Файл: Занятие для обучающихся 4 классов по теме Что мы Родиной зовем Цель занятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к разделу 2.3 «Государство: доверие»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 4 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и игру.
Ход урока:
Учитель: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.
Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.
Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни. Задание.
Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали? Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации на экране. 1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат. 2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать. 3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является. 4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор. 5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. |
Учитель: А как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина начинается с того, что к нему ближе всего.
Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете у вас есть «малая Родина»? Как она называется?
Правильно ребята, наша малая Родина – это наш город Барнаул.
-
Родина моя - Алтайская земля. -
Барнаул - город самый мой главный. -
Хлебосольная, самоварная. -
оружейников славных.
Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу и поиграть в пути. (Показ презентации)
Учитель: Я буду загадывать загадки об известных местах Барнаула, а вы должны будите отгадать, что это за место.
Отгадайте, что за дом,
Музыку услышишь в нём,
Пенье, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех! (Филармония )
Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
Это крупный магазин,
У него полно витрин,
Всё найдётся на прилавке-
От одежды до булавки. (супермаркет)
Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (Детский сад)
Здесь жонглёры, акробаты,
Детям здесь все очень рады
Клоуны, эквилибристы,
Даже звери здесь артисты (цирк)
Здесь работают врачи
Не шуми и не кричи
Попил из холодильника
Идите в ……..(поликлинику)
Здесь фонтаны и аллеи
Детские есть карусели
Здесь на пони можно сесть,
Уткам хлеба дать поесть. (парк)
Площадь памяти бойцам,
Сохранившим жизни нам.
Здесь за Родину сражались,
В вечной памяти остались. (площадь Победы)
Учитель: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свой город).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн).(Презентация)
Учитель: Посмотрите – это герб Барнаула. Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно? (ответы детей:)
"Герб города Барнаула является - эмблемой города. Представляет собой щит, естественно, французской формы, как и большинство административно-территориальных единиц Российской Федерации.
Щит разделен на два поля (по горизонтали), причем верхнее занимает только 1/3 часть, нижнее, соответственно, 2/3.
В верхнем поле, окрашенном в насыщенный изумрудный цвет, находится скачущая серебряная лошадь. Специалистам в области геральдики этот символ хорошо знаком, довольно часто изображается на гербах и эмблемах. Знатокам истории известно, что этот представитель домашних животных с герба Томского наместничества.
Изображение лошади имеет символическое значение, в прежние времена трудолюбивое животное было основным помощником человека. В Сибири его активно использовали и в сельском хозяйстве, и в горнодобывающей промышленности, как тягловую силу и вид транспорта.
Нижняя часть герба имеет нежно голубой цвет, на этом фоне изображена дымящаяся доменная печь (червленого цвета) на фоне горных пород (серебряного цвета).
Известно, что герб Барнаула идентичен историческому символу, действовавшему с середины XIX столетия. После 1917 года советская власть поспособствовала тому, что многие гербы городов Российской Империи были упразднены, отменены, введены новые символы.
Поскольку барнаульский герб ничем особым не напоминал о царском режиме, то основной элемент был оставлен – домна изображалась в виде золотых труб. Новыми элементами стали олени, символизирующие лесные богатства, и часть колоса, подчеркивающего развитие не только промышленности в регионе, но и сельского хозяйства.
Учитель: Второй символ Барнаул – это флаг. Описание флага.
Правильный ответ: Флаг голубого цвета символизирует реку Обь, на берегу которой находится Барнаул. В центре флага расположен герб города.
Учитель: Третий символ – это гимн.
Учитель: Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей: это песня о Барнауле)
Учитель: Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Слова песни написал специалист комитета по делам молодежи администрации города Барнаула Александр Ермолаев , автор музыки – звукооператор Дома художественного творчества детей Индустриального района Сергей Никитин , - информирует пресс-служба города.
Слова гимна:
Горит зарёй туманное заобье,
А над рекой – моторов мерный гул,
И солнца луч из тучного подлобья
Позолотил рассветный Барнаул…
О хлебе песнь взлетает над стремниной,
Вплетаясь в шум вокзальной суеты.
Колосья треплет суховей целинный –
Дань воплощенью творческой мечты…
Припев: О, Барнаул! Заветный наш причал
Нам открывал неведомые дали
И вновь с любовью отчей привечал,
Когда сердца о доме тосковали…
Спешит по деревянным тротуарам,
Вдоль серых лент булыжных мостовых,
Святая юность с памятью о старом,
Вливаясь в ритмы будней трудовых.
Всё твёрже сталь «аносовских» булатов,
Сильнее мощь машины паровой.
И не найти надёжней автомата,
Чем наш "АК" со славой мировой…
Припев:
Благоухай, наш город обновлённый,
В цветах и свежей зелени аллей,
Пускай живёт в сердцах твоих влюблённых
Былая прелесть первых тополей.
Пусть прежних троп морщины не смущают,
Увековечив память старины…
Птиц перелётных гомон в небе тает
До новых песен радужной весны…
Припев: О, Барнаул! Заветный наш причал
Нам открывал неведомые дали
И вновь с любовью отчей привечал,
Когда сердца о доме тосковали…
Рефлексивный этап.
Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.
-
Вам оно понравилось? -
По какому городу мы путешествовали? (Барнаул) -
Чем для нас является Барнаул? (малой родиной) -
Какие памятные места Барнаула Вы запомнили? -
Какие символы Барнаула вы запомнили? (герб, флаг, гимн)
Перспективный этап:
Учитель: А где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города?
Ответы детей: в музеях Барнаула, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать какой Барнаул был раньше.
Критерии оценивания1:
Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.
В методической разработке учтены:
Критерий оценивания | Баллы |
Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу | 1 |
Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия | 1 |
Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки: | 1 |
- сценария | 1 |
- интерактивных заданий для школьников | 1 |
- оценочных средств (опросники, анкеты, др.) | 1 |
- видеоролика | 1 |
- методического описания | 1 |
- презентации в формате ppt, pdf | 1 |
Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер | 1 |
Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся | 1 |
Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными) | 1 |
Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна | 1 |
Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе | 1 |