Файл: Методы управления инновационными проектами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Особенностью успешного функционирования российских предприятий на отечественном и мировом рынке стал тот факт, что инновационная деятельность является основным условием выживания на рынке, а не только фактором достижения успеха в конкуренции. Обновление товарного ассортимента, непрерывная модернизация технологий, усовершенствование систем организации и управления инновационными процессами и проектами дает возможность предприятиям России адаптировать выпускаемую продукцию (предоставляемые услуги) к потребностям рынка, уменьшить затраты, поддержать заданный уровень потребления, повысить финансово-экономические показатели хозяйственной деятельности. При этом непрерывная инновационная деятельность предприятия является залогом успеха отечественного предприятия. Любая инновационная деятельность связана с таким понятием как инновационный проект. Поэтому особенно актуальным есть вопросы эффективной организации управления инновационного проекта.

Целью выполнения курсовой работы является анализ моделей и приемов управления различными стадиями инновационного проекта и рассмотрение примера управления инновационным проектом внедрения в производство прибора MaskTQ предприятием «Бизнес-Автоматика».

Объектом исследования в курсовой работе является процесс управления инновационным проектом.

Предметом исследования – управление инновационным проектом по внедрению в производство прибора MaskTQ предприятием «Бизнес-Автоматика».

Для достижения цели работы необходимо последовательно решить частные задачи исследования:

- провести анализ концепции инновационного развития предприятия, показать необходимость внедрения инновационных процессов в деятельность предприятий;

- рассмотреть принципы и особенности управления инновационными проектами;

- провести анализ текущей деятельности предприятия «Бизнес-автоматика», дать характеристику его положения на рынке, показать необходимость внедрения нового инновационного продукта;

- привести пример управления инновационным проектом по внедрению в производство прибора MaskTQ предприятием «Бизнес-Автоматика»

Проведенный анализ действующих стандартов бизнеса-планирования и управления проектами [9, 10, 13, 14, 15], научно-методических работ [3, 6, 11], а также иных источников, посвященных управлению проектами [1, 2, 4, 5, 7, 8, 12] позволяет утверждать, что для реализации инновационных проектов должны применяться специальные технологии бизнеса-планирования и управления. К сожалению, на сегодняшний момент стандартные технологии управления просто адаптируются к конкретным условиям инициаторами инновационных проектов на основе собственного опыта, видений, убеждений.


Методами исследования, используемые в работе есть методы системного анализа, методы бизнес-планирования, общие методы менеджмента, эмпирические методы наблюдения и анализа данных.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.

1. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ

1.1 Концепция инновационного развития предприятия как инструмент внедрения научно-технического прогресса

Уровень научно-технологического прогресса в современном мире есть одним из важных показателей не только социально-экономического развития страны, но и основным ресурсом ее экономического роста и определяет место страны в мировой экономике. Признание ведущей роли научно-технической сферы в становлении и укреплении хозяйства ставит на первый план необходимость разработки и реализации активной политики, способной концентрировать ресурсы и усилие на приоритетных направлениях научно-технического и социально-экономического развития. Поэтому, среди основных макроэкономических проблем, проблемы экономического роста являются наиболее существенными, а прогнозы относительно перспектив экономического развития постоянно находятся в центре внимания научных работников [5].

Научно-техническая сфера, результаты которой все более интенсивно привлекаются в хозяйственное обращение, формируя экономику инновационного типа, является важным фактором глобализации. Развитая наука, доступ к новейшим технологиям и эффективные образовательные технологии являются важными составляющими модели стойкого развития передовых стран в современную эпоху. Развитие такой модели оказывает содействие конкурентоспособности и мировому научно-техническому лидерству: страны, которые способны обеспечить непрерывную и интенсивную конвертацию научных знаний в новые технологии и товары, получают неопровержимые преимущества и имеют стойкие темпы экономического развития.

Развитие современной экономики определяется научно-техническим прогрессом, а его механизм, с точки зрения влияния на него тех или других фирм, можно распределить на четыре последовательные этапы [10, стр. 92]:


1) основная роль принадлежит фирмам-пионерам. Объединение одержимостью идеей с полной финансовой ответственностью за дело обеспечивает эффективность их разработок, а небольшие размеры компании создают организационные предпосылки успеха;

2) лидерство в осуществлении научно-технического прогресса переходить к большим фирмам. На этом этапе новаторов вытесняют из дальнейших стадий продвижения нового продукта на рынок;

3) дальнейшее развитие процесса проходит на массовом, контролируемом большими фирмами рынка, где недавняя новинка уже преобразованная ими в стандартный товар. Возникает тенденция к поиску ниш, адаптированного к научно-техническому прогрессу, приспособлению товара к специальным запросам отдельных групп потребителей. Центральная роль здесь принадлежит специализированным фирмам;

4) большие компании продолжают текущее усовершенствование товара. Лишь постоянное улучшение характеристик дает возможность большим фирмам сохранять свои позиции на конкурентных рынках. Если же большие фирмы попробуют затормозить прогресс, крепкий удар им наносят мелкие фирмы, а именно компании имитаторы. Пользуясь ростом неудовлетворенности потребителей качеством стандартных товаров, они захватывают все новые сегменты рынка, а тем временем новое поколение фирм новаторов готовит очередной прорыв в принципиально новой области.

