Файл: Контрольная работа на тему Проанализируйте текст художественного произведения, входящего в программу начальной школы, в соответствии с его родовыми и жанровыми особенностями по учебной дисциплине Детская литература.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенной писателем
Это умение тесно связано с предыдущим умением, но не сводится к нему. Формирование рассматриваемого умения опирается на начальное представление о соотношении литературы и действительности, выраженное в доступной детям форме, и на понимание различия между оценкой рассказа как произведения искусства и выражением отношения к жизни, которая изображена в рассказе.
Воссозданию образов способствует анализ иллюстрации, графическое и словесное рисование.
Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть соотнесенность эпизодов, понимать логику развития действия
Существенным элементом рассказа является сюжет, представляющий собой систему событий в произведении. Чтобы воспринимать события как систему, проследить смену эмоциональной тональности, увидеть, как раскрываются образы героев, необходимо понять закон сцепления эпизодов. Т.к. и в композиции отражается видение мира. Поэтому формирование данного умения возможно только на основе представления о композиции. Наиболее эффективный прием, позволяющий сделать необходимые наблюдения, - составление плана, основанного на вычленении композиционных элементов рассказа.
Умение целостно воспринимать образ-персонаж как один из компонентов художественного произведения, служащий для раскрытия идеи
Целостное восприятие предполагает, что читатель осознает мотивы поведения персонажа, соотносит между собой поступки, переживания героя, авторское отношение к нему. В воображении создается образ-персонаж, к которому читатель относится как к живому человеку. (Герой создан автором для раскрытия какой-то цели).
Наиболее эффективны следующие приемы:
выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков персонажей;
сопоставление размышлений, переживаний и поступков с целью воссоздания образа-персонажа;
"расшифровка" мимики, жестов, интонации с целью выявления изменения внутреннего состояния персонажа;
Составление плана рассказа, чтение по ролям, составление рассказа о герое или от лица героя, рассказа по аналогии, создание диафильма с целью осмысления характера и идеи произведения.
Умение видеть авторскую позицию во всех элементах произведения
Если читатель не чувствует авторской оценки, знакомство с произведением обогащает его лишь знанием еще одной жизненной ситуации, а не приобщает к авторскому пониманию жизни, читатель не получает опыта духовного. Формирование данного умения опирается на представление об авторе, как о творце произведения.
Умение осмыслить идею произведения
Освоение идеи – это цель анализа, если она не достигнута, то и деление текста на части не оправдано. Осознание идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения.
Наиболее распространенные приемы, способствующие обобщению содержания рассказа, - это выражение идеи произведения с помощью логической формулы, позволяющей выйти за рамки сюжета, сделать широкое обобщение. Следует использовать и такие приемы, как постановка учащимися вопросов к произведению, составление рассказа по аналогии.
Постановка вопросов позволяет подойти к идее через осмысление сюжета, характеров, через обнаружение основного конфликта произведения. Составление рассказа по аналогии способствует эмоциональному освоению идеи.
Таким образом, в реальном процессе восприятия все частные умения связаны между собой, взаимно обогащая друг друга. Поэтому, все умения должны формироваться одновременно.
Выяснив методическую сторону изучаемой темы, обратимся к психологии и рассмотрим психологические закономерности развития процесса смыслового анализа.
Психологические закономерности развития процессов смыслового анализа
При переходе в среднюю школу у многих учащихся возникают затруднения, связанные с неумением выделить в учебном материале существенное, главное. Это значит, что у учеников не сформированы умственные навыки и мыслительные процессы, которые позволяют целенаправленно осуществлять смысловой анализ материала и выявлять в нем наиболее важное содержание.
Такая несформированность мыслительной деятельности приводит к тому, что процесс усвоения материала подменяется его механическим запоминанием. Наиболее труден для понимания художественный текст. Понимание смысла, основной идеи произведения – сложный психологический процесс, тесно связанный со значительным направлением умственной деятельности: переформулированным обобщением.
Имеющиеся в психологической литературе данные свидетельствуют о том, что понимание идеи текста в своем становлении проходит некоторые стадии. Не только учащиеся разных возрастных групп, но и одного и того же возраста могут характеризоваться разным уровнем развития смыслового анализа, и это проявляется в разном понимании содержания произведения, и его идеи. [Error: Reference source not found]
I стадия – ученик не может дать никакого ответа.
II стадия – "эхолалия" (повторение). Ученик повторяет строку произведения или предложение.
III стадия – "заголовок". Ученик в качестве главной мысли воспроизводит заголовок произведения или заголовок произведения интерпретируется.
IV стадия – "синкрет". В качестве главной мысли приводится либо неверно понятая отдельная фраза, либо развернутый, но неправильный пересказ произведения с привнесением собственного содержания.
V стадия –"Фабула". В качестве ответа ученик излагает содержание данного произведения.
VI стадия – "Начало дифференциации (выделения) смысла". Ученик дает краткий пересказ либо всего текста, либо некоторой его части, после чего следует заключительная обобщающая фраза, содержащая высказывание о главной мысли.
VII стадия – "Полная дифференциация (выделение) смысла". Главная мысль произведения формулируется правильно и достаточно обобщенно. [Error: Reference source not found]
Известный психолог Н.П.Локалова рекомендует при развитии процессов смыслового анализа начинать работу над текстом с работы над заголовком: осмыслением, интерпретацией, с попытки предугадать, о чем пойдет речь в тексте, с актуализации имеющихся у школьников знаний.
Далее учитель работает над фабулой произведения без привнесения собственного содержания и личного впечатления.
