Файл: Высшего образования Московский гуманитарный университет Кафедра педагогики и психологии высшей школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика Беляева Диагностированный перечень проблем по методике определения функционального типа семейной структуры.
Семейное социально-экономическое положение:
1) место работы совершеннолетнего члена семьи;
2) заработная плата работающих членов семьи;
3) доход семьи в виде государственных пособий, алиментов и т.п.;
4) условия проживания (благоустроенное, неблагоустроенное жилье, форма собственности, количество комнат, общая площадь, граждане, зарегистрированные в жилом помещении, проживающие в этом районе);
5) наличие предметной обстановки, мебели, бытовой техники;
6) гигиенические условия жилья.
Психосоциальный статус семьи:
1) отношения между родителями, законным представителем;
2) отношения между детьми;
3) отношения между законным представителем и ребёнком;
4) отношения между другими членами семьи, проживающими вместе с семьёй;
5) возникают ли конфликтные ситуации в семье и если да, то как часто;
6) как часто в семье вы не находите взаимопонимания;
7) часто ли вы жалеете о том, что в очередной раз выплеснули своё плохое настроение на любимого человека;
8) как часто вам нравится проводить время с семьёй;
9) склонны ли вы делиться своими проблемами с близкими людьми;
10) как часто люди в вашей семье повышают голос;
11) имеются ли случаи побега несовершеннолетних из дома (причина).
Социокультурный статус семьи:
1) обучается ли несовершеннолетний в образовательном учреждении;
2) успеваемость несовершеннолетнего в школе;
3) созданы ли условия для посещения несовершеннолетними занятий и игр;
4) форма семейного отдыха;
5) подвергался ли ребёнок физическому наказанию;
6) поддержка семейных обычаев, традиций - интересы членов семьи (хобби, увлечения и т.д.);
7) члены семьи посещают культурные учреждения города;
8) есть ли в доме семейная библиотека, периодическая литература.
Ситуационно-ролевой статус для семьи:
1) по словам членов семьи, в чем проблема;
2) отношение членов семьи к существующему положению дел;
3) как член семьи думает, что существующая проблема может быть решена;
4) какие действия могли бы улучшить ситуацию;
5) оценка наличия у членов семьи необходимых знаний (решение проблем);
6) деятельность членов семьи по решению проблем.
Критерии семейного успеха:
1. Экономическое положение семьи.
2. Психологическое состояние семьи.
3. Культурный статус семьи, отражающий условия воспитания и быта детей.
4. Ситуационно-ролевой статус семьи.
1. Экономическая ситуация.
В состав этого статуса входят доходы семьи, жилищные условия и основное окружение.
Высокий экономический статус:
1) доход для удовлетворения всех потребностей;
2) жилищные и предметные нормы, потребности удовлетворяются без ограничений.
Средняя экономическая ситуация:
-
доход достаточен для удовлетворения основных потребностей, но недостаточен для удовлетворения других потребностей (здравоохранение, образование); -
условия жизни соответствуют нормам; -
тематическая среда соответствует нормам.
Плохая экономия:
1) низкий уровень дохода;
2) жилищные условия не соответствуют нормам;
3) нехватка тематических сред.
2. Психологическое состояние.
Высокий статус: отношения строятся на взаимопонимании и переживании взаимной любви.
Среднее состояние: негативные тенденции проявляются слабо, не являются хроническими.
Низкое состояние:
1) увеличение конфликтности;
2) агрессивные и нервные вспышки;
3) неудовлетворительные отношения;
4) наличие насилия;
5) обстоятельства вдали от дома;
6) случаи попытки самоубийства, развод.
3. Культурный статус.
Высокий статус:
1) семьи откликаются на роль хранителей обычаев и традиций;
2) воспитание детей устанавливается по принятым нормам, поддерживающим культуру общения.
Среднее состояние: семья не обладает всеми необходимыми характеристиками, но осознает свои проблемы и работает над повышением своей грамотности.
Низкое состояние:
1) жизнь не организована;
2) безнадзорные дети;
3) примитивные формы досуга;
4) преобладание насильственных форм норм поведения;
5) отсутствие духовного общения, развития;
6) узкие интересы.
4. Ситуационно-ролевые состояния.
Отражает способность семьи приспосабливаться к новым ситуациям.
Составляющими состояния являются наличие необходимых знаний, усилий, отношение к проблеме по мере её возникновения, деятельность по её решению.
Высокий статус: позитивный настрой и энтузиазм в решении проблем.
Среднее состояние: все черты выражены не полностью или одна из них разрушает другие черты.
Низкое состояние: отношение к проблеме пессимистическое, энтузиазма в решении мало.
Приложение 2
Письмо Минобрнауки России «О направлении предложений» Федерации № 09-1995 от 3 октября 2017 г.
Перечень нормативно-правовых актов, рекомендуемых для проведения мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогов, участвующих в воспитании детей.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217А (III) Третьей Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.);
2. Декларация прав ребёнка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи Организация Объединённых Наций, 20 ноября 1959 г.);
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (подписана в Риме 4 ноября 1950 г.);
4. «Конвенция о правах ребёнка» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.);
5. Декларация социальных и правовых принципов защиты и благополучия детей, особенно при устройстве и усыновлении детей на национальном и международном уровнях (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 41/95 3 года декабрь 1986 г.);
6. Конституция Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993 г., от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ)
7. Закон Российской Федерации об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
8. Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
9. Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г.
