Файл: Выборов и референдума.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дистанционное обучение впервые избранных председателей, заместителей председателей
и секретарей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
1

18 марта 2022 года
Тема 1. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМА
Принципы избирательного права – это основополагающие начала, правила-требования, являющиеся основой правового регулирования избирательных отношений, главным содержанием избирательного права, служащие критерием законности и правомерности действий всех участников избирательных правоотношений.
Основные принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума закреплены в статьях 3–9 Федерального закона от 12.06.2002
№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон
№ 67-ФЗ).
Организация и проведение выборов и референдума в Российской
Федерации осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:
 всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме
(статья 4 Федерального закона № 67-ФЗ);
 равное избирательное право и право на участие в референдуме
(статья 5 Федерального закона № 67-ФЗ);
 прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме (статья 6 Федерального закона № 67-ФЗ);
 тайное голосование (статья 7 Федерального закона № 67-ФЗ);
 свободное и добровольное участие в выборах и референдуме
(пункт 3 статьи 3 Федерального закона № 67-ФЗ);
 открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий
(пункт 5 статьи 3 Федерального закона № 67-ФЗ);

2
 обязательность и периодичность проведения выборов (статья 9
Федерального закона № 67-ФЗ);
 независимость избирательных комиссий (пункт 7 статьи 3
Федерального закона № 67-ФЗ).
Принцип всеобщего избирательного права и права на участие в референдуме, согласно статье 4 Федерального закона № 67-ФЗ, означает право гражданина Российской Федерации, который достиг на день голосования 18 лет, избирать (голосовать на референдуме), а по достижении необходимого возраста (установлен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов
Российской Федерации) – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Гражданин
Российской
Федерации, который достигнет совершеннолетия на день голосования, вправе участвовать в других избирательных действиях (действиях по подготовке и проведению назначенного референдума), предусмотренных законом и проводимых законными методами.
Гражданин Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе:
 от пола,
 расы,
 национальности,
 языка,
 происхождения,
 имущественного и должностного положения,
 места жительства,
 отношения к религии,
 убеждений,
 принадлежности к общественным объединениям.


3
Принцип равного избирательного права и права на участие в референдуме заключается в том, что все избиратели (участники референдума) участвуют в выборах (референдуме) на равных основаниях, не имея каких-либо преимуществ друг перед другом.
Если на выборах в один и тот же орган власти образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос
(статья 5 Федерального закона № 67-ФЗ).
Принцип прямого избирательного права и права на прямое волеизъявление на референдуме предусмотрен статьей 6 Федерального закона № 67-ФЗ и означает, что голосование на выборах и референдумах за или против кандидатов (за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно) осуществляется непосредственно самими избирателями. Каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, лично голосует на выборах и референдумах.
Принцип тайного голосования, закрепленный статьей 7 Федерального закона № 67-ФЗ, подразумевает исключение какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина на выборах и референдуме.
В целях обеспечения данного принципа голосования в помещении для голосования избирателю
(участнику референдума) предоставляется возможность использовать специально оборудованные кабины или специальные места для заполнения избирательного бюллетеня.
Бюллетень опускается лично избирателем в опечатанный ящик для голосования либо в технические средства подсчета голосов, в случае их использования.
Не допускается:
 нумерация бюллетеней;
 наблюдение за заполнением избирателем (участником референдума) бюллетеня в месте для тайного голосования.

4
Требования об обеспечении принципа тайного голосования также должны соблюдаться при организации голосования для избирателей, которые по уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования
(статья 66 Федерального закона № 67-ФЗ). Тайна голосования при проведении голосования вне помещения для голосования обеспечивается любым доступным способом.
Соблюдение данного принципа при проведении дистанционного электронного голосования осуществляется в соответствии с порядком, установленным ЦИК России (пункт 14 статьи 64 Федерального закона
№ 67-ФЗ).
Принцип свободного и добровольного участия в выборах и референдуме, согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона № 67-ФЗ, означает, что никто не имеет права оказывать воздействие на гражданина
Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме. Незаконным также является какое-либо воспрепятствование свободному волеизъявлению избирателя.
Принцип открытости и гласности в осуществлении избирательными комиссиями деятельности по подготовке и проведению выборов
(референдума), подсчету голосов избирателей (участников референдума), установлению итогов голосования, определению результатов выборов
(референдума) подразумевает обеспечение возможности контроля со стороны участников избирательного процесса за законностью и легитимностью выборов (референдума) и закреплен в пункте 5 статьи 3
Федерального закона № 67-ФЗ.
Принцип обязательности и периодичности проведения выборов закреплен в статье 9 Федерального закона № 67-ФЗ. Данный принцип предполагает, что выборы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, депутатов указанных органов являются обязательными и периодическими.


5
Выборы указанных органов проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов (статья 8
Федерального закона № 67-ФЗ).
Принцип независимости избирательных комиссий закреплен в пункте 7 статьи 3 Федерального закона № 67-ФЗ. Согласно данному принципу организация и проведение выборов и референдума относятся к исключительной компетенции избирательных комиссий (комиссий референдума). При этом не допускается вмешательство в их деятельность со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан. Взаимоотношения избирательных комиссий с указанными органами и лицами регламентированы в статье 20
Федерального закона № 67-ФЗ, которая определяет статус комиссий.

6
Нормативные акты
1.
Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации».