Файл: Реферат на тему " Психологопедагогические принципы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования ".docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
на тему:
“Психолого-педагогические принципы обучения и воспитания
детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования”
Выполняла : Қуанышбекова.А.А
Преподаватель : Адильжанова Куралай Советхановна
СЕМЕЙ 2023
Законодательством Республики Казахстан в соответствии с международными документами в области защиты прав детей введены понятие - лица (дети) с особыми образовательными потребностями и принцип равных прав на получение качественного образования всеми обучающимися с учетом индивидуальных возможностей.
1. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, создание специальных кабинетов психолого-педагогического сопровождения, разработка учебных программ среднего, технического и профессионального, послесреднего образования по востребованным рабочим квалификациям, повышение квалификации педагогических работников.
2. Для лиц с особыми образовательными потребностями работа по обеспечению доступа ко всем уровням образования, в рамках подушевого финансирования предусмотрен повышенный норматив финансирования, увеличен государственный заказ на их обучение [1].
Поставленные цели свидетельствует о востребованности методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями в общем образовании, основные и важные аспекты которого представлены в настоящих рекомендациях.
Страны организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рекомендуют рассматривать три группы причин, вызывающих трудности в учении у школьников, и как их следствие – особые образовательные потребности:
•нарушения психофизического развития;
•поведенческие и эмоциональные проблемы;
•неблагоприятные условия жизни (социальные, психологические,
экономические, лингвистические и др. проблемы).
В настоящее время в Казахстане особые образовательные потребности, вызываемые у школьников нарушениями психофизического развития, удовлетворяются в полном объеме только в специальных школах. В них обучаются 14,2 % от общего числа обучающихся, имеющих заключение и рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций. Остальные школьники, этой категории, а также школьники, трудности в обучении у которых вызваны другими причинами, обучаются в общеобразовательных школах страны, где пока не обеспечивается надлежащее психолого-педагогическое сопровождение, в том числе по причине не разработанности организационно-методических вопросов.
Цель методических рекомендаций - раскрыть организационные и методические основы психолого-педагогического сопровождения школьников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах РК.
Задачи настоящих методических рекомендаций:
1. Раскрыть основное содержание принципа инклюзивности общего образования.
2. Ознакомить с отечественными нормативно-правовыми актами, законодательно обеспечивающими создание условий для получения качественного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями в общем образовании РК.
3. Охарактеризовать причины трудностей в учении школьников и возникающие, вследствие этого, особые образовательные потребности.
4. Описать алгоритм выявления и оценки особых образовательных потребностей, определения содержания и способов психолого-педагогической поддержки обучающихся в учебном процессе.
5. Дать рекомендации к составлению индивидуальной и сокращенной учебных программы для обучающегося с особыми образовательными потребностями.
Методические рекомендации предназначены для руководителей, учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения (психологов, логопедов, специальных педагогов, социальных педагогов) школ, а также всех членов школьного сообщества, заинтересованных в развитии инклюзивного образования в Республике Казахстан.
Представленный в методических рекомендациях материал позволит сделать первые шаги в организационно-методической работе школы по развитию инклюзивной практики, хотя не отражает всех аспектов работы школы по включению детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс. Безусловно, по мере развития практики инклюзивного образования в Казахстане дополнительно возникнет необходимость решения нормативно-правовых, организационно-методических и других вопросов
Таблица 1. Модели оценки и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Медицинская модель оценки и поддержки обучающихся с ООП
Социально-педагогическая модель оценки и поддержки обучающихся с ООП
«Основана на понятии, что проблема и трудности обучения заложены в самом ребенке и поэтому он «ненормальный, дефектный, инвалид - недееспособный». Оценка фокусирована на медицинский диагноз, а обучение – на коррекцию»[3].
Основана на понятии, что обучающихся с особыми образовательными потребностями испытывает трудности в обучении из-за «несовершенства общественной системы образования, не готовой в условиях общеобразовательной школы общего типа соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся». Оценка фокусирована на потребности человека, а обучение – на образовательной поддержке и адаптации факторов окружающей среды.»[3].
Всей нашей образовательной системе от органов управления образования, ПМПК и до каждой общеобразовательной школы необходим прежде всего ментальный переход от медицинской модели (подхода) в образовании к социальной. Внедрение социально-педагогической модели, предполагающее обеспечение права учащихся с особыми образовательными потребностями на качественное образование - требует изменений в самой системе образования. Она должна стать гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех обучающихся без дискриминации и пренебрежения.
