Файл: Высшего образования Московский гуманитарный университет Кафедра педагогики и психологии высшей школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19

Комиссии были первыми учреждениями такого типа в мире; в России они впервые проводились в Петрограде, Москве, Нижнем Новгороде, Свердловске и других крупных центрах.

В первой половине 20-х годов 20 века Комиссии стали быстро развиваться: новые Комиссии появлялись не только в крупных городах и районах, но в районах и волостях. Так, в 1925 г. в РСФСР была 251 комиссия, в 1926 г. уже 311, в 1927 г. - 350, а в 1928 г. - 50016.

25 января 1918 г. при Наркомате государственного призрения был создан отдел по делам несовершеннолетних для организации призрения несовершеннолетних, обвиняемых в деяниях общественно опасного характера.

Постановлением Наркомата государственного призрения РСФСР от 26 января 1918 г. был создан совет призрения горняков — особый орган, в ведении которого находились все приюты и учреждения призрения малолетних несовершеннолетних. Таким образом, в центре и в регионах формировался аппарат отдела защиты детей. Содержание всех детских учреждений осуществлялось за счёт государства, а надзор за деятельностью учреждений на местах возлагался на местные (районные) и уездные советы рабочих и солдатских депутатов по отделу призрения. Защитой детей занимаются также представители Совета депутатов и пролетарских организаций.

В самом начале становления и законотворческой деятельности нового государства Советская власть провозгласила принцип, согласно которому подросток, вступивший на путь правонарушений, может быть исправлен не столько карательными, сколько воспитательными мерами, таким образом,20 государство взял на себя обязанность «спасти молодое поколение в опасный переходный период».

В этом смысле советская система борьбы с преступностью несовершеннолетних является продолжением узаконений царской России. Судебная система при Александре II претерпела значительные изменения, в частности, изменения коснулись правового положения несовершеннолетних. О зарождении либеральной системы борьбы с асоциальным поведением подростков свидетельствует нормативный акт 1866 г. «Об исправительных приютах». Он предусматривал, что несовершеннолетние, выходящие из дома, должны в течение определённого времени находиться под его покровительством, а также пользоваться любой помощью в устройстве своего будущего.

В целях изменения и развития Постановления СНК 1918 г. было принято Постановление СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных деяниях». Данным нормативным актом предусмотрено, что к компетенции комиссий относятся дела несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, совершивших общественно опасные деяния. Постановление СНК 1920 г. делило преступления лиц, не достигших 18-летнего возраста, на: преступления, совершенные «по неведению», и преступления, совершенные «с пониманием»:


1)в первом случае к несовершеннолетним применялись только воспитательные меры воздействия;

2) по второму, в отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, при невозможности применения мер медицинского и педагогического воздействия дело передавалось в народный суд. Несовершеннолетние должны были быть отделены от взрослых, обязанность по организации таких учреждений была возложена на Наркомат юстиции.21

Изменилась и ведомственная принадлежность комиссий — они образовались при Наркомате просвещения и его губернских и уездных органах. В состав комиссий должны были быть включены представители наркоматов просвещения и здравоохранения (психиатр), народного суда. Наркоматам просвещения, здравоохранения и юстиции было поручено составить подробную инструкцию по организации работы комиссии и учебных заведений.

В июле того же года были составлены инструкции комитетам. Необходимость его принятия была обусловлена ​​требованиями дальнейшего развития положений декрета 1920 г., отсутствием правового регулирования в части лечебно-педагогических мер, применяемых комиссиями, разграничением компетенции комиссий и трибуналов.

Согласно инструкции 1920 г., Комиссии организуются губернскими управлениями районного общественного просвещения по охране детства или под управлениями охраны детства. В состав Комиссии входят представитель Департамента народного просвещения (учитель, он же его председатель), врач и народный судья. Пост президента, кажется, является следствием ведомственной передачи комиссий Наркомпросу. Члены Комиссии осуществляют свои функции на возмездной основе, за исключением народных судей, которые получают вознаграждение по смете Наркомата юстиции.

Приказы и постановления комиссий в период рассмотрения дела, а также в период нахождения несовершеннолетнего под надзором воспитателя были обязательными для всех до возбуждения уголовного дела.

Инструкция 1920 г. значительно расширила компетенцию комиссий, органов, предназначенных для борьбы с преступной деятельностью несовершеннолетних, полномочия комиссий были дополнены защитой прав несовершеннолетних.22 Дела лиц (взрослых), совершивших следующие действия в отношении несовершеннолетних, были немедленно переданы комиссиями в народный суд:

1) подстрекательство и побуждение малолетних и несовершеннолетних к совершению общественно опасных деяний;



2) соучастие с ними в совершении преступления или пособничество ему;

3) вовлечение несовершеннолетних и молодёжи в занятие проституцией и половыми извращениями, сводничество и т.п.;

4) эксплуатация труда малолетних и несовершеннолетних;

5) жестокое обращение с несовершеннолетними.

Инструкция 1920 г. определила перечень мер воздействия, применяемых комиссиями к малолетним правонарушителям. Таким образом, система мероприятий лечебно-воспитательного характера состояла из следующих мероприятий.

Во-первых, это мероприятия, которые по своему характеру могут быть отнесены ко времени: беседа, объяснение, замечание воспитателя. Эти меры направлены на разъяснение несовершеннолетнему его противоправного и неприемлемого поведения.

Во-вторых, меры, направленные на социализацию, устройство подростка, наблюдение за его поведением: оставление на свободе под присмотром родителей, родственников и экзаменаторов, назначение на определённую работу, помещение в школу.

