Файл: Раскрывать вопросы темы нужно четко сформулированными фразами, делая ссылки на литературные источники и статистические данные.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачи государства в части создания и развития системы регулирования РЦБ сводятся в основном к следующему:
- разработке идеологии, инфраструктуры, законодательной базы и стратегии развития РЦБ;
- эффективному использованию финансовых ресурсов (государственных и частных) для развития экономики страны;
- установлению "правил игры" для участников рынка;
- обеспечению безопасности;
- созданию системы информации о состоянии рынка и обеспечению ее открытости;
- формированию системы страхования инвесторов от возможных потерь;
- пресечению преступной деятельности на РЦБ;
- регулированию развития рынка государственных ценных бумаг.
В мировой практике существуют три основные модели регулирования РЦБ:
1) путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидерланды, Португалия);
2) путем контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания);
3) через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания).
Для российского рынка ценных бумаг ближе американская модель организации и регулирования, как на законодательном, так и на организационном уровнях. Однако сущность американской модели РЦБ, в которой основная масса акций свободно обращается на вторичном рынке ценных бумаг, пока не реализована.
В РФ к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
- ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам);
- Министерство финансов РФ;
- Центральный банк РФ;
- Комитет по управлению государственным имуществом РФ;
- Антимонопольный комитет РФ;
- Министерство по налогам и сборам РФ;
- Министерство юстиции РФ;
- Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и др.[8]
Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: регистрация всех участников рынка ценных бумаг; обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; контроль и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.
Правовую основу функционирования рынка ценных бумаг составляют законы РФ, решающие следующие вопросы:
- юридический статус ценных бумаг;
- разграничение прав и ответственности эмитента и посредника;
- формы эмиссии ценных бумаг (наличная и безналичная эмиссия);
- регистрация реестров ценных бумаг;
- создание депозитариев;
- защита имущественных прав инвесторов;
- гарантии участников рынка права на компенсацию со стороны должников;
- контроль за эмиссией ценных бумаг;
- контроль за работой банков с ценными бумагами.
Законодательство регулирует выпуск и функционирование векселей (в меньшей степени), акций, облигаций и других ценных бумаг. Государство лицензирует деятельность бирж, брокеров, других профессиональных участников РЦБ, инвестиционных институтов с целью повышения профессионализма участников РЦБ. Законодательно оформляются правила обращения деривативов - производных ценных бумаг (фьючерсов, опционов и др.).
Лицензированием деятельности коммерческих банков и кредитных организаций занимается Банк России, страховых организаций - Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью.
Как уже отмечалось, РЦБ РФ пока недостаточно развит. И основную долю составляют голубые фишки - ценные бумаги госмонополий и олигополий. В то же время РЦБ имеет высокие темпы развития. Появились новые рынки ценных бумаг (рынок корпоративных облигаций и срочный рынок ценных бумаг), создана система коллективных инвестиций.[9]
Капитализация российского рынка акций в конце 2013 года составила 265 млрд. долл. или 45% ВВП. В 2012 году российскими предприятиями на рынках ценных бумаг было привлечено в совокупности 11,4 млрд. долл., в т.ч. на внутренних рынках - 2,7 млрд. долларов.
Капитализация российского рынка акций резко выросла в 2014 г. и составила 481 млрд. долл. - 63% ВВП.
В 2015 году капитализация рынка акций выросла примерно на 70%. Российскими предприятиями на рынке ценных бумаг в 2013 году было привлечено 15,5 млрд. долл., в том числе на внутреннем рынке - 5,3 млрд. долл.
За 2014 год аналогичные показатели составили, соответственно, 29,7 млрд. долл. и 9,4 млрд. долл. Однако рынок акций по-прежнему характеризуется малым количеством ликвидных финансовых инструментов. Основную долю капитализации рынка (64,3 % - по состоянию на 30 декабря 2014 г.) составляли компании нефтегазового сектора.
Внутренний рынок корпоративных облигаций является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг. Однако он не может пока конкурировать с внешними заимствованиями. В 2014 - 2015 годах доля еврооблигаций, выпущенных российскими предприятиями, составила 66%.
Российский фондовый рынок пока не служит одним из основных источников инвестиций. Его доля в инвестициях невелика.
В регионах наиболее быстро развивается рынок корпоративных облигаций. Связано это с тем, что в России собственники пока не готовы к массовому выпуску акций на вторичный рынок и предпочитают держать контрольные пакеты акций у себя.
Свободное обращение акций предполагает распределение собственности между многими акционерами. И в российских условиях это чревато потерей контроля над предприятием.
Облигации как инструмент привлечения заемных средств свободны от этих рисков. Поэтому внутренний рынок корпоративных облигаций является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг. Однако и он не обеспечивает достаточного объема долгосрочных инвестиций.
Связано это с тем, что крупнейшие корпорации РФ предпочитают выпускать ценные бумаги за рубежом, поскольку цена облигационных займов там значительно ниже.
РЦБ начинает играть все большую роль как инструмент сохранения и наращивания стоимости сбережений населения (физических лиц).
Глава ФСФР Олег Вьюгин на лекции в Высшей школе экономики сообщил (26.03.14), что 72 % внутренних накоплений населения приходятся на депозиты банков, 10 % вложено в ПИФы, 8 % - в пенсионные резервы, 10 % - в страховые резервы. По его данным, чистые накопления населения РФ составляют всего 1-2% ВВП, что весьма незначительно в сравнении с развитыми странами. Причем склонность населения к сбережению в последние годы снижается, так как семьи вынуждены в трудных условиях жизни не накапливать средства, а тратить их на выживание.
