Файл: Высшего образования Московский гуманитарный университет Кафедра педагогики и психологии высшей школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Постановления, принятые городскими и районными комиссиями, были окончательными, однако в случае выявления новых обстоятельств дела могли быть возвращены на новое рассмотрение. Прокуратуре, начальнику службы или инспектору общественного просвещения в порядке подчинённости, то есть областной комиссии.
Учреждения для беспризорных и безнадзорных детей в соответствии с постановлением СНК СССР от 1 июня 1935 года были переданы в ведение Народного комиссариата внутренних дел СССР. Приказом наркома27 внутренних дел СССР в этом году был введён порядок оформления бездомных и малолетних правонарушителей в трудовые колонии.
31 мая 1935 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли специальное постановление «О ликвидации беспризорности и детской безнадзорности», в преамбуле которого указывалось на необходимость была чётко сформулирована скорейшая ликвидация правонарушений несовершеннолетних.
Возраст уголовной ответственности несовершеннолетних, осуждённых за кражу, насилие, нанесение телесных повреждений, нанесение увечий, убийство или покушение на убийство, снижен до 12 лет; все остальные случаи нарушений, совершенных детьми в возрасте от 12 до 16 лет, не были санкционированы. Это правило не получило широкого толкования.
Тем же указом 1935 г. отменялось обязательное применение к несовершеннолетним мерам медицинского и педагогического воздействия, а также устанавливалась карательная направленность к организаторам и подстрекателям правонарушений несовершеннолетних.
Этим же актом были ликвидированы Комиссии. В рамках милиции созданы специализированные подразделения по работе с несовершеннолетними правонарушителями. К этому времени относятся подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации.
Именно с выходом Указа 1935 года исследователи связывают очередной этап развития в России системы мер профилактики правонарушений несовершеннолетних, выразившийся в усилении уголовного законодательства, сосредоточении таких функций в руках НКВД, усиление судебных репрессий в отношении несовершеннолетних.
В докладной записке наркома внутренних дел Г. Г. Ягоды, И. В. Сталину от 26 октября 1935 г. «О беспризорности, безнадзорности и преступности»28 отмечалось, что значительно улучшилось материальное обеспечение рабочих, ликвидирована безработица. Не стоит уделять все внимание борьбе с беспризорностью, так как притока беспризорников быть уже не может. Отмечено, что деятельность комиссий по борьбе с преступностью несовершеннолетних не дала существенных результатов.
Необходимо было пересмотреть систему образования, ужесточить наказания для несовершеннолетних и создать суды по делам несовершеннолетних.
Постановлением СНК СССР от 15 июня 1943 г. «Об усилении мер борьбы с беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством детей» были созданы первые специализированные подразделения по делам несовершеннолетних в органах уголовного розыска НКВД СССР. НКВД Союза и автономных республик, УНКВД краёв и областей. Для содержания в них беспризорных и безнадзорных детей, а также подростков, неоднократно уличённых в мелком хулиганстве и других мелких правонарушениях, были созданы рабочие воспитательные колонии. Возраст заключённых в колониях варьировал от 11 до 16 лет.
В соответствии с положением, утверждённым Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1961 г., комиссии были восстановлены. Состав комиссий, порядок организации и направления деятельности изменены по отношению к ранее существовавшим законам.
Роль организации, координирующей всю работу по предупреждению беспризорности и правонарушений в отношении детей, возвращается к комиссиям в том же виде, что и в начале 1920-х гг.29
В деятельности Комиссии выделяют два основных направления: надзорное и административно-юрисдикционное. Комиссии осуществляли надзор и контроль за несовершеннолетними, соблюдением условий труда несовершеннолетних на предприятиях, в учреждениях, условий содержания и воспитания несовершеннолетних в специальных профилактических, коррекционно-воспитательных и лечебно-профилактических учреждениях. Комиссии рассматривают дела, касающиеся несовершеннолетних и их родителей.
Большое значение в развитии законодательства о комиссиях имело Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утверждённое Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1967 г.