В-третьих, специальные меры, обеспечиваемые принудительной властью государства: помещение в детский дом, колонию и лечебно-воспитательное учреждение, изоляционное обслуживание психиатрических больниц.

В-четвертых, в случае неоднократных побегов из детских домов, при23 явной опасности несовершеннолетнего для окружающих, предполагалось передать подростка, достигшего 14-летнего возраста, с делом в народный суд.

Согласно Инструкции 1920 г. несовершеннолетние, задержанные за совершение деяний, не носящих общественно опасного характера, не направлялись в Комиссию для рассмотрения дела.

По-видимому, следует согласиться с мнением Е. Ю. Корчагиной о том, что по содержанию своей деятельности комиссии являлись квазисудебными органами, рассматривающими дела в отношении несовершеннолетних, совершивших преимущественно общественно опасные деяния.

Беспризорность среди несовершеннолетних в конце 20-х годов резко сократилась, была поставлена ​​задача её полной ликвидации. Однако ликвидировать его в общегосударственном масштабе не удалось.

Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 марта 1926 г. «О местных комиссиях по делам несовершеннолетних» заложило правовую основу для создания местных комиссий, которые учреждались в городских поселениях постановлениями компетентных исполнительных комитетов по делам несовершеннолетних. предложение дисциплинарного отдела народного просвещения. Окружные и уездные комиссии подчинялись компетентным отделам народного просвещения, а контроль за их деятельностью осуществлялся губернскими, областными или краевыми комиссиями. Комиссии автономных республик подчинялись наркомам соответствующих республик, а все комиссии, созданные на территории РСФСР, подчинялись Наркомату просвещения РСФСР и
Центральной комиссии по делам несовершеннолетних, созданной Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 мая 1925 года.

Создание Центральной комиссии имело целью согласование деятельности организаций, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних; это был высший руководящий орган,24 контролировавший деятельность местных комиссий. Центральная комиссия была коллегиальным органом, в который входили представители наркоматов просвещения, внутренних дел, здравоохранения и юстиции. Каждый член Центральной комиссии получал жалованье по смете своего ведомства. В состав Центральной комиссии также входили консультант-докладчик и секретарь; техническую работу осуществлял аппарат Главного управления социального просвещения Наркомпроса.

В компетенцию Центральной комиссии входило:

а) установить правильное и единообразное применение законов о борьбе с преступностью несовершеннолетних;

б) разработка и реализация через уполномоченные органы мер по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних;

в) руководит деятельностью местных комиссий, контролирует их надлежащее функционирование и ведёт учёт их работы;

г) давать разъяснения по вопросам, поставленным местными комиссиями в связи с применением постановлений и инструкций о несовершеннолетних правонарушителях;

д) рассмотрение в порядке контроля дел, разрешённых местными комиссиями, за исключением дел, переданных в судебные органы.

Деятельность комиссий в рассматриваемый период, а также осуществление ими своих компетенционных полномочий были направлены на изучение условий жизни и воспитания правонарушителей, на принятие неотложных мер до рассмотрения дела и на систематизацию отчётности по уголовному делу. помещение несовершеннолетнего в систему правосудия. Таким образом, Комиссии накопили ценный опыт обращения с несовершеннолетними правонарушителями.25

При разработке законодательства о комиссиях в 1931 г. было принято Постановление СНК РСФСР «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних». Этим постановлением были отменены декрет об утверждении Положения о ЦК и декрет СНК 1926 года.

Основной задачей комиссий по делам несовершеннолетних, согласно положению 1931 г., было «проведение местной работы по защите прав и интересов несовершеннолетних
, предупреждению и борьбе с беспризорностью, правонарушением и беспризорностью несовершеннолетних, главным образом путём осуществления медико-санитарной помощи, воспитательные мероприятия».

Положением 1931 г. устанавливается территориальная система организации комиссий: комиссии образуются в краях (областях), городах и районах. Существуют также региональные комиссии автономных областей.

Состав комиссий был расширен, в него помимо врача, учителя и народного судьи вошли воспитатель-экзаменатор, представитель месткома комсомола, представитель местной организации общества друзей детей и представитель муниципальный или районный совет профсоюза. Расширение состава комиссий было обусловлено необходимостью привлечения общественности к борьбе с преступностью несовершеннолетних. Такой подход находит отражение и в законодательной практике. О необходимости системного подхода к борьбе с детской беспризорностью, с целью привлечения достаточного внимания советской общественности как в центре, так и на местах, говорилось в постановлении ВЦИК и Совета народных представителей. Комиссары РСФСР в 1926 году.26

Данным документом предусматривался комплекс мер в отношении несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, нуждающихся в защите, временной или частичной помощи: назначение опеки и попечительства родственниками или государством, помещение в специализированные учреждения, оказание материальной и иной помощи, трудовая реабилитация, включая профессиональное обучение в школе и техникуме.

Этим задачам соответствовала компетенция городских и районных комиссий, в частности, они могли привлекать к своей работе на общественных началах людей с педагогической подготовкой и общественным опытом.

Предполагалось, что городские и районные комиссии должны осуществлять свою работу по предупреждению и борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних путём оказания воспитательной, правовой, медицинской и материальной помощи несовершеннолетним через государственные образовательные, медицинские и другие профильные учреждения, и организации.

Контроль за деятельностью городских и районных комиссий осуществляли областные (областные) комиссии, в компетенцию которых также входили вопросы правильного применения нормативных актов, касающихся несовершеннолетних, разработка проектов мер по предупреждению совершения правонарушений и рассмотрение дел, разрешённых городскими и районными комиссиями.