Файл: Раскрывать вопросы темы нужно четко сформулированными фразами, делая ссылки на литературные источники и статистические данные.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одной из существенных проблем в биржевой торговле является проблема исполнения сделок. Она связана с тем, сможет ли покупатель заплатить за купленные ценные бумаги, на покупку которых дал указание, и сможет ли продавец действительно представить ценные бумаги, в отношении которых дал указание о продаже. Биржа может и должна предъявлять жесткие требования и к профессионализму участников торгов, и к их финансовому состоянию. Также, гарантия исполнения сделок достигается за счет постоянно совершенствующейся системы клиринга и расчетов.[12]
В апреле 2015 года в Москве Институт фондового рынка и управления собрал профессионалов российского и зарубежных финансовых рынков на II Всероссийском IPO конгрессе. Федеральная служба по финансовым рынкам России выступила против колонизации российской экономики, профучастники – против «демонетизации» российского финансового рынка. Фондовая биржа РТС (Российская торговая система) и ММВБ анонсировали скорое появление российских аналогов Лондонской биржи AIM (Alternative Investment Market-рынок альтернативных инвестиций-торговая площадка Лондонской фондовой биржи).
В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнений, что деятельность любого финансового института (банка, биржи, инвестиционной компании, брокерской конторы и т.д.) сопряжена с определенными рисками. Именно поэтому залогом его успешного функционирования служит способность управлять своими рисками в конкретных макроэкономических условиях. При этом в России в силу исключительной динамичности и турбулентности ее рынка управление рисками приобретает особое значение.
Стоит особо подчеркнуть, что риск есть всегда, так как риск субъекта на финансовом рынке - это неопределенность его финансовых результатов в будущем, обусловленная неопределенностью самого этого будущего. Источники возникновения финансовых рисков могут быть различными. Обычно выделяют рыночный риск, кредитный риск, риск ликвидности, операционный риск, а также системный и юридический риски.
Отметим, что рыночный риск из всех типов рисков наилучшим образом поддается формальному вероятностному описанию, а методы его измерения уже получили широкое распространение в мировой практике.
Рыночный риск (market risk) - это риск изменения значений параметров рынка, таких как процентные ставки, курсы валют, цены акций или товаров, корреляция между различными параметрами рынка и изменчивость (волатильность) этих параметров.
Особое значение рыночный риск приобретает при работе со срочными инструментами (фьючерсами и опционами). Источником рыночного риска могут быть неопределенные изменения не только чисто ценовых параметров рынка, но и параметров, не имеющих прямого ценового смысла - волатильности и корреляции.
Итак, рыночный риск субъекта финансового рынка -это риск его потерь в условиях неопределенных (случайных) изменений рыночных факторов, оказывающих влияние на его портфель.
Измерить рыночный риск - означает определить величину и вероятность возможных потерь за заданный период времени (период поддержания позиций). Учитывая, что рыночный риск возникает практически всегда, задача его корректного измерения приобретает особое значение.
Главной проблемой современного рынка ценных бумаг является глобальная его компьютеризация и в конечном счете необходимость сохранения конфиденциальности получения, обработки, сбора, хранения и предоставления информации на фондовым рынке и обменом данной информации между всеми рынками: первичным, вторичным и уличным.
Основными проблемами рынка ценных бумаг в России являются преодоление некоторых внешних факторов, второй же проблемой является переход от роли российского рынка ценных бумаг, который создан для обеспечения нужд правительства страны к роли посредника между организациями, предприятиями и инвесторами («денежными мешками»), чтобы обеспечивать развитие первых и доход вторым.
Безусловно, законодательная база Российской Федерации оставляет желать лучшего вообще в общей характеристике, а законодательство Российской Федерации в области регулирования рынка ценных бумаг тем более, а в последнее время еще и улучшения контроля за выполнение различных операций на фондовом рынке.
Необходимо решить проблему защиты инвесторов, которую можно было бы решить с помощью создания специальной системы защиты инвесторов.
Слишком большие темпы создания депозитарной/клиринговой сети, а также агентской, что дает возможность крупным компаниям демпинговать цены и тем самым нарушать антимонопольное законодательство, выживая с рынка небольшие компании.[13]
Ценные бумаги наиболее привлекательны для тех, кто желает инвестировать, сберегать и приумножать денежные средства. Главное в развитии рынка любой ценной бумаги является интерес инвестора к её приобретению.
В условиях сегодняшнего времени, когда население стремится к благосостоянию, а, следовательно, и к накопительству, проблемы российского рынка ценных бумаг начали интересовать всё большее количество людей.
Проблемы возникают уже на этом этапе, так как интерес населения не в полной мере удовлетворяется количеством информации, предоставленной по этому вопросу.
Грамотность населения в этом смысле по-прежнему оставляет желать лучшего. Большинство людей просто боятся вкладывать деньги в ценные бумаги, не зная механизмов защиты, прав от владения и обязанностей за использование, рисков и преимуществ. Возможно, это лишь вопрос времени и люди придут к этому, как пришли к хранению денег на банковских депозитах, а не в шкафчике стола.
Ещё одной немаловажной проблемой является проблема регулирования рынка ценных бумаг государством.
Несмотря на законодательную базу, которая создана в России и регламентирует деятельность рынка ценных бумаг, проблемы существуют.
Наиболее острая из них заключается в том, чтобы обозначить ряд органов, которые способны оказывать влияние на рынок ценных бумаг и чётко разграничить их компетенцию.
