Файл: Теория государства и права на современном этапе развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1005

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы.

Методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно–правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно–правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов.[11]

Прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно–правовой действительности.

Политическая (политико–управленческая или организационно–управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики.

Эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права.

Идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно–правовых явлений.

Практически–организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно–правового строительства, законодательства и юридической практики.

Воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания.

Теоретико–познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно–правовых явлений.

Учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.[12]

Таким образом, теория государства и права выясняет объективные законы общественного развития. Отраженные в государстве и праве их социально-политические цели, вскрывает весь механизм государственно-правового регулирования общественных отношений и тенденций его развития.


2 Особенности науки теории государства и права

2.1 Методология теории государства и права

В Древней Греции впервые был введен в научный оборот термин метод – «методос», греки хотели подчеркнуть значение способа изучения космоса, то есть явлений природы, вселенной и человеческого общества. Они признавали в методе подход к исследуемым объектам, которые исследуют планомерный путь познания науки и установления истины.

В современный период времени большие требования предъявляются к методу. Он обязан быть подлинно истинным, научным, то есть вытекать из достижений практики, определять объективные законы всего бытия, учитывать отличительные особенности предмета исследования, адекватным образом отражаться в сознании самого субъекта.

Известные ученые придавали методам познания большое, даже исключительное значение. Так. Ф. Бэкон признавал, что метод – это фонарь, который освещает ученому путь, признавая, что даже хромой, который идет с фонарем по дороге, сумеет опередить того, кто бежит в темноте. Другими словами, плодотворный характер научного поиска, уровень и глубина познания окружающей действительности в большинстве случаев зависит от методов, которые применяются исследователями.[13]

Сами по себе методы являются творческим продуктом интеллектуальной человеческой деятельности, они неразрывным образом связаны с предметом исследования. Постоянный поиск принципиально новых способов, приемов и методов обеспечивает прирост знаний научного характера, углубление представлений о характерных предмету закономерностях.

В общем смысле этого слова методы теории государства и права – это походы, приемы и способы, применяемые ею для познания собственного предмета и получения результатов в научной сфере. Учение о методах познания науки именуется методологией.

Многовековой опыт развития государства и права большинства мировых государства вызвал к жизни разнообразные и многочисленные политические и юридические доктрины и теории. Все они основывается на разных методах и подходах, однако получают далеко не равные результаты и выводы: одни теории отвергают саму возможность познания сути государства и права, иные считают, что право и государство формируются и развиваются спонтанным образом, третьи придерживаются мнения, что государство и право образуются и совершенствуются по человеческой воле и т.п.


Теорию государства и права не стоит изучать как сборников сформировавшихся канонов, истин либо догм. Это развивающаяся и живая теория.[14]

Используя методы познания, теория государства и права приближается к осуществлению собственной окончательной цели – предназначена для практики государства и права, призвана способствовать творческому и активному применению институтов государства и права.

Методы теории государства и права, как уже отмечалось, тесным образом взаимосвязаны с ее предметом. Предмет отвечает на вопрос, что рассматривает теория, методы – как и какими способами она это делает. В основе методов находится предмет теории, так как без теории метод признаются беспредметным, а наука является бессодержательной. В свою очередь, только теория, которая вооружается адекватными методами, может исполнить задачи и функции, которые перед ней стоят.[15]

Методы и теории формируются в одно и то же время, к ним предъявляются одинаковые требования: не только сами результаты, но и сам путь к ним должен обладать истинностью. Однако методы и теория не обладают тождественным характером, не должны и не могут подменять друг друга.

Метод выступает в качестве комплекса требований и правил, которые призваны обеспечивать успех в работе. Процесс познания науки подлежит осуществлению особенным методом.

Методы предмета теории государства и права признаются комплексом способов и приемов, при помощи которых подлежит осуществлению процесс получения объективных истинных знаний о закономерностях и сущности явлений государственно-правового характера.

Методология теории государства и права выступает в качестве комплекса методов, принципов и уровней изучений явлений государственно-правового характера.[16]

2.2 Принципы теории государства и права

К категории исследовательских особенностей, которые обладают общим характером для всех общественных наук, в том числе теорию государства и права, следует отнести: принцип историзма, принцип плюрализма, принцип конкретности и объективности.

