужденных устанавливается УИК РФ, а также иными нормативными правовыми актами
Вопрос 2. Перечислите и опишите виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Ответ:
- Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством РФ.
- Парламентский контроль осуществляется Федеральным Собранием РФ. Федеральное Собрание в лице Государственной Думы и Совета Федерации реализует контрольные полномочия за деятельностью государственных органов, в том числе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в виде: 1) подготовки и принятия законов; 2) проведения парламентских расследований; 3) проверки расходования средств федерального бюджета на содержание ФСИН России и т.д.