Файл: Курсовая работа по дисциплине Административное право.doc
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
допущено превышение допустимых пределов22.
Право на необходимую оборону содействует привлечению населения к активному участию в борьбе с правонарушениями, предупреждению и подавлению различных нарушений закона.
Отличие данного случая от ситуации крайней необходимости в том, что здесь предусмотрена защита методом причинения ущерба исключительно посягающему, но не третьим лицам. Когда материалы о правонарушении лица передаются на обсуждение товарищеского суда, социальной организации либо трудового коллектива (с учетом характера совершенного деяния и личности нарушителя) для применения к нему подходящей меры публичного воздействия.
Когда правонарушение малозначительно, и уполномоченное должностное лицо имеет возможность ограничиться устным замечанием;
Когда правонарушителем является лицо, не достигшее 16-летнего возраста.
В отношении нарушителей в возрасте от 16 до 18 лет используются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних;
В случае отсутствия действия и состава административного правонарушения;
В случае действия акта амнистии, в соответствии с которым не используется административное взыскание;
Когда к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении, истекли его сроки, предусмотренные КоАП23.
В случае смерти лица, в отношении которого было начато рассмотрение по делу об административном правонарушении.
Презумпция невиновности - принцип на котором основывается юридическая ответственность. Согласно данному принципу, лицо является невиновным до тех пор, пока вина его судебно не доказана. Обязанность доказывания вины ложится на плечи обвинителя. Правило презумпции невиновности означает, что любая неясность трактуется в пользу подозреваемого.
Презумпция невиновности подразумевает порядочность каждого гражданина и защиту его государством. Значение презумпции невиновности заключается в доказывании вины с помощью фактов, которые не вызывают сомнений и обвинительное заключение полностью доказывает вину нарушителя. Действие презумпции невиновности распространяется на все без исключения отрасли права.
Ясная формулировка презумпции невиновности содержится в Основном Законе Российского государства и в Декларации прав и свобод человека и гражданина: “Каждый человек, привлекаемый к ответственности за правонарушение, считается невиновным, пока его вина не будет установлена судом в рамках надлежащей правовой процедуры. Право на защиту гарантируется”.
Гарантированное определение правды для гражданина, подозревающегося в совершении правонарушения или преступления, защита его гражданских прав от нарушения, защита самого гражданина от незаконного обвинения, все это необходимо для здорового функционирования настоящего правового государства, что и является по определению презумпцией невиновности.
Так, например, Новокузнецкий районный суд Кемеровской области прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.13 Кодекса РФ об АП в отношении ООО «ДА ЧИН» на основании ст.2.9 Кодекса РФ об АП.
23.04.2018 ООО «ДА ЧИН» заключило трудовой договор с гражданином Республики Таджикистан – ФИО2 и направило 23.04.2018 г. посредством почтовой связи уведомление о его заключении в Отделение по вопросам миграции Отдела МВД России по Новокузнецкому району. Однако, уведомление было заполнено по недействующей на момент отправки форме, а именно по форме приложения № 19 утвержденного приказом ФМС России от 28.06.2010 г. № 147 (в редакции от 12.03.2015 г. приказ № 149) утратившей законную силу 19.04.2018 г., что является нарушением п.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», выразившиеся в нарушении установленной формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства утвержденного приказом МВД России от 10.01.2018 г. № 11 вступившим в законную силу 20.04.2018 г., т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об АП24.
.
Заключение
Подводя итоги, следует сделать следующие выводы:
1. Рассматривая конструкцию ответственности в широком, общесоциальном понимании, исследователи приходят к выводу о том
, что сущностью данной категории является отношение лица к обществу, государству, другим членам общества, с позиций соответствия осуществляемых им действий, поведения определенным требованиям, предъявляемым со стороны государства и общества. С точки зрения узкого, специально юридического подхода ответственность трактуется как государственно-властная реакция на совершенное членом общества правонарушение.
При этом применение мер принуждения выступает необходимым условием восстановления нарушенного совершенным правонарушением общественного и правового порядка (восстановительная функция ответственности), а также наказания лица, совершившего правонарушение, как способ реализации карательной функции юридической ответственности.