Методологическую базу теории государства и права образуют общие научные принципы:

1)исторический подход предполагает исследование явлений государственно-правового характера в развитии их взаимосвязи в истории;


2)принцип объективности предполагает настоящее отражение государственно-правовой действительности в познании науки, воспроизведении ее такой, какой она является в реальности;

3)принцип конкретности требует от теории государства и права правильного учета всех необходимых условий, в которых располагается объект познания;

4)принцип плюрализма определяет многоаспектность при каждом исследовании, в т. ч. и в теории государства и права.[17]

Плюрализм познания науки предполагает в одно и то же время его универсальный характер, так как вместе с тем подлежат учету не только взгляды противоречивого плана на одно и то же правовое либо государственное явление, но и различные представления об их происхождении, общественной направленности, сущности, механизме и перспективах развития. Благодаря подходу плюрализма к познанию общих норм развития государства и права теория формирует самый оптимальный механизм знаний.

Сущность философского метода образуют всеобщие принципы познания. Комплекс данных принципов зависит от того, какое учение философии разделяет ученый. В частности, исследователи-правоведы, которые придерживаются диалектического материализма, обязан реализовать объективные требования и разные стороны познания, конкретно-исторического и исторического подходов, познания определенного явления посредством выделения его противоречивых сторон и т.д.

Принцип объективности предопределяет, что к структуре познания необходимо подходить к изучаемым предметам и явлением так, как они существуют в реальности, не добавляя и не домысливая ничего такого, чего в реальности в них нет. В свете данного требования следует изучать право и государство в процессе их продолжительного, многовекового развития, в его действительных правоотношениях и связях, уметь различать помысли и побуждения правоведов и политиков от реальной направленности законодательства, которая, в конечном счете, обусловлена экономическими правоотношениями в обществе.

Для того, чтобы раскрыть содержание государства и права весьма значительным является и требование о всесторонности познания. Право и государство находятся в тесной взаимосвязи со всеми основными и надстроенными явлениями. Если некоторые из данных связей останутся неизученными, то это неизбежно повлечет за собой неточное и в некоторых случаях неправильное понимание содержания права и государства.[18]


Для изучения содержания права и государства важны не только их правоотношения и взаимосвязь, которые имеются на момент исследования, но и правоотношения, которые имелись на разных стадиях из развития. Так как научный подход к познанию явлений социального характера сводится к изучению истории формирования и основных этапов развития рассматриваемого явления, а также его современного состояния, как результата предшествующего развития. Всеобщие принципы философии не содержат и не могут содержать определенных принципов и правил правового познания, в связи с чем в определенных исследованиях, которые проводятся учеными-правоведами, они используются в тесной взаимосвязи с общими, частными и специальными методами.

Каждый метод, как бы не была велика его роль в познании, позволяет получить положительные результаты только в ограниченном взаимодействии с методом философии как одной из форм конкретизации некоторого комплекса его принципов. В комплексе общих, частных и специальных методов, которые составляют методологию теории права и государства, метод философии полностью находит свою реализацию.

Философские принципы не связаны с определенными общими, частными либо специальные методами, а подлежат реализации в нескольких методах, которые исполняют одинаковые задачи познания.

В методологии предмета теории права и государства существует широкий круг методов исследования социально-юридической практики, обобщения и анализа единичных фактов, что говорит о весьма высоком уровне ее практической разработки. [19]

Метод философии оставляет огромную свободу для выбора и изучения определенных общих и специальных методов согласно специфике фактического материала, целями и задачами исследования, научными уровнями и др. Чем многообразнее и совершеннее метод определенной науки, тем более полно в нем установлены научные достижения, и условия, в которых происходит процесс познания, тем глубже и полнее осуществляется принцип познания предмета данной науки.

Следовательно, основой метода философии теории права и государства является диалектика, т.е. учение о самых общих закономерностях, формировании и развитии познания и бытия.

Важной категорией диалектики выступает материя; в первую очередь категории материи не обуславливаются никакими предпосылками, а сама образует исходную форму диалектики для развертывания всех других категорий. С ней неразрывным образом связаны базовые формы существования материи: время, движение и пространство. Бесконечное разнообразие форм материи позволяет вычислить тот либо другой объект исследования, констатировать его бытие, изучить его характерные особенности, определить тождество и различие.