В условиях рыночных отношений необходимо стремиться к регулированию преимущественно экономическими способами и методами.
Назревает необходимость создания государственной политики, дающей толчок для нормального развития рынка ценных бумаг и чёткой регламентации деятельности коммерческих банков в отношении данного рынка.[14]
Несмотря на то, что российская денежная единица достаточно защищена, а специалисты в области финансов достаточно подкованы, существует также проблема улучшения инфраструктуры рынка ценных бумаг, где необходимо понимать, что важнейшая функцией рынка ценных бумаг – сосредоточить средства вкладчиков и приспособить их для целей организации.
Несмотря на все проблемы российского рынка ценных бумаг, наша страна, по мнению многих экспертов, за последние годы шагнула вперёд в создании и поддержке по-настоящему эффективного рынка ценных бумаг.
Внесение изменений в законодательство, направленных на расширение возможности применения финансовых инструментов и механизмов, используемых для перераспределения рисков:
- производных финансовых инструментов с различными базовыми активами;
- секьюритизации финансовых активов;
- двойных и простых складских свидетельств;
- повышение эффективности института залога как способа обеспечения исполнения обязательств.
Развитие институтов коллективного инвестирования:
- совершенствование налогообложения закрытых ПИФов;
- унификация принципов и стандартов деятельности коллективных инвестиций (ПИФов и НПФов);
- расширение спектра разрешенных для инвестирования инструментов ПИФов и НПФов.[15]
Создание равных конкурентных и комфортных условий для деятельности участников финансового рынка, сокращение административных барьеров и трансакционных издержек:
- снижение трансакционных издержек эмитентов всех эмиссионных ценных бумаг, в том числе при проведении первичного публичного размещения акций (IPO);
- смягчение ограничений в отношении ценных бумаг, операции с которыми осуществляются с участием иностранного капитала;
- расширение информационной обеспеченности инвесторов со стороны эмитентов;
- пресечение манипулирования на финансовом рынке и осуществление торговли с использованием инсайдерской информации;
- введение понятий квалифицированного и не квалифицированного инвестора;
- расширение составов правонарушений с целью учета специфики финансовых рынков, ужесточение наказаний;
- введение системы компенсации гражданам на РЦБ, а также системы страхования ответственности профессиональных участников РЦБ.
Совершенствование налогообложения финансового рынка с целью предоставления равных условий предпринимательской деятельности.
Совершенствование деятельности государственных финансовых институтов, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций:
- подготовка стратегии деятельности государственных финансовых институтов развития, предусматривающей использование новых механизмов и различных форм финансирования проектов, реализуемых Правительством РФ;
- введение запрета на участие органов власти и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций (кроме стратегических институтов и организаций).
Развитие инфраструктуры финансового рынка, повышение ее надежности и капитализации:
- совершенствование законодательства о клиринге;
- совершенствование законодательства, регулирующего учет прав на ценные бумаги, создание Центрального депозитария;
- совершенствование законодательства об организаторах торговли и биржах, формирование единого законодательного регулирования всех видов бирж.[16]
В Стратегии состояние и ближайшие перспективы российского РЦБ оцениваются следующим образом:
- РЦБ пока не рассматривается в качестве основного механизма привлечения инвестиций;
- основным источником инвестиций российских компаний остаются собственные средства, а также займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках;
- внутренний финансовый рынок испытывает потребность в надежных ценных бумагах и других качественных активах;
- основные объемы сделок с российскими ценными бумагами и другими качественными активами осуществляются с конца 2003 года на зарубежных торговых площадках, а не внутри страны;
- долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных накопительных систем размещаются на финансовом рынке неэффективно;
- основная причина оттока ценных финансовых активов за рубеж - отставание в развитии российской инфраструктуры финансового рынка, высокие риски и издержки российского РЦБ;
- необходима доработка российского законодательства до уровня международных стандартов и развитие его инфраструктуры.
Основной целью Стратегии является превращение РЦБ в один из главных механизмов финансирования экономики наряду с банковскими кредитами.[17]
Заключение
Подводя итоги всему изложенному, можно сделать вывод, что роль рынка ценных бумаг как механизма аккумуляции и перераспределения капиталов в системе инвестиционного процесса в современных условиях усиливается.
Также существование рынка ценных бумаг является необходимым условием функционирования экономики всех развитых стран.
Поэтому ему принадлежит видное место в системе воспроизводительного процесса: с помощью ценных бумаг происходит аккумуляция свободных денежных средств внутренних и внешних инвесторов и передача их хозяйствующим субъектам для производственного использования.
Именно благодаря механизму рынка ценных бумаг становится возможным инвестирование значительных объёмов средств в реальную экономику, наращивание производственных мощностей страны, накопление ресурсного потенциала.
Стимулируется развитие наиболее перспективных производств и отраслей, которые обеспечивают наибольшую доходность и эффективность использования ограниченных ресурсов и способствуют ускорению научно-технического прогресса, внедрению новейших научных достижений и технологий в производство. Именно рынок ценных бумаг в значительной степени задаёт ток развитию всей мировой экономики в целом и национальных экономических систем в частности.
Сегодня, чтобы стать полноправным членом всемирного экономического производства, участником мирового финансового рынка, любая страна и в особенности Россия, должна достичь современного уровня организации рыночных отношений. Однако на пути достижения этой цели лежит ряд промежуточных этапов в развитии форм существования капитала, который нельзя миновать.