Закон о комиссиях по делам несовершеннолетних 1967 г. значительно расширил перечень мер, применяемых к несовершеннолетним и их родителям, регламентировал создание комиссий и порядок их деятельности. Основной задачей комиссий оставалась организация работы по предупреждению правонарушений и беспризорности несовершеннолетних, развитие и защита их прав
, координация работы общественных и государственных органов, контроль за условиями содержания и воспитания работа с подростками.
В отличие от Положений 1961 года, Положения о комиссии по делам несовершеннолетних 1967 года предусматривали трёхуровневую систему комиссий. Комиссии по делам молодёжи создаются при исполкомах районных, городских, районных в городах, районных областных Советов народных депутатов, при Советах Министров автономных республик и при Совете Министров РСФСР.30
При значительном удалении от районных центров Комиссии могут создаваться при исполкомах сельских Советов народных депутатов.
Состав комиссий регламентировался ст. 5 Правил Комиссии по делам несовершеннолетних 1967 года. Количество членов может варьироваться от 6 до 12 в зависимости от объёма работы; предусматривались должности освобождённого секретаря и инспектора труда с детьми (при необходимости).
В состав комиссий входили депутаты Советов, представители общественных организаций (комсомола, профсоюзов и др.), трудовых коллективов, работников народного просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, хозяйственных органов внутренних дел, культурно-просветительских учреждений и др.
Юридически была разграничена компетенция комиссий, созданных на разных уровнях. Основным звеном была районная (городская) комиссия, в полномочия которой входила работа непосредственно с несовершеннолетними и их родителями. Комиссии должны были проверять условия содержания и воспитания детей и подростков в специализированных учреждениях системы профилактики правонарушений, на предприятиях и организациях, где работают несовершеннолетние, работу инспекций по делам несовершеннолетних. При этом указанные организации и учреждения предоставляли комиссиям необходимую для их работы информацию и приглашались на заседания комиссий.
Комиссии приступили к личному приёму несовершеннолетних и рассмотрели их жалобы и ходатайства, ознакомились с личными делами. Они могли подавать прошения о помиловании несовершеннолетних, вносить в суд предложения о вынесении приговора, в том числе о назначении более мягкого или условного наказания; об условиях содержания несовершеннолетних в учреждениях для исполнения наказаний. Комиссии имели право обращаться в суд с ходатайствами, направленными на ограничение дееспособности родителей, лишение родителей родительских прав, изъятие детей у родителей без лишения их родительских прав, а также лишение лиц, лишённых родительских прав, без предоставления им альтернативного жилья при совместном проживании с детьми, в отношении которых они лишены родительской власти, невозможно.
Среди мер воздействия, применяемых комиссиями, были: вынесение общественного порицания, предупреждения; возложение обязанности возместить ущерб, причинённый несовершеннолетним (не более половины минимального размера оплаты труда); наложение штрафа; направление несовершеннолетних в специализированные образовательные учреждения и специальные лечебно-воспитательные учреждения; в детском доме или школе-интернате. Комиссии также имели право вносить предложения о применении мер воздействия к родителям или их заместителям, в государственные органы или в соответствующие государственные органы. Меры воздействия были направлены на пресечение условий, способствующих совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними (при этом меры воздействия могли быть направлены на неопределённый круг лиц).
Таким образом, полномочия комиссий приобрели определённый характер и процессуальную регламентацию. Настоящее положение применяется в настоящее время в части, не противоречащей действующему законодательству.
Российское законодательство, регулирующее деятельность комиссий по делам несовершеннолетних, было дополнено принятием Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики халатности и правонарушений несовершеннолетних».31
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются органами, координирующими деятельность органов и учреждений системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению антиобщественных действий, беспризорности, для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ81 принятие решения о создании комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организация деятельности этих комиссий отнесены к полномочиям.
Система комиссий представляет собой трёхуровневую систему: Правительственная комиссия, комиссии субъектов Российской Федерации и комиссии муниципальных образований.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не содержит положений, регулирующих порядок создания и осуществления полномочий комиссий. Определены общие положения, касающиеся задач и функций комиссий. Подход к разграничению полномочий комиссий определяется законодательством субъектов Российской Федерации и основывается на Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних 1967 года.
Правительственная комиссия имеет статус координирующего органа, образованного для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Компетенция Правительственной комиссии ограничивается координацией деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации