Файл: Курсовая работа по дисциплине Административное право.doc
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кодекс об административных правонарушениях является ключевым федеральным актом, он устанавливает административную ответственность физических лиц. Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года.
По своей структуре он состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть констатирует основные положения в области административной ответственности, а Особенная дает классификацию административных правонарушений и указывает конкретные виды административных взысканий за их совершение.
Таким образом, в структуре Кодекса об административных правонарушениях содержатся как материальные, так и процессуальные нормы права.
Специфика правоотношений, регулируемых административным правом, заключается в том, что одна из сторон юридически зависима от волеизъявления другой, представленной органами исполнительной власти.
Значение Кодекса об административных правонарушениях:
правовая защита, предоставляемая КоАП РФ, охватывает очень широкий круг общественных отношений, куда включены и экономические интересы, вопросы безопасности как отдельных лиц, так и социума в целом, вопросы защиты прав и свобод;
нормы КоАП РФ адресованы всем социальным слоям и лицам, направлены на поддержание правомерного поведения не только физических и юридических лиц, но и органов власти, должностных лиц;
применение норм КоАП РФ обеспечивает демократический характер административного процесса.
Ответственность за административные нарушения закона начинается на основании законодательства, действующего в период и по месту совершения правонарушения14.
Акты, смягчающие или же отменяющие административную ответственность имеют обратную силу, то есть распространяются и на нарушения закона до издания данных актов. Акты, устанавливающие или же усиливающие административную ответственность, обратной силы не имеют15.
Федеральные законы об административных правонарушениях до подключения их в КоАП используются на территории РФ непосредственно. К ведению РФ КоАП относит, прежде всего, установление: совместных положений и основ законодательства об административных правонарушениях; списка видов административных санкций и инструкций их применения; административной ответственности по вопросам
, имеющим федеральное значение; производства по делам об административных правонарушениях; выполнения распоряжений о наложении административных взысканий. По мере обновления и изменения некоторых статей административного законодательства, обновляется с учетом поправок и КоАП.
Кодекс об Административных правонарушениях весьма разнообразен, не все его положения имеют единую трактовку, а следовательно возникают спорные ситуации и выносятся неоднозначные решения по делам об административных правонарушениях. С целью разрешения спорных моментов, однозначности трактовок норм законодательства Пленум Верховного Суда РФ вынес ряд постановлений, которые дают разъяснения по ряду спорных вопросов отрасли административного права16.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 года №13 В тексте данного документа указано, что вопросы, связанные с Налоговым кодексом РФ, но при этом, имеющие признаки правонарушения в области административного права, подлежат рассмотрению по КоАП РФ. При этом не предусмотрено применение данного кодекса при совершении правонарушений, которые подпадают под рассмотрение другими отраслями права.
В случае, когда правонарушения подпадают под нормы и административного права и международного договора, применяются нормы международного договора.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 года №40 Рассматривая вопрос о подведомственности правонарушений необходимо руководствоваться данным решением, согласно которому, дела об административных правонарушениях разрешают:
Судьи районных судов.
Судьи гарнизонных судов.
Судами общей юрисдикции.
Общая территориальная подсудность меняется по ходатайству лица, который фигурирует в деле, для рассмотрения по месту его жительства в связи с уважительными причинами. Однако, если подобное ходатайство подается от юридического лица его защитником, то оно не подлежит удовлетворению. Лицо, которое ходатайствует о переносе рассмотрения дела по месту своего жительства, согласно действующему законодательству, не обязано указывать причину своей просьбы или предоставлять документы ее подтверждающие17.
Судья может, как удовлетворить ходатайство, так и вынести решение с отказом по нему с целью обеспечения баланса прав всех участников процесса.
