Файл: Высшего образования Московский гуманитарный университет Кафедра педагогики и психологии высшей школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В документе говорилось, что каждое государство должно отдавать приоритет благополучию семьи и ребёнка, что благополучие ребёнка зависит от благополучия семьи, а забота о ребёнке зависит в первую очередь на собственных родителей. В случаях, когда родители не заботятся о ребёнке, следует рассмотреть вопрос об уходе за родственниками родителей ребёнка и, при необходимости, о помещении ребёнка в специализированное учреждение.

Вышеупомянутая Конвенция о правах ребёнка по существу представляет собой сочетание либерального представления о детях как носителях всеобщих прав человека и социал-демократического представления о возможности государственного вмешательства в отношения между семьёй и детьми. Он содержит статьи, отражающие широкий спектр отношений, касающихся жизни и правового положения детей в обществе.

Несколько положений рассматриваемого документа имеют особое значение для полиции, поскольку они конкретно касаются прав детей в трудных условиях.

Настоящая Конвенция устанавливает, что дети, лишённые семейного окружения или не имеющие возможности оставаться в таком окружении, имеют право на особую защиту и помощь со стороны государства и обеспечивают право ребёнка на обращение с учётом возрастных особенностей, направленное на его реинтеграцию. в общество, помогает воспитывать уважение к правам человека и основным свободам других.

Резолюция 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 г. приняла руководящие принципы организации объединённых наций по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы).

Принципы этого документа включают следующее:

1) Для уменьшения причин преступности ограничения должны основываться на конкретных теориях;

2) беспристрастность при вмешательстве официальных органов в любую сферу жизни несовершеннолетнего;

3) незначительные отклонения в поведении несовершеннолетних от социальных норм следует считать характерными для развития их личности;

4) конфликты несовершеннолетних с системой правосудия должны быть исключительными и возникать только в экстренных случаях.

Прежде чем приступить к анализу федерального закона, отметим позицию Конституционного Суда РФ, которая гласит, что понятия «семья», «мать», «отец», «дети» и т.п. реализуются с помощью федерального органа государственной власти и как орган субъекта Российской Федерации.

Полагаем, что конституционные положения и положения международного правопорядка следует рассматривать в комплексе с федеральными правовыми нормами, нормы которых сотрудники полиции должны знать и учитывать в своей повседневной деятельности.


Федеральным законом «О полиции» в ст. 2 определены десять основных направлений деятельности, шесть из которых, по нашему мнению, (пункты 1-6), прямо или косвенно связаны с профилактической деятельностью в отношении несовершеннолетних.

В пункте 4 ст. в статье 12 излагаются обязанности полиции по участию в предупреждении небрежности и правонарушений среди несовершеннолетних и распространении правовых знаний.

В пункте 15 ст. статья 13 устанавливает общие основания для направления несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, безнадзорных и беспризорных детей, в помещения ЦВНСНП, специализированных учреждений и подразделений полиции в случае совершения ими преступного или антиобщественного поведения.

Правовой основой деятельности полиции является ряд иных правовых актов федерального уровня (указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства), регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, влияющих на деятельность полиции и их сотрудники.

Например, Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 определяет задачи и методы создания эффективных механизмов защиты прав и законных интересов детей, которые могут быть реализованы только с участием подразделений полиции.

Указы Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248, 250 от 21 декабря

№ 6991 от 2016 г. определяет такие вопросы, как организационная структура, полномочия полиции и др., в том числе в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 года № 1060 МВД России обязано публиковать и поддерживать в актуальном состоянии в сети Интернет «сведения о лицах, находящихся в розыске, подозреваемых в совершении уголовных преступлений», и пропавших без вести в розыске 2, что представляет особую ценность при розыске пропавших несовершеннолетних.

В качестве примера правового документа, изданного Правительством Российской Федерации, можно рассмотреть Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. № 6273, которым предусмотрено отделение несовершеннолетних, задержанных за административные правонарушения, от совершеннолетних, запрет задержания Лицо, имеющее ребёнка в возрасте до 3 лет и не может передать ребёнка другому лицу.

6 ноября 2013 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 995, которым утверждены общие положения КДНиЗП, определяющие важные процедурные вопросы организации и деятельности данного коллегиального органа на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.



Эксперты отметили высокое качество комплексного нормативно-правового акта Краснодарского края – Закона № 1539-КЗ от 21 июля 2008 г. «о мерах по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

В настоящее время такие законы есть во всех субъектах Российской Федерации. В Республике Коми – «о некоторых мерах по профилактике халатности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми», в городе Севастополе – «о мерах по профилактике халатности и правонарушений несовершеннолетних в городе Севастополе».

Ю. П. Соловей указывал, что без права устанавливать правила исполнительная власть не может функционировать, так как законодатели не могут предвидеть и регулировать различные общественные отношения, нуждающиеся в регулировании, а эта попытка снижает темп законотворческого процесса и качество законодательной власти.

Согласно п. 2 Положения ОВД России, в задачи ведомства входит «правовой надзор в сфере внутренних дел», который органично встраивается в структуру социального управленческого воздействия.

Основной целью разработки и принятия законов ОВД России является не только создание надлежащих условий для эффективного функционирования учреждений и подразделений, ответственных за охрану общественного порядка, но и обеспечение законности, определение границ возможного поведения должностных лиц данного ведомства в отношениях с гражданами.

Основной целью разработки и принятия законов ОВД России является не только создание надлежащих условий для эффективного функционирования учреждений и подразделений, ответственных за охрану общественного порядка, но и обеспечение законности, определение границ возможного поведения должностных лиц данного ведомства в отношениях с гражданами.