Вьюгин привел приближенные данные о структуре инвесторов на российском РЦБ: 31% - это российские институциональные инвесторы, 25% - российские банки и 44% - иностранные инвесторы (нерезиденты). Эта статистика не включила физических лиц по причине малости их доли.
В то же время развитие сектора институциональных инвесторов с участием физ. лиц в России происходит довольно быстро. Так в 2015 г. активы ПИФов и пенсионных резервов выросли до 800 млрд. руб.
По данным О. Вьюгина, в 2015 г. количество счетов "рыночных пайщиков" выросло до 343,245 тыс. штук против 148,428 тыс. штук в 2014 г.
Количество частных инвесторов, которые торгуют с помощью Интернет-трейдинга на ФБ ММВБ, в 2015 г. достигло 230 тыс. человек против 109,714 тыс. человек в 2014 г. Число физических лиц, купивших акции в ходе "народных" IPO в 2015 г, составило 115 тыс. чел.
Рынок ценных бумаг является
, пожалуй, лучшим инструментом вовлечения населения в рыночные отношения, лучшей школой обучения его основам рынка, особенно молодежи. Гораздо полезнее для молодых людей во всех отношениях играть на РЦБ, нежели на «одноруких бандитах» - игральных автоматах.[10]
Недаром передовые позиции в экономике в мире занимают США, где в инвестиционном процессе на фондовом рынке участвует каждая домохозяйка. И следует отметить, что Правительство РФ уже достаточно много делает с помощью народных IPO в этом направлении.
В настоящее время регулирование и надзор на финансовом рынке осуществляется несколькими государственными органами. Для координации их действий планируются меры:
- повышение эффективности межведомственного взаимодействия и выработка единых подходов к развитию и регулированию всех секторов финансового рынка;
- развитие саморегулирования на финансовом рынке и взаимодействия СРО с органами государственной власти и управления;
- создание системы мониторинга за финансовым рынком;
- установление на законодательном уровне порядка обмена информацией с регуляторами финансовых рынков других стран.
В перспективе возможно объединение функций по регулированию различных сегментов финансового рынка и создание мегарегулятора.
Обеспечение четких и ясных процедур проведения надзора за деятельностью финансовых институтов:
- усиление роли регуляторов финансового рынка и СРО в нормировании и совершенствовании системы риск-менеджмента профессиональных участников финансового рынка;
- усиление роли третейских судов в рассмотрении споров на финансовом рынке и повышение компетенции судебных органов (арбитражного суда) в спорах на финансовом рынке;
- оптимизация требований к отчетности финансовых организаций, введение стандартов публичного раскрытия информации о своей деятельности профессиональными участниками финансового рынка;
- обеспечение раскрытия информации о результатах управления пенсионными резервами, утверждение методики оценки эффективности управления для государственных и частных управляющих пенсионными резервами;[11]
- совершенствование требований к размещению средств, составу и структуре активов финансовых институтов, осуществляющих инвестиционную деятельность на финансовом рынке, а также введение единообразных требований по управлению соответствующими активами.
2.2 Совершенствование рынка ценных бумаг
Как известно, инфраструктуру рынка ценных бумаг составляют профессиональные участники рынка ценных бумаг. Среди них важное место занимают брокеры и дилеры. От того насколько развита деятельность посредников зависит состояние рынка ценных бумаг.
До настоящего времени профессиональные участники рынка охотно вкладывали деньги в развитие фронт-офисных систем и средств связи с организованными торговыми площадками. Совершенствование автоматизированных систем, связанных с учетом и оформлением сделок, финансируется хуже.
Практика показывает, что на рынке труда крайне ограничено предложение высококлассных специалистов внутреннего учета и всех, кто связан с деятельностью элементов инфраструктуры рынка. В то же время трейдеры и специалисты фронт-офиса (отдел, в котором происходит непосредственная работа с клиентами и заключение договоров) представлены очень широко.
Одной из проблем является неразвитость системы защиты прав собственности инвесторов. Основная нагрузка по созданию правоустанавливающих документов, подтверждающих права владельцев ценных бумаг, лежит на депозитариях и регистраторах.
Именно они осуществляют операции по смене владельца, информируют владельцев о наиболее значимых событиях в хозяйственной жизни корпораций, получают и перечисляют дивиденды и осуществляют многие другие действия, реализуя на практике права владельцев ценных бумаг. Решению данной проблемы может помочь создание Центрального депозитария. Аналогичные институты давно созданы на развитых рынках и уже доказали свою эффективность.
Кроме того, программа защиты инвесторов должна создаваться самими профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Активную роль в этом процессе должны играть саморегулируемые организации.
Именно они должны решать проблему страхования деятельности профессиональных участников и определять размер необходимых взносов в зависимости от рисков.
До сих пор не решена проблема законодательного регулирования рынка ценных бумаг. В настоящее время регулирование рынка ценных бумаг осуществляется сразу несколькими органами: ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) и ЦБ РФ (Центральный банк Российской Федерации).
Серьезной проблемой становится состояние законодательной базы, регулирующей процесс передачи информации от брокера к инвестору. Законодательные и нормативные акты определяют содержание информации, предоставляемой брокером инвестору в обязательном порядке и обязывают брокера к ее представлению в установленные ограниченные сроки. Но в них не предусматривается возможность использования электронных носителей информации в полной мере.