ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рекомендуемый объем главы 4 - 6 страниц.
6 Анализ конкуренции на рынке
В этом разделе бизнес-плана вы должны сообщить все, что вы знаете о конкуренции на том рынке, куда должна поступить ваша продукция. Конкретно вам необходимо ответить на следующие вопросы:
1 Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров?
2 Как обстоят их дела с объектами продаж, доходами, внедрением новых моделей, техническим сервисом (если речь идет о машинах и оборудовании)?
3 Много ли внимания и средств они уделяют рекламе изделий?
4 Что собой представляет их продукция: основные характеристики; уровень качества; дизайн; мнение покупателей?
Лучше оценивать конкурентов предельно точно. Сделайте обзор сильных и слабых сторон ваших конкурентов, сопоставьте конкурирующие продукты и услуги с точки зрения доли на рынке, качества, цены, характеристик, надежности, сроков поставок, послепродажного обслуживания, гарантии, методов сбыта и других особенностей. Сравните дополнительные выгоды для клиентов, обеспечиваемые вашим продуктом (услугой), с тем, что они имеют от конкурирующих продуктов (услуг). Укажите достоинства и недостатки последних и оцените, почему они не удовлетворяют нужды потребителей. Укажите пробелы в стратегии конкурентов или качественных характеристиках их товаров, которые открывают для вас реальный шанс в достижении успеха. Например, покажите, что конкуренты инертны и не способны ответить на ваш вызов или что они не замечают изменений во вкусах потребителей.
Покажите, кто является лидером в обслуживании, ценах, себестоимости и качестве продукта. Подробно опишите трех-четырех главных конкурентов: укажите, почему потребители сейчас покупают у них и что заставит потребителей отказаться от них в будущем. Основываясь на вашем знании конкурентов, объясните, почему вы думаете, что они уязвимы, и вы сможете привлечь часть рынка.
При написании этого раздела бизнес-плана можно использовать методики подробного анализа конкурентной среды, ранее изучаемые в рамках дисциплины «Стратегический менеджмент» и описанные в курсовом проекте на тему «Разработка стратегического развития на примере конкретного предприятия».
Компонентами анализа конкурентной среды могут являться: карта стратегических групп конкурентов, модель 5 сил конкуренции М. Портера, таблица относительных преимуществ и профиль конкурентных преимуществ. Для отражения взаимодействия внутренней и внешней среды может быть представлена матрица SWOT.
Данные методики анализа конкурентной среды наиболее характерны при составлении бизнес-плана развития на базе уже действующего или существующего предприятия.
Рекомендуемый объем раздела 3-4 страницы.
7 План маркетинга
Рынок и маркетинг являются решающими факторами для успеха всех компаний. Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей, направленное на куплю-продажу товаров (услуг). Под маркетингом обычно понимается всё, что делается для удовлетворения потребностей покупателя с выгодой для предпринимателя.
В бизнес-планировании маркетинг может быть представлен 7 основными направлениями: цена, сбыт, реклама, месторасположение, сервисное и гарантийное обслуживание, каналы распределения, организация доставки.
Примерная структура маркетингового плана выглядит следующим образом [35]:
1 Описание рынка сбыта товаров, продукции, услуг.
2 Оценка ваших конкурентных позиций.
3 Определение ваших потребителей, их требования и ваши возможности удовлетворить эти требования.
4 Описание схемы поставок и сбыта товаров, продукции.
5 Описание того, чем и как вы будете привлекать своих клиентов.
6 Цены и объёмы продаж ваших товаров, продукции, услуг.
Учет всех факторов маркетинговой деятельности является необходимым условием успеха. Принципиально важным моментом является выделение собственного сегмента рынка. Проведите исследования рынка и выясните, кто будет являться потребителем вашего товара, какую именно потребность клиента вы удовлетворите? Какие способы реализации принесут вам максимальную прибыль. Оцените, сколько реально товаров вы сможете продать. Для этого рекомендуется разработать прогноз продаж. Методика прогнозирования продаж – необходимый и эффективный элемент планирования.
Обобщенная схема маркетинговых исследований приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Обобщенная схема маркетинговых исследований
При составлении плана маркетинга могут учитываться данные таблицы по изучению рынка (Приложение 3).
Это чрезвычайно важный момент, поэтому здесь следует обратить особое внимание на реалистичность оценок. Помните, что прогнозы продаж учитывают ожидаемое время продаж. Реально же деньги на счета поступают с запаздыванием. Для составления прогноза необходимо (Таблица 1):
1) наметить приблизительную линию продаж на рынках А, В и С для каждого типа продукта;
2) определить приблизительную цену продаж по каждому продукту для рынков А, В и С;
3) рассчитать общий объем продаж в денежном выражении для каждого из рынков (количество проданного умножить на цену);
4) установить общий объем продаж для всех рынков по каждому году (итог по столбцам);
5) рассчитать общие объемы продаж поквартально, помесячно, за первый год и общие продажи за 5 лет для каждого рынка.
Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляются на 1 год и на 5 лет. Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Прогнозы продаж могут быть выражены как в денежных, так и в физических единицах. Величину будущих продаж можно определить одним из следующих методов: оценки торговыми работниками, опросы потребителей, анализ временных рядов, анализ тенденций рынка и др.
