Файл: Высшего образования Московский гуманитарный университет Кафедра педагогики и психологии высшей школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика Беляева Диагностированный перечень проблем по методике определения функционального типа семейной структуры.

Семейное социально-экономическое положение:

1) место работы совершеннолетнего члена семьи;

2) заработная плата работающих членов семьи;

3) доход семьи в виде государственных пособий, алиментов и т.п.;

4) условия проживания (благоустроенное, неблагоустроенное жилье, форма собственности, количество комнат, общая площадь, граждане, зарегистрированные в жилом помещении, проживающие в этом районе);

5) наличие предметной обстановки, мебели, бытовой техники;

6) гигиенические условия жилья.

Психосоциальный статус семьи:

1) отношения между родителями, законным представителем;

2) отношения между детьми;

3) отношения между законным представителем и ребёнком;

4) отношения между другими членами семьи, проживающими вместе с семьёй;

5) возникают ли конфликтные ситуации в семье и если да, то как часто;

6) как часто в семье вы не находите взаимопонимания;

7) часто ли вы жалеете о том, что в очередной раз выплеснули своё плохое настроение на любимого человека;

8) как часто вам нравится проводить время с семьёй;

9) склонны ли вы делиться своими проблемами с близкими людьми;

10) как часто люди в вашей семье повышают голос;

11) имеются ли случаи побега несовершеннолетних из дома (причина).

Социокультурный статус семьи:

1) обучается ли несовершеннолетний в образовательном учреждении;

2) успеваемость несовершеннолетнего в школе;

3) созданы ли условия для посещения несовершеннолетними занятий и игр;

4) форма семейного отдыха;

5) подвергался ли ребёнок физическому наказанию;

6) поддержка семейных обычаев, традиций - интересы членов семьи (хобби, увлечения и т.д.);

7) члены семьи посещают культурные учреждения города;

8) есть ли в доме семейная библиотека, периодическая литература.

Ситуационно-ролевой статус для семьи:

1) по словам членов семьи, в чем проблема;

2) отношение членов семьи к существующему положению дел;

3) как член семьи думает, что существующая проблема может быть решена;

4) какие действия могли бы улучшить ситуацию;


5) оценка наличия у членов семьи необходимых знаний (решение проблем);

6) деятельность членов семьи по решению проблем.

Критерии семейного успеха:

1. Экономическое положение семьи.

2. Психологическое состояние семьи.

3. Культурный статус семьи, отражающий условия воспитания и быта детей.

4. Ситуационно-ролевой статус семьи.

1. Экономическая ситуация.

В состав этого статуса входят доходы семьи, жилищные условия и основное окружение.

Высокий экономический статус:

1) доход для удовлетворения всех потребностей;

2) жилищные и предметные нормы, потребности удовлетворяются без ограничений.

Средняя экономическая ситуация:

  1. доход достаточен для удовлетворения основных потребностей, но недостаточен для удовлетворения других потребностей (здравоохранение, образование);

  2. условия жизни соответствуют нормам;

  3. тематическая среда соответствует нормам.

Плохая экономия:

1) низкий уровень дохода;

2) жилищные условия не соответствуют нормам;

3) нехватка тематических сред.

2. Психологическое состояние.

Высокий статус: отношения строятся на взаимопонимании и переживании взаимной любви.

Среднее состояние: негативные тенденции проявляются слабо, не являются хроническими.

Низкое состояние:

1) увеличение конфликтности;

2) агрессивные и нервные вспышки;

3) неудовлетворительные отношения;

4) наличие насилия;

5) обстоятельства вдали от дома;

6) случаи попытки самоубийства, развод.

3. Культурный статус.

Высокий статус:

1) семьи откликаются на роль хранителей обычаев и традиций;

2) воспитание детей устанавливается по принятым нормам, поддерживающим культуру общения.

Среднее состояние: семья не обладает всеми необходимыми характеристиками, но осознает свои проблемы и работает над повышением своей грамотности.

Низкое состояние:

1) жизнь не организована;

2) безнадзорные дети;

3) примитивные формы досуга;

4) преобладание насильственных форм норм поведения;

5) отсутствие духовного общения, развития;

6) узкие интересы.

4. Ситуационно-ролевые состояния.

Отражает способность семьи приспосабливаться к новым ситуациям.

Составляющими состояния являются наличие необходимых знаний, усилий, отношение к проблеме по мере её возникновения, деятельность по её решению.



Высокий статус: позитивный настрой и энтузиазм в решении проблем.

Среднее состояние: все черты выражены не полностью или одна из них разрушает другие черты.

Низкое состояние: отношение к проблеме пессимистическое, энтузиазма в решении мало.

Приложение 2

Письмо Минобрнауки России «О направлении предложений» Федерации № 09-1995 от 3 октября 2017 г.

Перечень нормативно-правовых актов, рекомендуемых для проведения мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогов, участвующих в воспитании детей.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217А (III) Третьей Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.);

2. Декларация прав ребёнка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи Организация Объединённых Наций, 20 ноября 1959 г.);

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (подписана в Риме 4 ноября 1950 г.);

4. «Конвенция о правах ребёнка» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.);

5. Декларация социальных и правовых принципов защиты и благополучия детей, особенно при устройстве и усыновлении детей на национальном и международном уровнях (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 41/95 3 года декабрь 1986 г.);

6. Конституция Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993 г., от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ)

7. Закон Российской Федерации об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

8. Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

9. Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г.

