Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Определение, суть и виды налогов).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
весельной лодкой;
моторной лодкой (мощность до 5 лошадиных сил);
специальным легковым автомобилем для инвалидов;
трактором или комбайном.
Также государством предусмотрены льготы в уплате сбора социальными слоями населения. Как правило, региональные власти освобождают от уплаты (или предлагают пониженную ставку):
для пенсионеров
членов многодетных семей
инвалидов
ветеранов
собственников маломощного транспорта.
Если льготник владеет двумя или тремя видами транспорта (например, машина и лодка), то освобождение от уплаты сбора он получит только по одному из них.
Для определения суммы сбора, которую владелец транспортного средства обязан перечислить в бюджет используют формулу:
М л/с = М кВт * 1,3596 (4)
Показатель ставки регламентирован НК РФ и определяется в зависимости от вида транспортного средства (автомобили, автобусы, снегоходы, мотосани, яхты и т.п.) и от мощности двигателя. Стоит отметить, что НК определяет лишь базовый общероссийский показатель ставки. При этом у муниципальной власти каждого региона есть право корректировать данную величину, увеличивая ее не более чем в 10 раз.
Отдельно стоит поговорить о категории роскошных авто, для исчисления налога, на которые применится повышающий коэффициент. Он установлен в единой норме для всех регионов РФ, местные власти не имеют полномочий на его изменение в конкретном регионе.
К данной группе машин относятся автомобили, чья стоимость превышает 3 млн. руб.
Помимо критерия стоимости машины, на коэффициент также влияет год ее выпуска — чем дороже и новее авто, тем выше коэффициент.
Минимальный показатель — 1,1 установлен для роскошных авто, произведенных от 2 до 3 лет назад, при этом его стоимость колеблется в промежутке от 3 млн до 5 млн. руб.
Максимальный размер — 3 для машин премиум класса, цена которых выше 15 млн. руб.
Год выпуска машины на расчет практически не влияет, так как коэффициент для данной категории машин применим даже тогда, когда авто выпущено 15 лет назад (максимальное значение – 20 лет).
2.4 Земельный налог
Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности налогоплательщика, а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.
Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
- государственными природными заповедниками и национальными парками;
- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
-зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
- объектами организаций федеральной службы безопасности;
- объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
- объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
- объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
- воинскими и гражданскими захоронениями;
- инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.
5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении. Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.
Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки.
Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.
Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.
В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.
Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.
Ставки земельного налога представлены в таблице 2.
Таблица 2
Ставки земельного налога
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать |
|
0,3% |
0,1% |
земли сельскохозяйственного назначения или земли в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; |
В отношении прочих земельных участков |
земли, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; |
|
земли, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. |
Допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Для следующих категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования:
-Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
- инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
- инвалидов с детства;
- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
- физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
- физических лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
- физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих это право, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами — I, II и III кварталы календарного года. При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов Москвы и Санкт- Петербурга) вправе не предусматривать отчетный период.
Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как определено пунктом 1 статьи 397 НК, срок уплаты земельного налога организациями и индивидуальными предпринимателями не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно. Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.