В тот же время практика свидетельствует, что можно получить сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, оснащивая свое предприятие высококлассным оборудованием, но сохранить эти преимущества на протяжении многих лет можно, лишь постоянно создавая новые изделия и применяя новые технологии, а также применяя методы инновационного менеджмента. Разработка новой продукции лежит в основе борьбы за рынок. Эффективное соединение двух процессов - разработка новых изделий и создание новых технологий - увеличивает отдачу от каждого из них. Недаром показатель обновления ассортимента новой продукции занимает второе место (после доли рынка) в системе приоритетов высшего руководства ведущих японских предприятий.

С точки зрения системного подхода, реализовать концепцию инновационного развития предприятия должен отдельный функциональный раздел менеджмента - инновационный менеджмент. Опыт работы ведущих компаний показывает, что инновационный менеджмент следует рассматривать с двух сторон: во-первых, - это необходимое наличие руководителей, способных осуществлять и направлять инновационную политику; во-вторых - персонал, который владеет достаточной профессиональной компетентностью и уровнем мотивации.


Для успешного осуществления изменений инновационный менеджмент должен быть составной частью внутри производственного управление, путем введения в структуру предприятия инновационных подразделений; укрепление связей предприятия с научно-исследовательскими, конструкторскими и проектными организациями.

1.2 Инновационный проект. Процесс управления инновационным проектом

На сегодняшний день весьма популярными являются программно-целевые методы управления, которые предполагают формирование и организацию выполнения целевых комплексных программ, которые представляют собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей.

Также в отечественную практику управления уже устойчиво вошла концепция управления проектами (Project Management), которая базируется на понимании проекта как на целенаправленное изменение исходного состояния каждого показателя, связанного с затратами времени и средств. При этом процесс данных изменений, осуществляемых за заранее разработанными правилами в рамках бюджета и временных ограничений, - является управлением проектами. На сегодняшнее время методы управления проектами стали признанной во всех развитых странах методологией инвестиционной деятельности, частью которой есть и инновации.

Как было уже отмечено, инновационные проекты и программы их реализации представляют важную часть хозяйственного механизма, который формируется, управление научно-техническим развитием страны, регионов и отдельных предприятий [18].

Понятие "инновационный проект" может рассматриваться как:

- форму целевого управления инновационной деятельностью;

- совокупность документов по реализации (внедрения) инновационного продукта.

В виде формы целевого управления инновационной деятельностью предприятия инновационный проект являет собой сложную систему взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, которые направлены на достижение поставленных целей (задач) на инновационных направлениях развития науки и техники. В качестве процесса осуществления инноваций под инновационным проектом подразумевается совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям.


В то же время инновационный проект - это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта. Наиболее полно и комплексно суть инновационного проекта оказывается в его первом аспекте [18]. У

Инновационные проекты могут формироваться как в составе научно-технических программ, реализуя задача отдельных направлений (задач, разделов) программы, так и самостоятельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники [18].

Управление инновационными проектами необходимо рассмотреть с трех позиций:

- системы функций;

- процесса принятия управленческих решений;

- организационной системы.

Исходя из позиций реализации функционального подхода в практике управления инновационными проектами, процесс управления содержится непосредственно в реализации функций. При этом каждая функция менеджмента также представляет собой процесс, так как также состоит из серии взаимозависимых действий. Процесс управления реализуется с помощью всех классических функций менеджмента.

Как процесс принятия управленческих решений процесс управления инновационными проектами представляет собой выполнение определенной последовательности взаимозависимых этапов.

Как организационная система, управление инновационными проектами характеризуется организационной структурой, которая включает состав и взаимосвязь органов управления, регламентацию их функций, обязанностей, прав и ответственности, технологию управления и построенной таким образом, что все органы управления обеспечивают достижение конечной цели проекта.

Таким образом, в первом разделе курсовой работы показана значимости инноваций для устойчивого развития и функционирования отечественных предприятий, а также раскрыты основные принципы и закономерности процесса управления инновационным проектом, что позволило перейти к анализу предприятия «Бизнес-Автоматика» и его инновационной активности.

2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ «БИЗНЕС АВТОМАТИКА»