Файл: Курсовая работа Направление 44. 03. 05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.
3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, он по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.
4. Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.
5. Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.
Для решения этой проблемы необходимо создание модели преемственности детского сада и школы.
Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать нам в аспекте психологической преемственности непрерывного образования.
Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:
1. заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;
2. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
3. проведение профилактических мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;
4. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
5. проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора);
6. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
7. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Есть три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием, а именно:
1. Методическая работа.
2. Работа с родителями.
3. Работа с детьми.
Раскроем каждое из направлений обеспечения преемственности между начальным и школьным образованием
1. Методическая работа
Методическая работа в системе «детский сад – школа» направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Педагоги имеют возможность ближе познакомиться с формами и методами работы, которые используются в детском саду и школе, узнать основные требования программы, основные направления работы, отметить проблемы в преемственности и качество образования.
Для реализации этой работы проводятся следующие мероприятия:
Проводим педагогические советы. В этом году мы отметили, что необходимо улучшить работу по развитие речи, увеличивается количество детей с дефектом речи, что усложняет обучению детей к чтению и письму.
День открытых дверей. Ежегодно учителя посещают открытые занятия в подготовительной группе.
2. Работа с родителями
Работа с родителями будущих первоклассников направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Специально для родителей оформляем стенд "Скоро в школу", где они могли найти полезную информацию. Проводим консультации на темы: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Дошкольник становится школьником», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др. Проводим родительские собрания : «На пороге школьной жизни», «Готовы ли вы стать родителем первоклассника?», «О результатах готовности к школе», «Нам в школу пора».
Встречи учителей начальных классов с родителями выпускников подготовительной группы, на которых родителей будущих первоклассников познакомят с тем, что должен знать и уметь ребёнок перед поступлением в школу, какие необходимо иметь школьные принадлежности.
3. Работа с детьми
Работа с детьми в течение года была направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнали: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д. Для поддержания у детей устойчивого интереса мы использовали разнообразные формы работы:
1. Организованная образовательная деятельность
2. Беседы о школе.
3. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику.
4. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений. В группе оборудован книжный уголок, в котором воспитатели систематически обновляют содержание. В нем имеются книги специальные для чтения самими детьми (с крупным шрифтом и доступным содержанием).
5. Ознакомление с пословицами и поговорками.
6. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
7. Словесные и дидактические игры на школьную тематику. В достаточном количестве приобретены настольно–печатные игры для развития логики детей, мышления, воображения, игр, направленных на интеллектуальное развитие.
8. Сюжетно-ролевая игра «Школа». В старшей разновозрастной группе создан уголок школьника, в который входят: мольберт, наборные полотна для цифр, букв, и т. д. В этих уголках дети с удовольствием играют в школу, то, отображая роль учителя, то роль ученика.
9. Развитие мелкой моторики рук и подготовка к письму. Для этого используем прописи, настольные игры: «Шнуровка», «Пазл», «Мозаика», конструкторы, «Лего».
10. Экскурсии в школу, в библиотеку.
Данные экскурсии вызывают у наших воспитанников восторг, удивление, радость и желание учиться в школе.
Детей знакомим с профессиональными праздниками: «День дошкольного работника» и «День учителя». Дети совместно с родителями своими руками делают подарки для педагогов. Дети постепенно узнают условия и традиции школьной жизни.
На протяжении ряда лет наши дети принимают участие в праздновании Дня Победы, рассказывают стихи, поздравляют ветеранов и тружеников тыла с праздниками.
Устраиваются спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки».
11. Уделяем внимание наглядным формам работы:
для воспитания чувства патриотизма создан уголок «Россия – любимая наша страна»
для воспитания чувства любви детей к родному поселку, краю оформлены папки «Юбилей нашего города», «История детского сада»
для того чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями, имеются уголки по безопасности: пожарной безопасности, по правилам дорожного движения, по безопасности на воде.
Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, к учителю.
Согласованная и дружная работа с психологом школы позволяет оценить адаптацию детей, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
-
Направления осуществления преемственности в дошкольном и начальном общем образовании
В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Эти навыки формируются с детства.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя знакомятся с формами, методами работы дошкольных учреждений. Ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников даёт возможность расширить представления дошкольников, развить у них интерес к школе, желание учиться.
В начале учебного года с воспитателями детского сада составляем совместный план работы школы и детского сада, по трём направлениям:
1.Работа с детьми;
2.Взаимодействие педагогов;
3.Сотрудничество с родителями.
Важную роль в организации преемственности начальной школы и дошкольного учреждения играют личности учителя и воспитателя. Дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. В школе ученик должен соблюдать правила школы , поэтому адаптация ученика к школе более затяжная.
Поэтому основными задачами сотрудничества школы и ДОУ является:
- создание психолого-педагогических условий к школьному обучению;
- углубление интереса к жизни в школе;
- оказание помощи семье при подготовке к обучению в школе.
Важнейшим условием работы по преемственности школы и детского сада является чёткое понимание целей и задач и доброжелательный деловой контакт между образовательными учреждениями.
Заключение
Под преемственностью в работе детского сада и начальной школы следует понимать организованный процесс созданий условий по оптимальной подготовке выпускника детского сада к обучению в начальной школе. Направления преемственности затрагивают взаимодействие с педагогами, детьми и родителями детей.
Особенность преемственности дошкольного и начального образования в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данного процесса. С одной стороны, признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую - игровую - деятельность, с другой создавать условия для элементов образовательной деятельности. Его задача - в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности, интереса. Во многом решение будет зависеть от того, правильно ли воспитатель понимает готовность ребенка к школьному обучению. Ведь здесь следует учитывать «созревание» всех структур организма, становление качественных новообразований во всех сферах личности - физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной.
Таким образом, детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит помимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов психического развития ребенка, черт личности и поведения. Наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие детского сада и школы, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.