На этапе подготовке дела к рассмотрению судья должен проверить правильность оформления и составления всех представленных к рассмотрению документов, в частности протокола об административном правонарушении. Если по
одному делу проходит несколько протоколов, то каждый из них рассматривается по отдельности, при этом судьей определяется лицо, его составившее, правомерность и правильность составления. При обнаружении неточностей и ошибок в протоколе, в зависимости от того возможно ли их восполнить в период рассмотрения дела или нет, принимается решение о дальнейшем течении дела. В данном
Постановлении более подробно рассмотрены вопросы проверки протокола судьей на этапе подготовки к слушаньям. Так же согласно этому же постановлению разъясняются вопросы сроков рассмотрения дела, извещение судом всех сторон дела о месте и времени его рассмотрения. При этом, допускается использование всех доступных средств связи. Если стороны дела или одна из сторон изъявит желание привести с собой на суд защитника, то может это сделать. В данном Постановлении разъясняются особенности его присутствия и участия в деле. Также по делу может вестись Протокол.
Особенности его ведения рассмотрены в ст.9, ст. 10 вышеуказанного нормативного акта. Согласно ст. 11 вышеуказанного нормативно-правового акта потерпевшим лицом в рамках административного правонарушения признается лицо, которому причинен вред физического, имущественного и морального характера.
В случае необходимости специальных знаний в какой-либо области суд может запросить заключение специалиста. Ст. 13 настоящего Постановления рассматривает вопрос о применении презумпции невиновности. Всего вышеуказанное постановление содержит 37 пунктов, которые рассматривают различные аспекты правонарушений в административной отрасли права.
Административная ответственность на законодательном уровне, пусть даже и условно, но все же отличается от других видов юридической ответственности. Это обусловлено необходимостью юридического определения всех противоправных действий.
Некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, поэтому важно принимать во внимание те отмеченные в законодательстве аспекты, при помощи которых реально возможно отличить друг от друга данные категории. В роли этого аспекта зачастую выступает наличие или же отсутствие тяжких результатов, например, гибель людей18.
Административное правонарушение подразумевает отсутствие тяжких последствий. Но иногда для классификации деяния как административного правонарушения достаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но вполне могло повлечь тяжкие результаты (например, хранение и перевозка взрывчатых и радиоактивных веществ, преступная пересылка их по почте либо багажом).
Другим отличительным аспектом может быть объем убытка, причиненного противоправным деянием. Кроме того, повторное или же многократное совершение действия, содержащего признаки административного нарушения закона, конкретным лицом (если ранее за это к нему уже применялись административные взыскания) влечёт другую квалификацию - оно считается уже преступлением19.
Так, например, занятие запрещённым промыслом после наложения административного взыскания за то же деяние карается уже по Уголовному кодексу.
Иногда в качестве отличительного аспекта может рассматриваться предумышленное либо беспечное совершение нарушения закона. Устанавливать же административную ответственность могут высшие органы государственной власти.
3. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
Государство, стремясь наиболее полно использовать возможности либерализации законодательства (как уголовного, так и административного) разделило такие понятия, как: «освобождение от наказания» и «освобождение от ответственности», которые являются близкими по своему значению20.
Вопросы освобождения лица, которое совершило административное правонарушение, освобождения от административной ответственности, должны быть наиболее тщательно и полно проработаны и отражены в действующем законодательстве.
Данное обстоятельство обусловлено не только спецификой и сущностью института освобождения от административной ответственности, но и самой природой административного правонарушения.
Законодательство предусмотрело возможность освобождения нарушителя от административной ответственности. Оно может наступить в ряде предусмотренных случаев: Когда нарушитель действовал в ситуации крайней необходимости, другими словами для уничтожения какой-либо опасности, угрожающей государственному либо общественному порядку, правам и свободам граждан, собственности, если она не могла быть предотвращена другими средствами и ее ущерб был бы гораздо большим, нежели при данном совершенном правонарушении21.
Ситуация крайней необходимости наступает только в случае реальной, а не мнимой угрожающей опасности. Источниками ее вполне могут быть стихийные силы - наводнения, пожары, землетрясения и иные; Когда нарушителем оказалось невменяемое лицо, поскольку оно совершает только лишь противоправное деяние, но не административное нарушение закона. Невменяемость подразумевает, что лицо, которое в период совершения противоправного деяния или бездействия не имело возможности отдавать себе отчета в собственных поступках или же управлять ими. Юридический аспект невменяемости определяется с позиции психического отклонения, душевной болезни; Когда лицо, совершившее правонарушение, действовало в состоянии необходимой обороны, для защиты государственного или общественного порядка, прав и свобод граждан, если при этом не было