Поскольку подавляющее большинство правовых актов в системе ОВД являются либо приказами, либо приказно-утвержденными, целесообразно говорить о четырёх группах приказов, регулирующих профилактическую работу с несовершеннолетними:

1) основные приказы, определяющие общий подход к профилактической деятельности, специализированная полиция Правовое положение подразделений или отдельных должностных лиц в части профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основания их деятельности, методы, процедуры и отчёты этих подразделений;


2) Приказы, содержащие отдельные нормы, определяющие полномочия других подразделений полиции в районе;

3) общие приказы, содержащие отдельные положения о полномочиях, компетенции, интересах и привилегиях, материально-техническом обеспечении полиции, занимающейся рассматриваемыми вопросами;

4) совместные приказы Министерства Органы внутренних дел и другие превентивные органы.

Кратко остановимся на роли Государственного юридического общества ОВД России в реализации полицейских полномочий по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

К первому блоку приказов, безусловно, следует отнести Приказ ОВД России от 17 января 2006 г. № 19, которым утверждены «Инструкция о предупреждении преступной деятельности органов внутренних дел» и оперативного штаба ОВД России. ОВД России Положения об органах профилактики правонарушений на региональном уровне.

Согласно приказу, профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из пяти направлений профилактики правонарушений.

Сотрудники подразделений полиции (КУП, ПДН, ППСП, уголовного розыска) обязаны поддерживать взаимодействие в целях выявления несовершеннолетних правонарушителей, участвовать в совместных комплексных оперативно-профилактических мероприятиях, предоставлять информацию о несовершеннолетних правонарушителях, полученную в ходе оперативно-розыскных мероприятий.

Очень интересной представляется основная правовая и техническая формулировка, содержащаяся в п. 4.3 Положения ОВД России о профилактике правонарушений в общеобразовательных школах, относящаяся к одной из задач этого внештатного органа - развитию решений и подготовки «направленных на предупреждение правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних организация и практические меры».

Полагаем, что, в отличие от традиционных ссылок на «безнадзорность» и «правонарушения несовершеннолетних», в документе приоритет отдаётся «профилактике правонарушений несовершеннолетних», что является основным направлением деятельности МВД России.

Приказом ОВД России от 15 октября 2013 г. № 845 утверждена «Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», которая установлен для поведения сотрудников ПДН и несовершеннолетних по организации интеллектуальных прав. Алгоритмы деятельности форма документа.

Сотрудники ПДН обладают девятнадцатью полномочиями в различных сферах деятельности полиции: содействие в розыске несовершеннолетних всех видов, информационная поддержка при расследовании уголовных дел, производство по делам об административных правонарушениях, подготовка сведений о временном содержании в закрытых учреждениях полиции по материалам административных правонарушений несовершеннолетние; организуют и осуществляют права интеллектуальной собственности в форме регистрации.


Несовершеннолетние лица, указанные в пунктах 4-14 статьи 1 ст. 5 ФЗ № 120-1999 и др.

Приказом ОВД России от 1 сентября 2012 г. № 8392 устанавливается порядок содержания несовершеннолетних правонарушителей в ЦВНП в целях защиты их жизни, здоровья и предотвращения рецидивов, а также охраны интеллектуальной собственности для их.

Вторая группа приказов включает в себя приказы, регулирующие деятельность различных подразделений полиции, но содержит положения о порядке организации деятельности несовершеннолетних.

Например, при доставке несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в дежурные части территориальных органов ОВД России оперативные дежурные обязаны фиксировать их в реестре лиц, направленных в дежурную часть, а по данным ОВД России дела ст. 20.3 Приказа № 389 от 30 апреля 2012 г., немедленно сообщить об этом законному представителю несовершеннолетнего.

В случае обнаружения несовершеннолетнего в розыске об исчезновении уведомляется инициатор розыска (статья 23), а сам несовершеннолетний должен быть передан сотруднику ПДН (статья 23.2).

Само правило выглядит нелогичным, так как обыск производит сотрудник отдела уголовного розыска, который должен узнать о местонахождении несовершеннолетнего, совершенном в отношении него правонарушении, что является необходимым условием для прекращения розыска вправе выявить и передать несовершеннолетних их родителям и законным представителям.

Поэтому, на наш взгляд, в пункте 23.2 рассматриваемой директивы «сотрудник отдела по делам несовершеннолетних» следует заменить на «инициатор розыска».

Статья 195 Приказа ОВД России от 2 марта 2009 г. № 185 предусматривает незамедлительное уведомление родителей и иных законных представителей несовершеннолетних, подвергнутых административному задержанию. Понятие «законный представитель» раскрыто в Гражданском и Семейном кодексе Российской Федерации. Полный перечень лиц, подпадающих под это понятие (родители, опекуны, попечители, усыновители, опекуны и органы попечительства), на наш взгляд, целесообразнее привести в ведомственном законе ОВД России.

Обязанности ПСПП в области исследования изложены в Положении о ПСПП «Полномочия подразделений ПСПП по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних», ОВД России, № 80, 29 января 2008 г. Приказ содержал положения, не соответствующие исторической действительности. Например, в соответствии с разделом 217.4 сотрудники ПСПП должны: «знать осуществлять патрулирование территории несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных и исправительно-трудовых лагерей, осуждённых к условному сроку или условному наказанию в виде лишения свободы, контролировать их поведение в общественных местах и ​​сообщать Уполномоченному по делам несовершеннолетних обо всех совершаемых ими нарушениях. С 1969 г. по 1 июля 1997 г. в моей стране действовали учебно-трудовые отряды.