Файл: Разработка бизнесплана.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В конце финансового плана следует дать оценку по основным финансовым показателям деятельности фирмы и показателям, характеризующим инвестиционную привлекательность проекта.

1 Срок окупаемости инвестиций (payback period – PP) – это число лет, требуемое для возврата первоначальных капиталовложений
n

PP = min n, при котором ∑ CFt >C0, (1)

t=1

где CFt - доход от инвестиций t-го периода;

n - число лет, в течение которых прогнозируется получение дохода от инвестиций.

C0 — размер капиталовложений.

Величина срока окупаемости характеризует тот период, когда на вложенные средства не было получено никакого дополнительного дохода. Поэтому величина срока окупаемости должна быть сопоставлена с величиной жизненного цикла инвестиций.

Жизненный цикл инвестиции — период, в течение которого инвестиционный проект должен будет давать доход.

2 Чистая приведенная (или текущая) стоимость (net present value – NPV) – это разница между суммой дисконтированных денежных потоков за весь жизненный цикл инвестиций и стоимостью первоначальных затрат на проект.
n CFt

NPV = ∑ ──── - C0, (2)

t=1 (1+i)t

где n - жизненный цикл инвестиций;

i - ставка дисконтирования t-го периода (уровень возможной доходности от рассматриваемого проекта);

C0- первоначальные затраты проекта.

В общем случае проект предполагает не только единовременные затраты, но последовательное осуществление инвестиций в течение n лет, и тогда расчет NPV будет производиться по формуле (3):
n CFt nt Cj

NPV= ∑ ──── - ∑ ────, (3)

t=1 (1+i)t j=1 (1+ф)j

где - прогнозируемый средний уровень инфляции;

Cj - размер инвестиций j -го периода.

Положительная величина NPV показывает, что суммарный денежный поток в течение жизненного цикла инвестиций перекроет капиталовложения, обеспечит желаемый уровень доходности на вложенные средства. Если же чистая приведенная стоимость отрицательная, желаемая ставка доходности и покрытие капиталовложений не могут быть обеспечены прогнозируемыми денежными потоками.

Под денежным потоком (CFt) понимается чистая прибыль плюс сумма амортизационных отчислений:
CFtt + At , (4)

где Пt — чистая прибыль t-го периода;

Аt — сумма амортизационных отчислений t -го периода.

Если в настоящий момент мы располагаем средствами для инвестирования (обозначим их величину Р), то через n лет, положив эти деньги, например, на сберегательный счет, мы смогли бы получить на счете следующую сумму (CF
t):
CFt=P (1 + i )t , (5)

где i — характеризует уровень доходности вложений (например, процентная ставка по сберегательному счету).

Величину Р можно характеризовать как приведенную (или текущую) стоимость будущего потока платежей, а ее величина может быть определена из предыдущей формулы делением CFt на коэффициент наращения (1 + i)t , то есть:

CFt

P = ─── (6)

(1 + i )t
В этом случае говорят, что величина Р получена дисконтированием будущего денежного потока CFt

3 Внутренняя норма доходности (internal rate of return – IRR) – это уровень доходности инвестиций, который обеспечит равенство дисконтированных величин доходов и расходов на протяжении жизненного цикла инвестиций. Исходя из этого определения внутренней нормы доходности (IRR), можно сказать, что IRR соответствует ставке дисконтирования денежных потоков, при которой NPV=0.

Можно также интерпретировать внутреннюю норму доходности как максимально допустимый относительный уровень расходов по данному инвестиционному проекту. Если реализация проекта осуществляется с помощью кредита коммерческого банка, то внутренняя норма доходности соответствует той допустимой величине эффективной процентной ставки по кредиту, превышение которой лишает проект целесообразности.

4 Индекс рентабельности инвестиций (PI) может использоваться для сравнения альтернативных проектов, так как при разных объемах капиталовложений непосредственное сопоставление чистой приведенной стоимости по двум проектам для оценки их эффективности нецелесообразно.
∑ CFt / (1+i)t

PI = ───────── , (7)

C0

CFt

где ∑ - сумма дисконтированных потоков доходов;

(1+i)t

С0 – размер первоначальных инвестиций.

