Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине "Итака" (Формирование ассортимента товаров в розничной торговой сети)й.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1. Ассортимент продукции, его виды и классификация
1.2 Изучения групп товаров и планирования ассортимента
1.3 Формирование ассортимента товаров в магазинах
1.4. Размещение товаров в магазинах
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ В МАГАЗИНЕ «ИТАКА»
2.1. Общая характеристика магазина "Итака"
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
Товарный ассортимент являются значительной составляющей коммерческой деятельности. Управление товарным ассортиментом в розничном звене предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль за их состоянием, а также их регулирования в зависимости от конъюнктуры рынка. Они должны формироваться в соответствии со спросом, а их уровень должен обеспечивать бесперебойное удовлетворение потребностей конечных потребителей. Успешная работа по управлению товарным ассортиментом позволяет принимать своевременные коммерческие решения по их нормализации, избегая при этом замедления оборачиваемости товаров и увеличение расходов, связанных с их сохранением.
Проблемой курсовой работы является формирование и поддержание товарного ассортимента, их величины должны быть на таком уровне, который бы позволил обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром в условиях минимальных затрат, поэтому определенная проблема является актуальной.
Организацией коммерческой деятельности по управлению товарным ассортиментом занимались такие известные люди как О.Б. Казакова, И.М. Зубкова, Н. А. Голошубова, А. П. Дашков, В. В. Апопом, И. П.Мищук.
Целью курсовой работы является раскрытие теоретических основ управления товарным ассортиментом предприятия и проведения практического анализа управления товарного ассортимента на примере ИП Сысоев С. М. "Итака"
Объектом данной курсовой работы является организация коммерческой деятельности по управлению товарным ассортиментом.
Предметом курсовой работы является управление товарным ассортиментом на предприятии ИП Сысоев С. М. розничной торговли продовольственными товарами.
В соответствии с выделенной целью объектом и предметом курсовой работы определены следующие задачи курсовой работы, а именно:
- исследовать теоретические основы коммерческой деятельности предприятий: сущность коммерческой деятельности, история, основные принципы коммерческой деятельности, законодательная база коммерческой деятельности;
- рассмотреть сущность организации розничной торговли: сущность торговой деятельности, розничной торговли, функции розничной торговли, признаки розничной торговли, организация розничной сети, классификация розничной сети;
- выявить управления товарным ассортиментом как составляющая коммерческой деятельности: хранение товаров в магазине, сущность товарного ассортимента, формирование товарного ассортимента, определения целей формирования товарного ассортимента, эффективность управления товарным ассортиментом;
- предоставить общую характеристику предприятия ИП Сысоев Н. С. магазин "Итака": сущность работы магазина, определение основных товарных групп, оборудование в магазине, выявление конкурентов;
- определить уровень управления товарным ассортиментом на предприятии "Итака": хранение товаров в торговом зале, закупка товаров, поставщики с которыми сотрудничает магазин;
- разработать рекомендации по улучшению коммерческой деятельности.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1. Ассортимент продукции, его виды и классификация
Завершающей фазой товарного обращения, при которой осуществляется передача товара конечному потребителю для удовлетворения его потребностей в обмен на деньги, является розничная торговля. Розничная торговля является стартовой площадкой для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги. При розничной торговле товары переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Покупатели через розничную торговлю оптимально удовлетворяют свои потребности, а розничная торговля, учитывая в своем ассортименте пожелания покупателей, может больше продать товаров и обеспечить себе коммерческий успех.
Ассортимент - это объединение (группировка) однородных товаров, различающихся по видам, моделям, размерам, цветам и иным признакам. Ассортимент товаров - совокупность их видов и разновидностей, объединенных одной или нескольким признакам.
Ассортимент товаров классифицируется по местонахождению, по широте охвата товаров, по мере удовлетворения потребностей, по характеру потребностей.
По местонахождению товаров различают промышленный и торговый ассортимент.
Промышленный ассортимент - набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей.
Торговый ассортимент - набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает, как правило, товары разных производителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций-производителя, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретной фирмы.
Торговый ассортимент неизбежно формируется под воздействием промышленного, поскольку производственные возможности производителей определяют состав предложения.
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
Простой ассортимент - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, который удовлетворяет ограниченное число потребностей. Характерный для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными потребностями.
Сложный ассортимент - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей, наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности. Характерный для предприятий и организаций, ориентирующихся на потребителей с разным спросом.
Групповой ассортимент - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.
