Файл: Контрольная работа на тему Проанализируйте текст художественного произведения, входящего в программу начальной школы, в соответствии с его родовыми и жанровыми особенностями по учебной дисциплине Детская литература.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Построчное рисование» основано на наглядно-образном мышлении и способствует развитию абстрактного мышления, умению «видеть» образы в системе, т. е. в их взаимоотношениях, позицию автора и его место в произведении без иллюстративного материала. Поэтому с развитием у детей абстрактного мышления можно пользоваться уже известной им схемой «системой образов», помогающую понять идею лирического произведения.
После прослушивания произведения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою» учащиеся называют ключевые слова: Чародейка Зима, лес, сон, солнце.
При самостоятельном прочтении выстраивают систему образов:
В результате учащиеся выходят на идею произведения «Гармония в природе, спокойствие, красота, гордость поэта за русскую природу».
Для того чтобы ученики могли увидеть движение чувств в стихотворении: либо нарастание эмоциональной волны, либо эмоциональных колебаний, перепадов настроения автора предлагает использовать схему - «картинный план – партитура чувств», которая тоже помогает выйти на идею произведения.
Приведем пример работы над лирическим произведением А. Фета «Ласточки пропали».
Анализируя ключевые слова, учащиеся составляют картинный план, после повторного чтения с анализом картинного плана дети прописывают чувства автора и получается схема:
Вчера | Радость |
Грачи, как сеть мелькали | Тревога, ожидание чего-то |
Все спится, темно | Печаль |
Ветер злится | Нарастание тревоги |
С испугу журавли летят | Буря, тяжесть в душе |
Перекати-поле прыгает, как мяч | Надежда на лучшее |
На основании схемы выходят на идею: «Радость всегда сменяется тревогой, бурей, но где-то далеко в душе есть надежда на светлое радостное чувство».
Результатом глубокого анализа произведений является выразительное чтение.
Драма – еще один род литературы. Она предназначена для постановки на сцене и написана в форме монологов и диалогов. Характеры героев в драме раскрываются в действии, в поступках героев, их речах. При анализе драматического произведения составляем сюжетную цепочку, что помогает лучше ориентироваться в тексте. А затем, сопоставляя характеры героев, через систему образов
, выходим на идею: «Дружба помогает в беде»
Анализируя систему образов, видим, что в драме нет автора, он лишь поясняет актерам, как осуществить задуманное им, а сам в действии не участвует. Пояснение о месте действия, обстановке, одежде действующих лиц, их душевном состоянии, движении, жестах, интонации автор дает в ремарках.
Полученные знания учащиеся закрепляют, читая по ролям и инсценируя на сцене.
Таким образом, анализ художественных произведений способствует общему и литературному развитию ученика, формирует у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы.
В результате работы 24% моих учащихся к концу 4 кл. уже с первого раза (без анализа текста) могут выделить главную мысль из услышанного или прочитанного текста.
31% учащихся владеет выразительным чтением при первом прочтении текста, исходя из типа текста, т. е. умеют использовать паузы (логикограмматические, психологические и ритмические - при чтении стихотворений); ставить логическое и психологическое ударение, находить нужную информацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать громко и внятно.
75% ребят могут ответить на проблемные вопросы, которые ставит перед ними художественный текст.
Таким образом, большинство учащихся, оканчивающих начальную школу, овладевают общими подходами к произведению как художественному тексту, умениями анализировать текст: увидеть и описать образы, вычленить композицию произведения, через художественные средства выйти на понимание позиции и идеи автора. У них сформирована потребность к чтению, умение размышлять над прочитанным, учащиеся умеют доказывать свою точку зрения.
Учащиеся отмечают, что литературное чтение дает им "знания", "развитие памяти", "развитие речи", "удовольствие", "делает жизнь интереснее", "знакомит с творчеством поэтов и писателей", "в своей жизни не повторять ошибки героев".
За время обучения литературному чтению читательская деятельность учащихся качественно меняется:
· у детей закрепляется желание и умение думать над книгой, т. к. учащиеся все время следят за взаимоотношениями героев, их поступками, мотивами поступков и их последствиями;
· в связи с этим у них развивается личная заинтересованность в судьбе героя, а чтение становится серьезным и толковым;
· при этом у детей совершенствуется читательская память, воображение, чувство слова и эмоции, вызванные интересными переживаниями за героев произведений;
· по ходу чтения у детей расширяются читательский кругозор и познавательные интересы, т. к. им приходится обращаться к ряду книг, чтобы ответить на те вопросы, которые появились в ходе работы над произведением;
· появляется желание создать новое произведение самому.
Проведя ребенка по ступенькам познания художественного произведения, помогая ему подняться на вершину авторского восприятия мира, мы не только создаем условия для развития ученика в «зоне ближайшего развития», но и значительно обогащаем его интеллектуально – формируем познавательный и нравственно-эстетический опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя, т. е. формировать себя как личность.
Список литературы:
Программа для четырехлетней начальной школы (Система начального обучения ). - М.: Институт инноваций в образовании им. : Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002.
Лазарева анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. – М.: Институт инноваций в образовании им. : Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001.
Лазарева рекомендации к учебнику «Литературное образование» для 1, 2, 3, 4 класса. – М.: Институт инноваций в образовании им. : Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001.
Лазарева , лирика и драма. Ж. «Литература в школе» №1, 2, 3, 1996г.
Лазарева и технология анализа художественного текста на уроках «Литературного чтения». Газета «Начальная школа № 4, 2003
Локалова Н.П. «Стадии овладения учениками литературным текстом», - (НШ,№7-2001)
Ушинский К.Д. «Родное слово» («Антология педагогической мысли России»,-М, «Педагогика» 1998)
Ушинский К.Д. «Руководство к преподаванию по «Родному слову» - Собрание сочинений, т.2, М., - «Просвящение», 2000
Конец формы