Файл: 1. Предмет экологического права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20. Содержание экологических правоотношений.

Содержание экологических правоотношений определяется совокупностью субъективных экологических прав и юридических обязанностей.

Субъективное экологическое право представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения. Говоря о том, что право - это мера возможного поведения, мы подчеркиваем, что обладатель права по своему усмотрению решает вопрос о его реализации. Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением случаев, когда субъективное право является одновременно и юридической обязанностью (полномочия государственных органов и должностных лиц)

Субъективные права, установленные в экологическом праве, по своему содержанию и характеру различаются. К примеру, субъективное право на благоприятную окружающую среду существенно отличается от права собственности на землю и другие природные ресурсы. Особенность последнего в том, что собственник может по своему усмотрению пользоваться соответствующим благом до определенного предела, установленного законом. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от нее субъект правоотношения не может отказаться. Неисполнение обязанности является основанием для применения юридической ответственности. Ответственность наступает также при ненадлежащем исполнении обязанности.

Юридическая обязанность является мерой поведения субъекта экологического правоотношения, определяемой законом в целях охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования, соблюдения экологических прав. Нарушение этой меры влечет нарушение субъективного права.

Юридические обязанности в экологическом праве, относящемся к публичному праву, обладают той особенностью, что в их основу положены как частные, так и публичные интересы. В связи с этим особое значение в
экологическом праве имеют обязанности государства, его органов и должностных лиц. В рамках экологической функции государство обеспечивает общественные интересы. Поэтому права и обязанности государства, его органов и должностных лиц совпадают, объединяясь термином "полномочия"
21. Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических иравоотношений являются юридические факты. Юридические факты — это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой права юридических последствий.

Все юридические факты делятся на действия и события. Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные. Все действия классифицируются на юридические акты и поступки. Юридические акты — действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Юридическим актом в данном случае будет обращение лица — владельца стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха в уполномоченный государственный орган за разрешением.

Юридические поступки — это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т.е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение. Например, намерение построить высокоскоростную магистраль Санкт-Петербург — Москва влечет необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду. Инициатор намечаемой деятельности до передачи материалов проекта на государственную экологическую экспертизу обязан обеспечить их согласование с органами федерального надзора и контроля и органами местного самоуправления и получить их положительные заключения и (или) документы согласований.



Наиболее существенной причиной низкой эффективности экологического права в Российской Федерации является то, что специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды не совершают предусмотренные законодательством действия, т.е. бездействуют. В значительной степени это относится и к юридическим лицам.

События в отличие от действий происходят помимо воли людей. Событием являются, к примеру, природные явления -землетрясения, наводнения и другие, порождающие стихийные бедствия. Отношения по поводу таких природных явлений, вызывающих стихийные бедствия, также регулируются законодательством. По поводу этих явлений складываются экологические правоотношения .
22. Понятие и виды экологических прав человека.

Под экологическими правами человека понимаются узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения.

В условиях сложной экологической ситуации в стране, крайне низкой эффективности природоохранительной деятельности государства законодательное, особенно конституционное закрепление экологических прав имеет для России большое политическое и юридическое значение.

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.


В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Они являются правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разновидности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды (ст. 11 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»), право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на радиационную безопасность (ст. 22 Федерального закона «О радиационной безопасности населения»), право граждан на пребывание в лесах (ст. 65 Лесного кодекса РФ) и др.

Выделение в предлагаемой классификации категории «иных экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государственному обеспечению и защите.

Наряду с представленной выше классификацией, экологические права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юридически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав.

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в осуществлении государственной власти (посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические права граждан).


Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня экологической культуры человека.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.

С учетом важности экологических интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности прав.
23. Право на благоприятную окружающую среду.

Окружающая среда включает в себя совокупность компонентов природной среды — землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия существования жизни на Земле.

Каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

В сфере охраны окружающей среды граждане вправе:

  • создавать общественные объединения, фонды и иные не­коммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

  • направлять обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам для получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей сре­ды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

  • выдвигать предложения о проведении общественной эколо­гической экспертизы и участвовать в ее проведении в уста­новленном порядке;

  • обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями к органам государственной власти и органам местного само­управления по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и по­лучать своевременные и обоснованные ответы;

  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

При этом граждане должны нести и определенные обязанности в отношении природы и окружающей среды. В частности, граждане должны сохранять природу и окружающую среду, а также бережно от­носиться к природе и природным богатствам.