После того, как фабула произведения будет воспроизведена достаточно полно и правильно, перед ними ставится вопрос: "Что хотел сказать автор этим произведением, какова его главная мысль?". Тем самым учитель переводит учеников на следующую ступень, непосредственно связанную с выявлением смысла текста. Теперь надо вывести учеников на заключающую фразу о главной мысли. [Error: Reference source not found]
Таким образом, при развитии процессов смыслового анализа у детей, следует начинать работу с анализа заголовка: предположить, о чем будет идти речь в тексте, каков будет характер произведения, далее учитель должен сам высказать своё мнение о произведении, а затем уже ученик должен сам понять какова главная мысль текста.
Анализ художественного текста в его родовой и жанровой специфике в системе развивающего обучения по авторской программе
Анализ – это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали.
Современная школа призвана обучать детей, давать им литературное образование, с тем, чтобы любую книгу наш ученик-читатель мог глубоко и с пользой освоить, войти в мир автора, т. е. сделать своими нравственные и эстетические ценности,
которые заключены в художественном тексте, другими словами формировать себя как личность.
А это возможно, если личность умеет не только читать, но и размышлять над прочитанным. Поэтому задача учителя не только научить детей читать, но и научить понимать художественный текст, чувствовать его, видеть за строчками переживания автора, понимать то, о чем он хотел сказать, т. е. научить детей анализировать текст.
Сравнивая художественные и научные тексты, мы видим, что разница между ними в способах изображения действительности. Ученый доказывает свои идеи, используя законы, а художник показывает жизнь, рисуя образы.
Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три основных рода: эпос, лирику и драму, а внутри рода - на жанры. Учитывая это, предлагает анализировать художественные тексты, исходя из их родовой специфики.
Эпос – один из род литературы, цель которого – восприятие внешней по отношению к автору действительности объективного хода событий, где «автор является как бы простым повествователем того, что совершается самособой» (). В эпосе писатель не прямо, а опосредованно говорит о своих чувствах, отношении к героям. Он выражает их в картинах окружающего мира, выступая сам, как рассказчик или передавая эту роль другому лицу.
Организует эпический текст – сюжет, значит в анализе надо идти по логике событий, выстроенной автором, составляя картинный план или рисуя сюжетную цепочку.
Большое значение в работе над эпическим произведением имеет осмысление финала произведения, ведь в том, как автор завершает сюжет, проявляются его главные позиции в оценке героев и их поступков. «Я только одного сына вижу» - говорит старик в рассказе В. Осеевой «Сыновья», давая оценку сыновьям и женщинам.
Чтобы читатели поняли роль и значение финала произведения, применяем другой прием: рассказ не дочитывается до конца, закончить который должны дети. После того как выслушаны ответы детей, дочитываем рассказ до конца и сравниваем авторский вариант с детским, что помогает выявить авторскую идею.
В завершении анализа эпического текста учащиеся осмысливают его название, поскольку у автора в название вынесен на поверхность смысл, идея произведения.
Идея – главная мысль произведения, то, ради чего автор изображает определенные события, создает образы героев, завершает в сюжете их судьбы определенным образом. Она, запрятанная в тексте, извлекается из него при анализе произведения.
Анализируя эпический текст, читатели идут вслед за автором, по сюжету, двигателем которого является герой. Его образ складывается из описания внешности, поступков, мотивов и последствий поступков, т. к. в произведении герой не один, дети, следуя по сюжету, фиксируют появляющиеся образы героев в виде кружочков, а стрелками отмечают их отношения. В итоге у детей появляется схема, которую назвала «системой образов», в которой представлена структура произведения, что помогает ученикам увидеть героев, разобраться в их взаимоотношениях и выйти на идею произведения.
Покажем на примере рассказа В. Осеевой «Три товарища», как выводится идея произведения из анализа системы образов:
1. Читая рассказ, дети выстраивают систему образов, обозначая кружочками появляющихся героев.
2. Анализируя их отношения, определяют их сущность, записывая ее в краткой форме, взятой из текста или сформулированной своими словами над стрелками. В результате работы получается, что Миша и Коля дают лишь советы, как нести завтрак, чтобы не потерять его, а Вова молча делится с Витей.
3. Идея рассказа становится понятной: «Друг познается в беде», «Настоящий друг помогает делом, а не советом».
Приводим окончательный вид схемы.
Лирика – изображение переживаний человека, его душевного состояния, его чувств. В лирических произведениях жизнь изображается не через события, как в эпическом тексте, а через восприятие этих событий автором. Поэтому главное действующее лицо – сам автор, а место действия – его внутренний мир. В процессе восприятия лирического текста участвуют воображение, эмоциональная сфера, мышление, память, что способствует личностному развитию ребенка.
Основными методическими приемами работы над лирическими произведениями являются:
· первоначальное ознакомительное чтение, повторное чтение текста с целью уточнения деталей картины и характера переживаний.
· «построчное рисование». Данный прием удобно использовать на первых уроках по изучению лирических произведений, т. к.учащиеся наглядно могут увидеть картину, описанную автором, и через нее выйти на идею произведения.
Приведем пример работы над лирическим текстом А. Толстого «Осень».
При прочтении стихотворения учащиеся выделяют ключевые слова образы:
осень
сад
листья
кисти рябин.
При повторном прочтении учащиеся обращают внимание на эпитеты, подобранные автором, объясняют, почему автор остановил свой выбор именно на этом эпитете, и зарисовывают образы, которые выделили в тетрадь. Рассматривая получившуюся картину, выходит на идею: «Грусть, одиночество, но яркие краски осени вносят оживление и радость».