Приложение 3

Этап 1 - Организация.

Дата: 12.04.18

Время: 15:00

Местонахождение: Государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Московской области г. Красногорск».

Основное содержание деятельности:

Цель: Повышение правовой культуры несовершеннолетних, профилактика и предупреждение правонарушений и противоправных действий несовершеннолетних, воспитание умения работать в команде.

Цель игры: Закрепить правовые знания несовершеннолетних; помочь в понимании практического применения действующего законодательства; развить умение обращаться с документами; помочь несовершеннолетним в совершенствовании организаторских способностей, навыков общения, отстаивания и аргументации собственной точки зрения; воспитывать правовую культуру, навык формирования социального поведения.


Цель: несовершеннолетние правонарушители в возрасте 14-18 лет и их родители.

Методы применения: убеждение, консультирование, наблюдение.

Целевая аудитория: специалисты по социальной работе, институциональные психологи и институциональные учителя.

Оборудование: демонстрация; карточки с контрольными вопросами; маркировка словами «Уголовная ответственность» и «Административная ответственность»; кроссворды.

Ожидаемые результаты мероприятия: вызвать интерес центра и школ к участию в мероприятии. Повысить правовую грамотность и способности несовершеннолетних, сформировать правильное сознание несовершеннолетних и её гражданскую активность, улучшить умение работать в команде для выполнения заданий. Дайте понимание проступка, правонарушения, преступления и наказания за них; научитесь различать эти определения. Поймите, что проступки, преступления, правонарушения могут оказать негативное влияние на окружающих, а совершение подобного поведения может быть наказано по закону. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру. Измените образ жизни родителей и вдохновите их на самостоятельное и эффективное решение проблем со своими детьми. Измените свой образ жизни и восстановите отношения между родителями и детьми. Проводя такие мероприятия с родителями, развивайте их потребность в совместном досуге.

Пробудить интерес к здоровому образу жизни.

Этап 2 - Основная.

Основное содержание деятельности: прогресс игры.

1. Организационный момент, обмен классными темами.

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья. Каждому человеку от рождения до жизни даны многие права, которые он должен знать и уметь пользоваться. Однако, помимо прав, у лица также есть определённые обязанности и ответственность по реализации этих прав, несоблюдение этих обязанностей и ответственности может привести к неприятным последствиям, а иногда даже к уголовной ответственности.

Ведущий 2. Сегодня мы будем усердно вспоминать и закреплять знания. Может быть, кто-то узнает свои права и обязанности. Посмотрим, как вы понимаете законы, по которым мы живём. И поможет нам в этом игра «Юридические знания – верный путь к счастливой жизни». В игре участвуют две команды «дети» и «родители». Давайте поздороваемся с нашей командой.

2. Введение

В нашей игре участвуют «детская» команда и «родительская» команда, Ведущий 1.


Мы видим, как команды готовятся выяснить, кто из них лучше разбирается в законе, но сначала позвольте мне представить презентацию жюри, которое будет судить нашу игру.

  1. Тема «Я путешествую».

Ведущий 1. Итак, начнём игру и первый матч «разогреем».

Ведущий 2. По очереди задавайте каждой группе вопрос, на который вам нужно будет ответить, одним словом. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл.

Соревнование 1 «Разминка»

1. Что такое право? (Закон – это свод правил (норм), определяющих обязательные взаимоотношения людей в обществе).

2. Что является основным законом нашей страны? (конституция).

3. Явиться в суде для защиты? (продвигать)

4. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (с 14 лет).

5. Представитель обвинения на суде? (прокурор)

6. Что такое наглая кража имущества? (грабёж).

7. Как называется разбой с целью завладения имуществом? (грабёж)

8. Какие действия, представляющие опасность для общества, запрещены уголовным законом? (преступление).

9. Лица, не присутствовавшие на месте преступления в момент совершения преступления? (алиби)

10. Меры пресечения, в том числе задержание обвиняемого. (арест)

11. Незаконное пересечение границы с товарами, ценностями и другими предметами. (контрабанда)

12. Главный документ нашей страны, подтверждающий гражданство. (российский паспорт)

13. Гражданам в результате преступлений причинён моральный, физический или имущественный вред. (жертва)

14. Умышленное или неосторожное лишение жизни другого человека. (убийство)

15. Финансовое взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором (штраф)

II раунд.

Конкурс 2 «Права человека» (по 4 вопроса на команду)

1 команда

1 вопрос, в соответствии с Законом о правах ребёнка, ребёнком является лицо:

а) в возрасте от рождения до 18 лет*;

б) от рождения до 14 лет;

в) от рождения до 16 лет.

Вопрос 2:

Дети имеют равные права, если:

а) если они родились в одной стране;

б) если они родились в законном браке;

в) равный социальный статус;

г) независимо от обстоятельств*;

д) Равный имущественный статус.

Вопрос 3:

Жёстко, грубо, унижающе обращаться с детьми имеют право обращаться:

а) родители;

б) родственники;

в) никто*;

г) сверстники.

Вопрос 4:

Государство усилило уголовную ответственность, что считается состоянием опьянения?