Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
Во многих странах существует собственное законодательство в сфере охраны здоровья и безопасности труда, однако многие организации предпочитают применять международный стандарт, закладывающий общую основу принципов добросовестной практики управления, которые действуют во всем мире. OHSAS 18001 (Occupational Health and Safety Management Systems — международный стандарт по разработке систем менеджмента охраны здоровья и безопасности персонала) представляет собой наиболее общий международный стандарт для систем менеджмента охраны здоровья и безопасности труда, который применим к любой организации в любой сфере торгово-промышленной деятельности.
Реализация эффективной системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда уменьшает степень риска причинения вреда здоровью как ваших работников, так и представителей персонала заинтересованных сторон во время их нахождения на вашем предприятии.
Основные стимулы применения и сертификации системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда для организаций следующие:
проявление ответственности по отношению к сотрудникам, другим работникам и общественности;
создание эффективной основы для соблюдения нормативных требований;
формирование договорных обязательств или ожиданий в процессе делового взаимодействия;
применение улучшенной системы оперативного контроля и снижение вероятности возникновения профессиональных заболеваний и несчастных случаев;
получение преимущества в конкурентной борьбе на рынке посредством создания более совершенного имиджа и роста доверия со стороны заинтересованных сторон.
Аудит системы менеджмента
В состав ОТК в зависимости от производственных особенностей предприятия могут входить:
специалисты технического контроля, территориально размещаемые в основных и вспомогательных цехах;
специалисты по внешней приемке, обеспечивающие входной контроль материалов и комплектующих изделий;
специалисты по заключительному контролю и испытаниям готовой продукции;
специалисты по анализу и учету брака и рекламаций;
измерительная лаборатория и ее контрольно-поверочные пункты, контролирующие состояние инструмента и оснастки, в том числе используемые при контроле качества;
специалисты, осуществляющие поверочный контроль качества продукции и целевые проверки соблюдения технической дисциплины.
Аудит системы менеджмента качества на предприятии
Для поддержания эффективного функционирования системы менеджмента качества на предприятии необходима организация аудита. Под аудитом понимается систематический, независимый документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согла-сованных критериев аудита.
В рамках СМК аудит связан с решением трех основных задач:
деятельность, касающаяся качества, должна соответствовать спланированным требованиям (основой является стандарт);
требования должны соответствовать достижению целей.
Требования должны фактически выполняться. Выделяют следующие виды аудита в рамках СМК:
1. Системный аудит.
2. Методический аудит.
3. Аудит продукции.
1. Системный аудит может выступать в следующих формах:
внутренний аудит (организация сама проверяет собственную СМК на соответствие МС ИСО серии 9001, 14000);
внешний аудит клиентом (клиент проводит аудит СМК у поставщика);
внешний сертификационный аудит (учреждение или независимая организация осуществляет аудит с целью сертификации СМК).
Значение системного аудита состоит в том, что путем внутренних аудитов через регулярные отрезки времени проверяются все звенья предприятия на их соответствие мероприятиям по управлению качеством. Это делается для того, чтобы определить оптимальный уровень целенаправленной и активной деятельности по предупреждению несоответствий.
Внутренний системный аудит является инструментом мониторинга СМК и проводится по следующим направлениям:
проверяется целенаправленность, соответствие и действенность всех мероприятий по управлению качеством всей системы целиком;
проверяется полнота документирования мероприятий по управлению качеством;
исследуется выполнение требований стандартов ИСО 9001, 14000; При этом выдвигаются предложения по мерам корректирования и учения качества продукции, процессов и системы.
2. Методический аудит (аудит процессов) проводится для проверки процессов, в том числе производственных или их методов. В особенности и это касается таких методов, при которых качество изделия во время самих процессов определить невозможно, например, при сварке, пайке отливке, закаливании, гальванизации.
Методический аудит проводится:
для подтверждения прямых или косвенных параметров процесса по управлению качеством и для выявления возможностей улучшения качества данного метода;
для обеспечения необходимой регистрации признаков качества процесса;
для систематического улучшения контроля процесса во время производства. Методический аудит относится к касающимся этого методическим рекомендациям, рабочим указаниям, а также документации по его контролю.
3. Аудит продукции служит проверке соответствия исполнения изделия определенным требованиям (на определенных этапах производства). Для этого проводятся проверка качества составных элементов групп конечного результата во взаимосвязи с испытаниями, например, документов по изготовлению, процесса изготовления, включая и применяемое оборудование и средства контроля.
Аудит продукции проводится для:
независимой дополнительной проверки уровня качества;
дополнительного обеспечения выполнения определенных требований качества, определения возможностей по улучшению качества изделия, определения уровня качества предоставленных на испытания единиц;
определения способности испытательной лаборатории;
определения целесообразности испытаний.
Для предприятий особую роль играет проведение внутреннего аудита, целью которого является оценка СМК предприятия на соответствие требованиям МС ИСО 9001. В этой связи необходимо определить отвечают ли элементы управления качеством, определенным требованиям; достигаются ли цели качества; выполняются ли законодательно-правовые нормы.
Внутренний аудит на предприятии носит постоянный и систематический характер. Для его проведения на предприятии создается группа внутреннего аудита СМК. Руководитель внутреннего аудита несет ответственность за формирование и выполнение плана проведения аудита; предоставление отчета по его результатам руководству предприятия.