Составными частями группового ассортимента является видовой и марочный ассортимент.
Видовой ассортимент - набор товаров различных видов и наименований. Например, ассортимент молока - пастеризованное, стерилизованное и др. - часть ассортимента молочных товаров.
Марочный ассортимент - набор товаров одного вида марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары вместе с удовольствием физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей, таких как престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.
Развернутый ассортимент - набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, таких, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками (в специализированных магазинах).
Сопутствующий ассортимент - набор товаров, выполняющих вспомогательные функции и не относятся к основным товарам для этой организации.
Смешанный ассортимент - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Характерный для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.
По мере удовлетворения потребностей выделяют рациональный и оптимальный ассортимент.
Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяет реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.
Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах на их проектирование, разработку и доведение до потребителей.
1.2 Изучения групп товаров и планирования ассортимента
Коммерческая деятельность по организации розничной продажи направлена на увеличение объема продаж и обеспечения прибыльности торговых организаций путем активного воздействия на этот процесс посредством формирования и стимулирования спроса на товары[1].
При этом подчиненные магазина работают на условиях внутреннего хозрасчета, тогда как независимые объединяются в организации на ассоциативных началах. В свою очередь, торговые организации могут быть составными элементами таких более сложных иерархических образований, как концерны, корпорации, группы и т.д.
Классическими примерами розничной торговой организации могут быть отраслевые розничные торговые объединения (РТО) и хозрасчетные розничные торговые предприятия (ГРТП) в системе потребительской кооперации, которые организуют розничную продажу продовольственных или непродовольственных товаров через сеть обособленных магазинов на территории всего или части сельского административного района. Зато в городской розничной торговли частной и коллективной форм собственности сегодня активно внедряются такие виды организаций, как розничные торговые сети под единой торговой маркой. Они обладают разветвленной интернациональной, национальной или региональной сетью магазинов с унифицированной технологии организации работы до единого оформления экстерьера и интерьера.
Количественные и качественные затраты времени продавца на активные продажи зависят прежде всего от типа товаров, предлагаемых розничной организационной. Приводят следующую классификацию товаров: товары повседневного спроса, желаемые товары, выбираемые товары, товары особого спроса, товары пассивного спроса.
Товары повседневного спроса - сравнительно не дорогие товары, приобретаемые регулярно, без особого обдумывания покупки, поскольку покупатели уверены в качестве товара, его назначение и свойства. Примеры - молоко, яйца, хлеб, туалетная бумага, упаковочная пленка, моющие средства для пола и другие бытовые товары, которыми пользуются постоянно, в общем, не задумываясь об определенной марки. Покупатель обычно покупает товары повседневного спроса в супермаркете или магазине, специализирующемся на таких товарах, помощи продавца он не нуждается, хотя его можно побудить купить товары в большом количестве или с сопутствующими товарами, если предложить и напомнить. Например, в дополнении к хлебу можно предложить кексы или пироги, к молоку - сливки или творог, можно ненавязчиво сообщить покупателю о специальном предложении при покупке товара в большом количестве или о том, что две упаковки товары продаются по цене одной.
Желаемые товары - сравнительно не дорогие товары, которые приобретают регулярно, не слишком задумываясь, демонстрируя разумной преданность определенной марки, наименьшей уверенность в желаемых свойств продукции. В эту категорию попадают такие товары, как чай. Кофе, сигареты, безалкогольные напитки и шампуни, обычно приобретенные в продуктовых магазинах товаров повседневного спроса. Со временем преданность марке может возникнуть в результаты рекламной деятельности, например продвижения товара или в рекламе СМИ - известная марка делает такой товар особенно заметным в магазине. И опять таки продавца почти не нуждается в помощи при выборе и покупке, хотя можно предложить новые товары той же марки, сопутствующие или альтернативные товары.
Выбираемые товары - более дорогие, обычно более сложные товары, которые покупатель сравнивает с конкурирующими или взаимосвязанных в одном или разных магазинах. Обычно покупатель вполне уверен в свойствах, как и назначение этих товаров, но не придерживаться данного бренда, а затем "приценятися" - сравнивает характеристики и цены. На выбор таких товаров покупатели охотно тратят время, но не всегда готовы совершать поездки ради возможности сравнивать товары. Избранные товары часто покупают в мелких специализированных торговых точках. В эту категорию входят одежда, обувь, аксессуары, открытки. Продавец может помочь покупателю прохватить решение, предоставив информацию о сравнительные характеристики, преимущества, как и цене.