Файл: Дипломного проекта мдк 01. 02 Проект производства работ.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 354
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;
- условия безопасности работы нескольких грузоподъемных кранов на одном пути и параллельных путях;
- перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение схем строповки грузов;
- места и габариты складирования грузов, подъездные пути;
- мероприятия по безопасному производству работ на участке, где установлен грузоподъемный кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т.п.).
7.24.1 Горизонтальная привязка крана
Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по рельсовым путям и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до двух метров от уровня земли и рабочих площадок должно быть не менее 700 мм, а на высоте более 2 м - не менее 400 мм.
Расстояние по вертикали от консоли противовеса, или противовеса, расположенного под консолью башенного крана до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2 м.
Установка стрелового крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами было не менее 1 м. Установка и работа стрелового крана на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередач или воздушной электрической сети напряжением более 36 В может производиться только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы. При производстве работ в охранной зоне линии электропередачи или в пределах, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, разрывов (ПОЭС), наряд- допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи. Размеры охранной зоны действующей воздушной линии передач по требованиям ГОСТ 12.1.013 - 78. «Строительство/ Электробезопасность» приведены в табл. 36.
Таблица 36 Размеры охранных зон воздушных линий электропередач
Величина напряжения в линии, кВ | Ширина охранной зоны, м |
До 1 | 2 |
от 1 до 20 включительно | 10 |
35 | 15 |
110 | 20 |
150,200 | 25 |
300,400, 500 | 30 |
750 | 40 |
800 (постоянный ток) | 30 |
При наличии обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии соблюдении требований, предусмотренных п. 2.24 и пп. 2.25.1-2.25.5 вышеуказанного ГОСТа. Границы опасных зон поражения электрическим током представлены в табл.37.
Таблица 37 Границы опасных зон поражения электрическим током
Величина напряжения в линии, кВ | Ширина охранной зоны, м |
До 1 | 1,5 |
от 1 до 20 включительно | 2,0 |
от 35 до 110 | 4,0 |
от 150 до 220 | 5,0 |
330 | 6,0 |
от 500 до 750 | 9,0 |
800 (постоянный ток) | 9,0 |
Приближение кранов к неукрепленным откосам котлованов и траншей разрешается только за пределами призмы обрушения грунта.
Таблица 38 Минимальные допустимые расстояния между опорой крана и основанием откоса выемки
Глубина котлована, м | Грунт | ||||
песчаный гравийный | супесь | суглинок | лесс | глина | |
1,0 | 1,5 | 1,25 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
2,0 | 3,0 | 2,4 | 2,0 | 2,0 | 1,5 |
3,0 | 4,0 | 3,6 | 3,25 | 2,5 | 1,75 |
4,0 | 5,0 | 4,4 | 4,0 | 3,0 | 3,0 |
5,0 | 6,0 | 5,3 | 4,75 | 3,5 | 3,5 |
Рисунок 18. Схема установки крана при возведении подземной части Требуемые параметры установки крана при возведении подземной части зданий и сооружений в открытых котлованах определяются с учётом обеспечения минимального (табл. 35) расстояния от опоры крана до бровки котлована. При работе крана без опор, расстояние принимается до оси ближайшего к откосу колеса.
При установке грузоподъемных машин у зданий (сооружений), имеющих подвалы или другие подземные пустотные сооружения, необходимо расчитывать несущую способность стен указанных сооружений на крановые нагрузки. Если расстояние от ближайшей опоры грузоподъемной машины или нижнего края балластной призмы рельсового пути до наружной грани стены подвала (с) соответствует требованиям СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» проверочных расчетов, подтверждающих устойчивость стен подвалов, фундаментов и других конструкций, не требуется (рис. 18).
Рисунок 19. Схема установки крана у стен подвала без проведения расчёта на выдавливание грунта от крановых нагрузок
При привязке башенных кранов следует учитывать необходимость их монтажа и демонтажа, обратив при этом особое внимание на положение стрелы и расположенного вверху противовеса по отношению к возводимому знанию (сооружению). Во время монтажа и демонтажа этих кранов стрела и расположенный вверху противовес должны находиться над свободной территорией, т.е. не должны попадать на строящиеся или существующие здания и другие препятствия.