Таблица 1 - Расчет общего объема продаж
№ п/п | Вид рынка | Годы | | |||||||||||||||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | Общие продажии | |||||||||||||||
Кварталы года | | | | | | |||||||||||||||
I | II | III | IV | | | | | | ||||||||||||
| А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||
1 | Рынок А Продано продукции, ед. | | | | | | | | | | ||||||||||
2 | Цена за ед. | | | | | | | | | | ||||||||||
3 | Всего продаж | | | | | | | | | | ||||||||||
4 | Рынок В | | | | | | | | | | ||||||||||
5 | Продано продукции, ед. | | | | | | | | | | ||||||||||
6 | Цена за ед. | | | | | | | | | | ||||||||||
7 | Всего продаж | | | | | | | | | | ||||||||||
8 | Рынок С | | | | | | | | | | ||||||||||
9 | Продано продукции, ед. | | | | | | | | | | ||||||||||
10 | Цена за ед. | | | | | | | | | | ||||||||||
11 | Всего продаж | | | | | | | | | | ||||||||||
12 | Общие продажи | | | | | | | | | |
Рекомендуемый объем главы 3 - 5 страниц.
8 Производственный и календарный план
Данный раздел бизнес-плана представляется предпринимателями, которые собираются заняться производством. Главная задача раздела - доказать потенциальным партнерам, что вы в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и требуемого качества.
Основные вопросы, на которые надо ответить в этом разделе бизнес-плана, следующие:
1 Где будут изготавливаться товары - на действующем или вновь создаваемом предприятии?
2 Какие для этого потребуются производственные мощности, и как они будут возрастать год от года?
3 Где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие?
4 Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?
5 Предполагается ли производственная кооперация и с кем?
6 Возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов производства или поставок ресурсов?
7 Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести, возможны ли при этом проблемы и какого рода?
Данные этого раздела желательно приводить в перспективе на 2-3 года, а для крупных предприятий - на 4-5 лет. Нужно сообщить, на каких стадиях и какими методами будет проводиться контроль за качеством и какими стандартами при этом вы будете руководствоваться. В заключение данного раздела бизнес-плана дается оценка возможных издержек производства и ее динамика на перспективу (Таблица 2).
В план производства необходимо также включить такие сведения, как вид требуемых производственных мощностей, необходимые производственные помещения, потребность в основных производственных фондах и рабочей силе (как постоянной, так и временной).
Таблица 2 - Издержки на подготовку производства и эксплуатационные расходы на…(период времени)
№ | Наименование расходов | Затраты, тыс. р. |
п/п | А | Б |
1 | Единовременные расходы: | |
1.2 | Оборудование, машины, движимое имущество | |
1.3 | Стоимость установки оборудования | |
1.4 | Благоустройство территории и производственных помещений | |
1.5 | Начальные запасы сырья и материалов | |
1.6 | Различные залоги и единовременные выплаты | |
1.7 | Плата за лицензии и допуски | |
1.8 | Регистрация и презентация | |
1.9 | Наличность для неожиданных расходов | |
2 | Итого единовременных расходов | |
3 | Текущие (повторяющиеся) расходы: | |
3.1 | Вся заработная плата и вознаграждения | |
3.2 | Аренда | |
3.3 | Реклама | |
3.4 | Транспортные расходы | |
3.5 | Эксплуатационные расходы | |
3.6 | Страхование всех типов | |
3.7 | Выплата процентов по займам и кредитам | |
3.8 | Ремонт и профилактика | |
3.9 | Расходы по подготовке персонала | |
3.10 | Неожиданные расходы | |
4 | Общие текущие расходы | |
5 | Итого издержек подготовки производства | |
Здесь же можно разработать календарный план работ (Рисунок 3). Обычно в нем фиксируется временной график ключевых действий (разработка продукта и процесса его производства, анализ рынка, разработка программы продаж). Составление план-графика позволяет контролировать ключевые моменты дела, предусматривать и корректировать возникающие сбои с тем, чтобы уменьшить возможный риск.
На графике нужно показать реальное время, требуемое для реализации решающих для успеха бизнеса событий и действий, таких как:
-
создание фирмы; -
окончание НИОКР; -
создание прототипа изделия; -
достижение договоренностей с торговыми представителями; -
выход на торговые показы продукции; -
подписание соглашений с оптовиками; -
заказ материалов в количествах, необходимых для производства первых партий; -
начало производства; -
получение первых заказов; -
поставка первых партий товара; -
получение первых платежей и поступлений на счет и т.д.
Наименование этапа | июл.13 | авг.13 | сен.13 | окт.13 | ноя.13 | дек.13 | 2013-2017 гг | |||||||||||
Регистрация предприятия | | | | | | | | | | | | | | |||||
Разработка проекта | | | | | | | | | | | | | | |||||
Получение кредита | | | | | | | | | | | | | | |||||
Работа по лицензированию и сертификации | | | | | | | | | | | | | | |||||
Аренда помещений | | | | | | | | | | | | | | |||||
Закупка оборудования | | | | | | | | | | | | | | |||||
Монтаж оборудования | | | | | | | | | | | | | | |||||
Ремонтно-строительные работы | | | | | | | | | | | | | | |||||
Найм управл. персонала | | | | | | | | | | | | | | |||||
Найм и обучение рабочих | | | | | | | | | | | | | | |||||
Закупка материалов, полуфабрикатов | | | | | | | | | | | | | | |||||
Начало производства | | | | | | | | | | | | | | |||||
Реализация продукции | | | | | | | | | | | | | |