Обуславливается столь повышенное внимание к рассматриваемому институту тем, что отсутствие стройной, эффективной системы юридической ответственности приводит к бессильности и нереализуемости правовых предписаний, в результате чего вся государственная и нормативно-правовая сфера жизнедеятельности теряет необходимую поддержку и одобрение, ввиду не оправдания ожиданий членов общества.
2. Полагаем, что отсутствие законодательной дефиниции, т.е. конкретизированного определения в КоАП РФ (далее по тексту – КоАП РФ) «административная ответственность» является законодательным пробелом, соответственно, препятствующим единообразному пониманию рассматриваемого института правоприменителями и иными субъектами административного права.
3. Законодательство об административной ответственности - это система норм прав, закрепленных в КоАП и законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.
Согласно нормам КоАП к субъектами административной ответственности могут относиться как физические, так и юридические лица. По общему правилу административная ответственность наступает с шестнадцати лет для граждан, а для организаций с момента возникновения у них правоспособности, то есть с момента организации до ликвидации.
4. Вопросы, лежащие в плоскости института освобождения от административной ответственности, равно как и административное и административно-процессуальное законодательство в целом, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
6. Вопрос административной ответственности значим и для Российской Федерации в целом, и для отдельных её субъектов и должен быть соответствующим образом регламентирован как в нормах федерального законодательства, так и в законодательстве субъектов РФ.
Право на необходимую оборону содействует привлечению населения к активному участию в борьбе с правонарушениями, предупреждению и подавлению различных нарушений закона.
Отличие данного случая от ситуации крайней необходимости в том, что здесь предусмотрена защита методом причинения ущерба исключительно посягающему, но не третьим лицам. Когда материалы о правонарушении лица передаются на обсуждение товарищеского суда, социальной организации либо трудового коллектива (с учетом характера совершенного деяния и личности нарушителя) для применения к нему подходящей меры публичного воздействия.
Когда правонарушение малозначительно, и уполномоченное должностное лицо имеет возможность ограничиться устным замечанием;
Когда правонарушителем является лицо, не достигшее 16-летнего возраста.
В отношении нарушителей в возрасте от 16 до 18 лет используются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних;
В случае отсутствия действия и состава административного правонарушения;
В случае действия акта амнистии, в соответствии с которым не используется административное взыскание;
Когда к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении, истекли его сроки, предусмотренные КоАП23.
В случае смерти лица, в отношении которого было начато рассмотрение по делу об административном правонарушении.
Презумпция невиновности - принцип на котором основывается юридическая ответственность. Согласно данному принципу, лицо является невиновным до тех пор, пока вина его судебно не доказана. Обязанность доказывания вины ложится на плечи обвинителя. Правило презумпции невиновности означает, что любая неясность трактуется в пользу подозреваемого.
Презумпция невиновности подразумевает порядочность каждого гражданина и защиту его государством. Значение презумпции невиновности заключается в доказывании вины с помощью фактов, которые не вызывают сомнений и обвинительное заключение полностью доказывает вину нарушителя. Действие презумпции невиновности распространяется на все без исключения отрасли права.
Ясная формулировка презумпции невиновности содержится в Основном Законе Российского государства и в Декларации прав и свобод человека и гражданина: “Каждый человек, привлекаемый к ответственности за правонарушение, считается невиновным, пока его вина не будет установлена судом в рамках надлежащей правовой процедуры. Право на защиту гарантируется”.
Гарантированное определение правды для гражданина, подозревающегося в совершении правонарушения или преступления, защита его гражданских прав от нарушения, защита самого гражданина от незаконного обвинения, все это необходимо для здорового функционирования настоящего правового государства, что и является по определению презумпцией невиновности.
Так, например, Новокузнецкий районный суд Кемеровской области прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.13 Кодекса РФ об АП в отношении ООО «ДА ЧИН» на основании ст.2.9 Кодекса РФ об АП.
23.04.2018 ООО «ДА ЧИН» заключило трудовой договор с гражданином Республики Таджикистан – ФИО2 и направило 23.04.2018 г. посредством почтовой связи уведомление о его заключении в Отделение по вопросам миграции Отдела МВД России по Новокузнецкому району. Однако, уведомление было заполнено по недействующей на момент отправки форме, а именно по форме приложения № 19 утвержденного приказом ФМС России от 28.06.2010 г. № 147 (в редакции от 12.03.2015 г. приказ № 149) утратившей законную силу 19.04.2018 г., что является нарушением п.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», выразившиеся в нарушении установленной формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства утвержденного приказом МВД России от 10.01.2018 г. № 11 вступившим в законную силу 20.04.2018 г., т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об АП24.