Казахстан, ратифицировав, наряду с другими международными правовыми актами, Конвенции ООН «О правах инвалидов» (в 2016 году) и «О борьбе с дискриминацией в области образования» (в 2017 году), демонстрирует политическую волю обеспечить право на получение качественного образования каждым гражданином без какой-либо дискриминации.
В соответствии с основными положениями Конвенций, Казахстан обязуется обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях (дошкольном, школьном, в организациях ТиПО, в высших учебных заведениях). При этом важно понимать, что
10
инклюзивное образование не является чем-то отдельно взятым, инклюзия является принципом всей образовательной системы.
Школа должна принять тот факт, что в учебном процессе всегда есть дети, испытывающие трудности в учении вследствие тех или иных причин, и как их результат – особые образовательные потребности, которые необходимо удовлетворять.
Инклюзивное образование предполагает изменение системы, но не ребенка
Оно признает, что все дети разные, а школы и образовательная система должны подстраиваться под индивидуальные потребности всех учащихся ... инклюзивность не означает ... стремление сделать всех одинаковыми.
Ее ключевой компонент – гибкость, признание того, что дети обучаются с разной скоростью, а учителям необходимы специальные навыки, чтобы поддерживать гибкость процесса обучения.
В большинстве случаев детям просто необходимо хорошее, понятное, доступное преподавание. А это в свою очередь предполагает использование различных методов, соответствующих индивидуальным потребностям, способностям и особенностям развития ребенка.
(«Школы для всех. Включение детей со специальными нуждами в образование». Фонд «Спасите детей» Лондон, 2002 г.)
Особые образовательные потребности – это потребности в помощи и в услугах в учебном процессе, которые осуществляются психолого-педагогическими методами с целью обеспечения успешности в обучении каждого ученика.
Развитие общего образования исходя из принципа инклюзивности предполагает изменение ценностных ориентиров в образовании. Ценности инклюзивного образования декларируют, что все участники образовательного процесса будут:
1) рассматривать разнообразие возможностей как ресурсы, а не барьеры и проблемы. Ресурсы для воспитания толерантной культуры поведения в обществе, для совершенствования педагогического мастерства учителя и обеспечения высокого качества преподавания. Работа в отношении преодоления трудностей одного ученика, как правило, приносит пользу и другим детям;
11
2) строить учебный процесс с ориентиром на всех учеников класса, а не только на тех, которые имеют высокие достижения в обучении;
3) обеспечивать поддержку учеников с особыми образовательными потребностями со стороны всех участников образовательного процесса и прежде всего учителем класса, а не только специалистами (логопед, специальный педагог, психолог, индивидуальный помощник);
4) использовать командный подход к решению вопросов помощи ученикам в учебном процессе;
5) отказываться от навешивания «ярлыков» при организации и оказании поддержки учащимся. Помощь оказывается ученикам - полноправным членам ученического сообщества, а не «инклюзивщикам», «особым», «кризисным», «подлежащим инклюзии» детям. Навешивание ярлыков является проявлением дискриминации.
Школа обязана предоставить обучающемуся с особыми образовательными потребностями все необходимые условия и услуги для успешного обучения, исходя из его индивидуальных потребностей
В качестве условий для обеспечения качественного образования для каждого, международным сообществом называются:
- учитель, принимающий разнообразие возможностей учеников;
- адаптация содержания образования с учетом потребностей обучающегося;
- использование разных форм организации учебного процесса, вариативных методов и приемов обучения, ориентированных на разные возможности обучающихся;
- применение неодинаковых способов оценки достижений учащихся;
- помощь специалистов;
- обеспеченность учебно-методическими материалами, техническими средствами, условиями для проведения индивидуальных занятий;
- руководство процессом удовлетворения особых образовательных потребностей на всех уровнях (центральном, региональном, школьном).
12
2. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в Республике Казахстан
В качестве принципов государственной политики Республики Казахстан в области образования, наряду с другими, определены:
• равенство прав всех на получение качественного образования;
•доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных
особенностей каждого лица [5, гл. 1, ст. 3].
Законодательством в области образования в РК закреплены:
права родителей на выбор организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка; на получение консультативной помощи по проблемам обучения и воспитания своих детей в психолого-медико- педагогических консультациях [5, гл. 6, ст. 49];
право ребенка обучаться в школе по месту жительства, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями [5, Гл. 5, ст. 26, п.2]. Детям, проживающим на обслуживаемой территории, не может быть отказано в приеме в соответствующую организацию образования [6];
право детей на обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным программам по решению совета организации образования [5, гл. 6.ст. 47; 4 ];
ответственность органов местной исполнительной власти в области образования по созданию в организациях образования специальных условий для получения образования лицами (детьми) с особыми