Аудиторы должны обладать определенными квалификационным характеристиками:
документами об окончании общей и специальной программ обучения;
не менее четырехлетним опытом работы, из которых не менее двух лет должны заниматься вопросами управления качеством;
обладать опытом проведения аудитов;
проработать не менее 20 дней в группе аудиторов;
принимать участие в проверках документа системы управления качеством;
принимать участие в проведении аудитов и составлении отчетов по их результатам.
Кроме того, аудиторы должны обладать и определенными личностными качествами (уметь реально оценивать факты; быть объективными; уметь общаться с людьми; уметь сделать выводы и т.п.).
План аудита должен составляться руководителем группы аудита, быть приемлемым и утверждаться руководством предприятия.
Для всех участвующих в аудите отделов определяется потребность времени для прохождения аудита.
При проведении аудита рекомендуется разрабатывать вопросники по аудиту, на основе которых проводить опрос и оценку результатов. Вопросник по аудиту должен быть составлен на основании требований или рекомендации применяемого международного стандарта (ИСО 9001,14000).
Для оценки системы управления качеством достаточно примерно 200 вопросов по аудиту. При планировании аудита необходимо составлять и другие рабочие документы или формуляры. Например, протоколы аудита по документации итогов аудита и отклонений, которые в основном касаются листа вопросов; материалы отклонений по документации и их значение; отчеты по аудиту, в которых дается информация об итогах, и формулируются мероприятия по улучшению.
Современные системы менеджмента
Характерным для менеджмента наших дней является следующее:
Отказ от рационализма классических школ менеджмента. Стало очевидным, что успех любой компании определяется, прежде всего, отнюдь не рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации (иначе говоря – воздействием управления на внутренние факторы производства), а всемерным использованием гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды, которая представляет собой все те переменные, что находятся за пределами фирмы и не включены в сферу непосредственного воздействия со стороны менеджмента предприятия (это поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, торговые организации, общества потребителей, управленческие органы и др.). Кроме того, в рамках внешней среды – социальные факторы и условия, которые предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые фирмой. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, экологическим, технологическим и прочим обстоятельствам. Внешние факторы во всевозрастающей степени диктуют стратегию и тактику организаций.
Использование в управлении теории систем, существенно облегчившей изучение деятельности компании в единстве ее составных частей, тесно связанных с внешним миром. Предприятие рассматривается как открытая система, которой присущ ряд особенностей: наличие определенного числа компонентов; структурная связь и взаимовлияние различных компонентов системы друг на друга и как следствие – возникновение новых явлений, обновленных процессов; идентификация системы, позволяющая отличать ее составные компоненты от других явлений, не входящих в систему; концептуальный характер системы (ее форма отражает цели и ценности разработчиков концепции системы).
Внутренняя среда предприятия формируется под воздействием явлений, оказывающих непосредственное влияние на процесс производства продукции (услуг). Структура предприятия, его культура и ресурсы, в составе которых первостепенное значение имеет персонал, его знания, способности, искусство взаимодействия – все эти факторы имеют место в границах предприятия.
Применение ситуационного подхода к управлению, в основе которого лежит посылка, что организация предприятия является ответом на самые различные воздействия извне. Все решают конкретные особенности – совокупность обстоятельств, воздействующих на деятельность предприятия в конкретный период времени. Поэтому очень важно вычленить те возможности и приемы, применение которых способно активно содействовать достижению цели.
Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед работниками организации. В этой связи характерно повышенное внимание к таким факторам, как организационная культура (наличие у работающих общих целей, их непосредственное участие в достижении этих целей, заинтересованность в общих конечных результатах организации), демократизация управления, участие работающих в распределении прибыли, собственности, в управлении. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на знания, высокую культуру, интеллект, использование информации, что представляет уже сейчас, но еще более в будущем, ключевой ресурс.
В этом плане характерно формирование новых отношений между организацией и работающими в ней людьми:
наиболее талантливые, одаренные люди стремятся работать в той фирме, которая содействует персональному росту;
работники хотят участвовать в капитале своей компании, и все чаще им предоставляют такую возможность;
прием на работу, как правило, делается на контрактной основе;
менеджер в определенной мере становится не просто начальником, а учителем, наставником;
стиль управления приобретает все более демократичный характер.
Основные принципы управления в XXI столетии можно сформулировать так:
ответственность как обязательная предпосылка успешного менеджмента;
повышение качества коммуникаций, пронизывающих организацию во всех направлениях;
внедрение долевого участия каждого работающего в общих результатах рыночной деятельности фирмы; предоставление сотрудникам права участия в управлении предприятием;
формирование такого психологического климата, такой атмосферы в организации, которая помогает раскрытию способностей работающих, обеспечивает их удовлетворенность своей работой;
способность менеджеров результативно сотрудничать со всеми, с кем они сталкиваются в своей работе: покупателями, поставщиками, смежниками и т.д.;
этические основы как база бизнеса; лояльность, честность, справедливость и доверие к людям;
всемерная опора на такие ключевые факторы менеджмента, как качество, сервис, нововведения, контроль за ресурсами, производственным процессом;
быстрая и адекватная реакция на все изменения окружающей среды;
четкое представление о том, какой должна быть фирма сегодня, завтра в будущем.
Систему взглядов на управление, сложившуюся к началу XXI века, иногда называют «тихой управленческой революцией». Основные ее положения могут применяться без ломки или разрушения сложившихся структур, систем и методов менеджмента, эволюционно дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Это относится, в частности, к предвидению изменений и управлению на основе гибких решений, что позволяет реагировать на превратности будущего развития.