Монтаж и демонтаж кранов осуществляется в соответствии с инструкцией по монтажу и эксплуатации. В случае невозможности организации площадки для монтажа и демонтажа башенных кранов с размерами согласно инструкции завода-изготовителя, в составе ППР должны быть представлены решения по монтажу и демонтажу кранов. Для башенных кранов с вращающейся платформой (рис. 19) должны быть выполнены рекомендации по их установке:
б = Rn + З; для кранов с неповоротной башней и расположением противовеса ниже верхней отметки здания; для кранов с неповоротной башней и расположением противовеса выше верхней отметки здания; б = 0,5(Bk + lш) + 0,2 +lб + З, где Rn - радиус поворота платформы, принимается по справочнику; R' - длина противовесной консоли; Вк - ширина колеи крана; /ш - длина полушпалы; 0,2 - минимально допустимое расстояние от конца полушпалы до откоса балластной призмы; l -длина откоса балластной призмы; 3 - зазор. Все размеры принимаются в м.
Рисунок 20. Схема установки башенного крана у здания
7.24.2 Продольная привязка подкрановых путей башенного крана к зданию.
Длина подкрановых путей определяется как:
Lnn = n * 6,25 ≥ lкр +акр + 2l торм+ 2lтуп
где - расстояние между крайними стоянками крана; акр -база крана; lторм - величина тормозного пути крана (принимается по паспорту крана, но не менее 1,5 м), lпут - длина рельса, необходимая для постановки инвентарного тупика (0,5 м); n - количество полу- звеньев рельсового пути.
Длина подкранового пути должна быть скорректирована в сторону увеличения с учетом кратности полузвена рельсового пути, т.е. 6,25 м. Минимальная длина подкранового пути для крана, перемещающегося по пути, должна быть не менее 31,25 м. В стесненных условиях городской застройки разрешается эксплуатация крана на одном звене пути (12,5 м). Кран, установленный на одном звене пути, считается стационарным.
При возведении зданий (сооружений) или их отдельных частей башенными кранами методом на «себя», что чаще всего применяется при «разрезке» широких зданий, необходимо:
- установить в ППР величину шага отступления крана, которая должна быть увязана с длиной звеньев (полузвеньев) рельсового кранового пути, модулем конструктивных элементов здания (сооружения) и длиной стрелы крана;
- определить в ППР крайнее положение крана на каждом участке пути с привязкой тупиковых упоров;
- заземление рельсового кранового пути и укладка звена для стоянки крана в нерабочее время должны быть выполнены в той части пути, которая демонтируется в последнюю очередь;
- каждый раз перед демонтажем участка рельсового кранового пути необходимо переставить на новое место тупиковые упоры и выключающие линейки и восстановить на конце пути соединительный проводник.
Рисунок 21. Схема установки стрелового крана с предохранительным канатом
Возможность «разрезки» здания для установки кранов определяется проектным институтом или проектно-технологической организацией по согласованию с проектным институтом.
При выборе крана с подъемной стрелой необходимо, чтобы от габарита стрелы до выступающих частей здания соблюдалось расстояние не менее 0,5 м, а до перекрытия (покрытия) здания и других площадок, на которых могут находиться люди, не менее 2 м по вертикали. При наличии у стрелы крана предохранительного каната, указанные расстояния принимаются от каната согласно (рис.21).
Где Rр - необходимый рабочий вылет; Ргр - масса поднимаемого груза; Rп - наибольший радиус поворотной части крана; В - размер здания.
7.24.3 Опасные зоны влияния кранов и других строительных машин
При размещении строительных машин на СГП определяются и обозначаются зоны, в пределах которых возможно появление или действие опасных производственных факторов. Размеры опасных зон определяются на основании требований, изложенных в СП 49.13330.2012 «Безопасность труда в строительстве», и должны быть ограждены и обозначены знаками безопасности и надписями установленной формы.
К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов, связанных с работой кранов (опасные зоны работы машин), относятся места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами. Радиус границы этой зоны определяется как: Ro = Rp + Bmax + P , где Rp - максимальный рабочий вылет стрелы для башенных кранов и для стреловых, оборудованных устройством, удерживающим стрелу от падения; или длина стрелы для стреловых кранов, необорудованных устройством, удерживающим стрелу от падения; Втах - максимальный размер поднимаемого груза; Р - величина отлёта грузов при падении, устанавливаемая в соответствии с табл. 38 (СП 49.13330.2012 «Безопасность труда в строительстве»).
К зонам потенциально действующих опасных производственных факторов относятся участки территории вблизи строящегося здания (сооружения) и этажи (ярусы) здания и сооружения в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования (монтажная зона). Она ограждается сигнальными огражденьями, удовлетворяющими ГОСТ 23407-78. В этой зоне можно размещается только монтажные механизмы, включая место, ограниченное ограждением подкрановых путей. Складировать материалы здесь нельзя. Границы этой зоны наносятся на СГП. Для прохода людей в здания назначаются определенные места, обозначенные на СГП и оборудованные навесами с вылетом не менее 2 м под углом 70...75° к стене.