При сравнении нескольких альтернативных проектов с разными стартовыми инвестициями индексу рентабельности (как относительному показателю) отдается предпочтение перед чистой приведенной стоимостью для выявления наиболее привлекательного инвестиционного проекта.

В приложении 4 представлен образец таблицы прогноза денежных потоков для отражения экономической эффективности проекта.

Рекомендуемый объем главы 4 - 5 страниц.
11 Оценка рисков
Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием теории вероятностей. Для незначительных проектов достаточен анализ риска с помощью чисто экспертных методов. Главное здесь - умение авторов бизнес-плана заранее выявить все типы рисков, с которыми они могут столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения.



Риск – это вероятность потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появление дополнительных расходов в результате осуществления производственной или финансовой деятельности.

Различают следующие виды рисков: производственный, финансовый, инвестиционный, рыночный, коммерческий, посреднический, банковский и страховой.

В бизнес-планировании существует следующая классификация рисков:

1 Политические – риск изменения государственного устройства, частая смена правительства, нестабильность политической власти, неадекватность политических решений.

2 Хозяйственные риски – риск изменения налогового законодательства, рыночный риск (отсутствие или недостаточное количество потребителей товаров и услуг), риск по вкладам (инфляция), риск изменения цен поставщиков, риск задержки платежей за реализованную продукцию, риск неграмотного менеджмента.

3 Форс-мажорные риски – землетрясения, наводнения, бури, природные катаклизмы, возникновение межнациональных конфликтов, потеря имущества при пожаре и т.д.

Установив риски, необходимо проанализировать такие проблемы, как:

  1. риск истратить всю наличность до получения заказа на продукт;

  2. риск оказаться без наличности после массового поступления заказов;

  3. возможные тенденции в развитии отрасли;

  4. риск превышения запланированных уровней затрат разработки и производства продукта;

  5. невыход на намеченный объем продаж;

  6. срыв графика разработки продукта;

  7. трудности в поставках сырья и комплектующих;

  8. трудности в получении банковского кредита;

  9. риск снижения цен из-за действий конкурентов и др.

Укажите конкретные виды рисков, с которыми вы можете встретиться в бизнесе и которые целесообразно страховать (уничтожение, хищение или порча товара при транспортировке; невыполнение субподрядчиками своих обязательств). Перечислите наиболее существенные виды риска, независимые от страхования и требующие использования специальных способов уменьшения негативных последствий (связанные с неверным выбором проекта и колебанием конъюнктуры, изменениями цен и спроса
; коммерческий риск; финансовый риск; ошибки менеджеров; социальная нестабильность и др.)

(Таблица 4).
Таблица 6 – Пример: мероприятия по снижению рисков реализации проекта

№ п/п

Виды рисков

Мероприятия по снижения рисков

А

Б

1

Задержка поставки товара

Уточнение сроков в договорах, поставки, в том числе системы штрафов связанных с просрочкой поставки

2

Низкий уровень качества поставляемых товаров

Тщательный анализ поставщиков и поставляемых товаров, проверка сертификации

3

Неравномерность поставок

Составление графика поставок

4

Непредвиденные задержки во время ввода в эксплуатацию и приемки комиссией помещения

Включение графика ввода помещения в договор с ремонтно-строительной организацией, установление системы штрафов за просрочку ввода помещения в эксплуатацию

5

Риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами

Страхование бизнеса


Отметьте - к каким страховым организациям и компаниям вы планируете обратиться? Какие типы договоров о страховании, и на какие суммы вы планируете заключить? Укажите мероприятия по не страхуемым видам риска.

В приложениях к бизнес-плану включаются все относящиеся к делу официальные документы и любые данные, поясняющие информацию, содержащуюся в бизнес-плане.


Заключение курсового проекта должно содержать общие выводы по всем главам проекта, оценку эффективности и практической осуществимости предложенного проекта. Объем заключения 2 – 3 страницы.
Список используемых источников


  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 248с.

  2. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М., Финансы и статистика, 2008 г.

  3. Анискин Ю.П. Планирование и контроллинг: учеб. по специальности «Менеджмент организации» / Ю.П. Анискин, А.М. Павлова. – 2 –е изд. – М.: Омега-Л, 2008. -280 с.

  4. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 260 с.