.
Заключение
Подводя итоги, следует сделать следующие выводы:
1. Рассматривая конструкцию ответственности в широком, общесоциальном понимании, исследователи приходят к выводу о том
, что сущностью данной категории является отношение лица к обществу, государству, другим членам общества, с позиций соответствия осуществляемых им действий, поведения определенным требованиям, предъявляемым со стороны государства и общества. С точки зрения узкого, специально юридического подхода ответственность трактуется как государственно-властная реакция на совершенное членом общества правонарушение.
При этом применение мер принуждения выступает необходимым условием восстановления нарушенного совершенным правонарушением общественного и правового порядка (восстановительная функция ответственности), а также наказания лица, совершившего правонарушение, как способ реализации карательной функции юридической ответственности.
Обуславливается столь повышенное внимание к рассматриваемому институту тем, что отсутствие стройной, эффективной системы юридической ответственности приводит к бессильности и нереализуемости правовых предписаний, в результате чего вся государственная и нормативно-правовая сфера жизнедеятельности теряет необходимую поддержку и одобрение, ввиду не оправдания ожиданий членов общества.
2. Полагаем, что отсутствие законодательной дефиниции, т.е. конкретизированного определения в КоАП РФ (далее по тексту – КоАП РФ) «административная ответственность» является законодательным пробелом, соответственно, препятствующим единообразному пониманию рассматриваемого института правоприменителями и иными субъектами административного права.
3. Законодательство об административной ответственности - это система норм прав, закрепленных в КоАП и законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.
Согласно нормам КоАП к субъектами административной ответственности могут относиться как физические, так и юридические лица. По общему правилу административная ответственность наступает с шестнадцати лет для граждан, а для организаций с момента возникновения у них правоспособности, то есть с момента организации до ликвидации.
4. Вопросы, лежащие в плоскости института освобождения от административной ответственности, равно как и административное и административно-процессуальное законодательство в целом, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
6. Вопрос административной ответственности значим и для Российской Федерации в целом, и для отдельных её субъектов и должен быть соответствующим образом регламентирован как в нормах федерального законодательства, так и в законодательстве субъектов РФ.
Список использованных источников и литературы
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398. -
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018)//Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1. -
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018)//Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954. -
О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 21.12.2017)// Вестник ВАС РФ. - № 8. - 2004. -
О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5//Российская газета. - 2005. - № 80. -
Кодекс Омской области об административных правонарушениях: Закон Омской области от 24 июля 2006 г. № 770-ОЗ//Омский вестник. - 2006. - № 54. -
Кодекс города Москвы об административных правонарушениях: Закон г. Москвы от 21.11.2007 № 45// Вестник Мэра и Правительства Москвы. - № 69. - 2007. -
Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях от 24 июня 2009 г. № 256//Приамурские Ведомости. - 2009. - № 104. -
Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях: Закон Калининградской области от 12 мая 2008 г. № 244//Калининградская правда. - 2008. - № 89. -
Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 (принят ЗС СПб 12.05.2010)// Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - № 21. - 2010. -
Об административных правонарушениях: Закон ЯНАО от 16.12.2004 № 81-ЗАО (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 24.11.2004) из информационного банка "Ямало-Ненецкий автономный округ"//Красный Север. - 2005. - № 3. -
Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе: Закон Чукотского автономного округа от 6 июня 2008 г. № 69-ОЗ//Ведомости. - 2008. - № 23. -
Об административных правонарушениях: Закон Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО (Принят Мурманской областной Думой 20.05.2003) из информационного банка "Мурманская область"//Мурманский вестник. - 2003. - № 113. -
Об административной ответственности в Республике Коми [Электронный ресурс]: закон Республики Коми от 30 дек. 2003 г. № 95-РЗ : (в ред. от 27 окт. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -
Об административной ответственности на территории Республики Мордовия [Электронный ресурс]: закон Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-З: (в ред. от 25 дек. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -
Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл [Электронный ресурс] : Закон Республики Марий Эл от 4 дек. 2002 г. № 43-З: (в ред. от 26 дек. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -
Об административных комиссиях в Республике Мордовия [Электронный ресурс] : закон Республики Мордовия от 17 окт. 2002 г. № 45-З : (в ред. от 28 марта 2016 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -
Об административных комиссиях в Республике Марий Эл [Электронный ресурс]: закон Республики Марий Эл от 30 дек. 2008 г. № 80-З : (в ред. от 1 июля 2016 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -
Об административных комиссиях в Удмуртской Республике [Электронный ресурс]: закон Удмуртской Республики от 17 сент. 2007 г. № 53-РЗ : (в ред. от 21 дек. 2015 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -
Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия [Электронный ресурс]: закон Республики Мордовия от 30 марта 2005 г. № 26-З : (в ред. от 25 дек. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав [Электронный ресурс] : закон Республики Марий Эл от 03 марта 2005 г. № 2-З: (в ред. от 3 окт. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -
О некоторых вопросах, связанных с созданием и осуществлением деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Республики Коми [Электронный ресурс] : закон Республики Коми от 26 сент. 2014 г. № 91-РЗ : (в ред. от 29 сент. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -
О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Удмуртской Республике [Электронный ресурс]: постановление Правительства Удмуртской Республики от 20 окт. 2003 г. № 254 : (в ред. от 9 дек. 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -
Административное право Российской Федерации / отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Юристъ, 2010. – 632 с. -
Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти в РФ: Монография/ С. Н. Братановский, М. Ф. Зеленов. - М.: Проспект, 2016. – 360 с. -
Волков П.А. Современный подход к определению понятия административной ответственности/ П. А. Волков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 38 (82). - С. 93-101. -
Гуев А. Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: – Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ» (дата обращения 09.09.2018) -
Денисенко В.В. Административное правонарушение и преступление, административная и уголовная ответственность: нетождественное сходство / В.В. Денисенко // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти проф. В.Д. Сорокина (3 - 6 октября 2013 г.). Краснодар, 2014. С. 92 - 107. -
Дрозд А.О., Курноскин Е.А. Принципы административной ответственности в механизме правового регулирования // Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России. - № 1 (47) – 2017 – С. 12-14 -
Кизилов В.В. Административная ответственность гражданских служащих России: взгляд в будущее / Кизилов В.В. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. - 284 c. -
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под. общ. ред. проф. Э.Н. Ренова. М.: Норма, 2005. – 658 с. -
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Издательство Юрайт, 2010. – 937 с. -
Кононов П.И. О некоторых актуальных проблемах административной ответственности юридических лиц (по материалам арбитражно-судебной практики)/ П. И, Кононов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 3. - С. 18 - 24. -
Коренев А.П. Административное право России. Учебник: В 3-х частях. Ч. 1 / Коренев А.П. - М.: Изд-во Моск. юрид. ин-та МВД России, 2000. - 268 c. -
Кузьмин И. А. Юридическая ответственность и ее реализация : учеб. пособие/ И. А. Кузьмин. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. – 143 с. -
Липинский Д.А. Концепции позитивной юридической ответственности в отечественной юриспруденции/ Д. А. Липинский // Журнал российского права. - 2014. - № 6. - С. 12 - 16. -
Постановление № 5-161/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 5-161/2018 // https://sudact.ru/regular/doc/h3Odyd8LVHoO/ -
Россинский Б.В. Развитие положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующих ответственность юридических лиц/ Б. В. Россинский // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 3. - С. 7-13. -
Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: монография/ П. П. Серков. −М.: Норма, Инфра-М, 2012. – 247 с. -
Серков П.П. Понятие административной ответственности/ П. П. Серков // Закон. - 2010. - № 8. - С. 97 - 102. -
Цюрина Н.В. Юридическая ответственность как институт права/ Н. В. Цюрина// Сибирский юридический вестник. - 2013. - № 1 (60). - С. 29 - 34. -
Чижевский В.С. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) с практическими разъяснениями официальных органов и постатейными материалами / 20 - изд. – М.: Книжный мир. 2017. – 1088 с. -
Ястребов О.А., Шмелева С.В., Шмелев И.В. Концептуальные вопросы законодательства об административной ответственности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (35): в 2-х ч. Ч. II. C. 219-221.