Приложение 3
Этап 1 - Организация.
Дата: 12.04.18
Время: 15:00
Местонахождение: Государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Московской области г. Красногорск».
Основное содержание деятельности:
Цель: Повышение правовой культуры несовершеннолетних, профилактика и предупреждение правонарушений и противоправных действий несовершеннолетних, воспитание умения работать в команде.
Цель игры: Закрепить правовые знания несовершеннолетних; помочь в понимании практического применения действующего законодательства; развить умение обращаться с документами; помочь несовершеннолетним в совершенствовании организаторских способностей, навыков общения, отстаивания и аргументации собственной точки зрения; воспитывать правовую культуру, навык формирования социального поведения.
Цель: несовершеннолетние правонарушители в возрасте 14-18 лет и их родители.
Методы применения: убеждение, консультирование, наблюдение.
Целевая аудитория: специалисты по социальной работе, институциональные психологи и институциональные учителя.
Оборудование: демонстрация; карточки с контрольными вопросами; маркировка словами «Уголовная ответственность» и «Административная ответственность»; кроссворды.
Ожидаемые результаты мероприятия: вызвать интерес центра и школ к участию в мероприятии. Повысить правовую грамотность и способности несовершеннолетних, сформировать правильное сознание несовершеннолетних и её гражданскую активность, улучшить умение работать в команде для выполнения заданий. Дайте понимание проступка, правонарушения, преступления и наказания за них; научитесь различать эти определения. Поймите, что проступки, преступления, правонарушения могут оказать негативное влияние на окружающих, а совершение подобного поведения может быть наказано по закону. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру. Измените образ жизни родителей и вдохновите их на самостоятельное и эффективное решение проблем со своими детьми. Измените свой образ жизни и восстановите отношения между родителями и детьми. Проводя такие мероприятия с родителями, развивайте их потребность в совместном досуге.
Пробудить интерес к здоровому образу жизни.
Этап 2 - Основная.
Основное содержание деятельности: прогресс игры.
1. Организационный момент, обмен классными темами.
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья. Каждому человеку от рождения до жизни даны многие права, которые он должен знать и уметь пользоваться. Однако, помимо прав, у лица также есть определённые обязанности и ответственность по реализации этих прав, несоблюдение этих обязанностей и ответственности может привести к неприятным последствиям, а иногда даже к уголовной ответственности.
Ведущий 2. Сегодня мы будем усердно вспоминать и закреплять знания. Может быть, кто-то узнает свои права и обязанности. Посмотрим, как вы понимаете законы, по которым мы живём. И поможет нам в этом игра «Юридические знания – верный путь к счастливой жизни». В игре участвуют две команды «дети» и «родители». Давайте поздороваемся с нашей командой.
2. Введение
В нашей игре участвуют «детская» команда и «родительская» команда, Ведущий 1.
Мы видим, как команды готовятся выяснить, кто из них лучше разбирается в законе, но сначала позвольте мне представить презентацию жюри, которое будет судить нашу игру.
-
Тема «Я путешествую».
Ведущий 1. Итак, начнём игру и первый матч «разогреем».
Ведущий 2. По очереди задавайте каждой группе вопрос, на который вам нужно будет ответить, одним словом. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл.
Соревнование 1 «Разминка»
1. Что такое право? (Закон – это свод правил (норм), определяющих обязательные взаимоотношения людей в обществе).
2. Что является основным законом нашей страны? (конституция).
3. Явиться в суде для защиты? (продвигать)
4. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (с 14 лет).
5. Представитель обвинения на суде? (прокурор)
6. Что такое наглая кража имущества? (грабёж).
7. Как называется разбой с целью завладения имуществом? (грабёж)
8. Какие действия, представляющие опасность для общества, запрещены уголовным законом? (преступление).
9. Лица, не присутствовавшие на месте преступления в момент совершения преступления? (алиби)
10. Меры пресечения, в том числе задержание обвиняемого. (арест)
11. Незаконное пересечение границы с товарами, ценностями и другими предметами. (контрабанда)
12. Главный документ нашей страны, подтверждающий гражданство. (российский паспорт)
13. Гражданам в результате преступлений причинён моральный, физический или имущественный вред. (жертва)
14. Умышленное или неосторожное лишение жизни другого человека. (убийство)
15. Финансовое взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором (штраф)
II раунд.
Конкурс 2 «Права человека» (по 4 вопроса на команду)
1 команда
1 вопрос, в соответствии с Законом о правах ребёнка, ребёнком является лицо:
а) в возрасте от рождения до 18 лет*;
б) от рождения до 14 лет;
в) от рождения до 16 лет.
Вопрос 2:
Дети имеют равные права, если:
а) если они родились в одной стране;
б) если они родились в законном браке;
в) равный социальный статус;
г) независимо от обстоятельств*;
д) Равный имущественный статус.
Вопрос 3:
Жёстко, грубо, унижающе обращаться с детьми имеют право обращаться:
а) родители;
б) родственники;
в) никто*;
г) сверстники.
Вопрос 4:
Государство усилило уголовную ответственность, что считается состоянием опьянения?