  5. Бизнес-план инвестиционного проекта предпринимателя. Учебно-практическое пособие под ред. Попова В.М., Ляпунова С.И., Криночкина И.Ю., Вороновой Т.А. – М.: КНОРУС, 2008. - 480 с.

  6. Бизнес-планирование: Учебник под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 672с.

  7. Бизнес-планирование: учебно-практическое пособие под ред. Попова В.М., Ляпунова С.И., Криночкина И.Ю. – М.: КНОРУС, 2009. - 480 с.

  8. Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степнова – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008. – 240с.

  9. Борисов Е.Ф. Экономика: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2010. – 596 с.

  10. Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 192 с.

  11. Бусыгин А.В. Предпринимательство. - М.: Дело, 2008.

  12. Бутова Т.В. Предпринимательство. Пособие для подготовки к экзамену. – М.: ЮРКНИГА, 2008. – 416 с.

  13. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2009. – 308 с.

  14. Галенко В.П., Самарина Г.П., Страхова О.А. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

  15. Гарина Е.П. Основы предпринимательской деятельности. Учебник. – Ростов,: Феникс, 2010. – 348 с.

  16. Голубева Т.М. Основы предпринимательской деятельности. Кчебное пособие. – М.: Форум, 2012. – 270 с.

  17. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. Учебник. – М.: Филинъ, 2008. – 520 с

  18. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии – М.: Высшее образование, 2009. – 634 с.

  19. Деловое планирование. (Методы. Организация. Современная практика): Учеб. пособие / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2008. - 368с.

  20. Крутякова Ю.А., Юсупова С.Р. Бизнес-планирование: учебно-практическое пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 352 с.

  21. Лапуста М.Г. Создание собственного дела. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2010. – 423 с.

  22. Макарова И.М. Методическое пособие по выполнению курсового проекта на тему «Разработка стратегического плана развития конкретного предприятия» для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» очной и заочной форм обучения. – Курган: Академия труда и социальных отношений, 2007. – 34с.

  23. Макарова И.М. Приложения к методическому пособию по выполнению курсового проекта на тему «Разработка стратегического плана развития конкретного предприятия» для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» очной и заочной форм обучения. – Курган: Академия труда и социальных отношений, 2007. – 18с.

  24. Макарова И.М., Дрыгина О.В. Методические указания к выполнению курсового проекта на тему «Разработка бизнес-плана» для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» очной и заочной форм обучения. – Курган: ОУП Академия труда и социальных отношений. – 34 с.

  25. Методические указания к выполнению письменных работ. – Курган: ОУП Академия труда и социальных отношений, 2011. – 44с.

  26. Мочерный, С.В. Основы организации предпринимательской деятельности: учебник для вузов - М.: Приор-издат, 2006.. – М.: Издательский Дом «Вильямс», 2008. – 656 с.

  27. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. – М.: Издательский Дом «Вильямс», 2008. – 656 с.

  28. Орлова П.И. Учебное пособие для бакалавров. – М.: Дашков и К, 2012. – 283 с.

  29. Платонова Н.А., Харитонова Т.В. Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Издательство « Дело и сервис», 2008. – 432 с.

  30. Попов В.М. Бизнес-план инвестиционного проекта предпринимателя: учебно-практическое пособие/ В.М. Попов, С.И. Ляпунов, И.Ю. Криночкин, Т.А. Воронова. – М.: КНОРУС, 2009. – 480 с.

  31. Попов Н.А. Предпринимательство в АПК М.: ТАНДЕМ: ЭКМОС 2008.

  32. Предпринимательство: учебник под ред. Горфинкеля В.Я. и др.. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  33. Предпринимательство: Учебник под ред. М.Г. Лапусты. - 4-е изд. испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.- 667 с.

  34. Савкина Р.В. Планирование на предприятии. Учебное пособие для бакалавров. – М.: Дашков и К, 2012. – 321 с.

  35. Составление бизнес-плана. Как получить кредит. Справочник, подготовленный при участии Правительства Курганской области, бизнес-центра «Профессионал». – Курган: ООО «Издательская фирма «Медиа Пресс», 2008. – 120с.

  36. Томпсон-мл., Артур,А.,Стрикленд III, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. –М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. -928 с.

  37. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.

  38. Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование. Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2009. – 272 с.