Файл: Контрольная работа Белайчук Дарья Константиновна специальность 44. 02. 02.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Новосибирской области
ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1
им. А.С. Макаренко»
Педагогика
домашняя контрольная работа
Белайчук Дарья Константиновна
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Курс 3, группа 321-ПНК-2022
Преподаватель:
Артемова Елена Владимировна
Контрольная
работа проверен
« »_______________________________
Зачтено/не зачтено
Преподаватель (подпись) _______________
Новосибирск, 2023
Когда хотят охарактеризовать человека, то часто говорят о нем то как о личности, то как об индивиде, то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются.
Индивид – человек в отдельности (о животном – особь). Понятие индивида характеризует телесное бытие человека, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом.
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Это выделенность личности из сообщества, оформленность её уникальности и неповторимости. Индивидуальность предполагает определённость собственной позиции в жизни. Если индивидуальность фиксирует выделенность из социальных отношений, то личность, напротив, фиксирует социально значимые качества человека, включённость в общественные отношения. Индивидуальность возникает при встрече человека с самим собой, личность – при встрече человека с другими людьми.
Человек, развивающийся в обществе, вступивший с помощью языка в общение с другими людьми, становится личностью. Главное в характеристике личности – ее общественная сущность. Исходя из этого, личность можно рассматриваться как субъект и объект социальных отношений.
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Структура личности по З. Фрейду включает три компонента:
-
Ид (Оно) – примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности; функционирует в бессознательном, подчиняясь принципу удовольствия. -
Эго (Я) – сознание, компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. -
СуперЭго (СверхЯ) – моральный контроль, нормы общества.
Функция Эго заключается в устранении противоречий между Ид и СуперЭго: поведение должно строится таким образом, чтобы и удовольствие было получено, и нормы общества соблюдались.
Структура личности (по А.В.Петровскому) включает следующие компоненты:
Интраиндивидная подсистема – системная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека.
Однако личность нельзя изучить вне системы ее общественных отношений и взаимосвязей.
Интериндивидная подсистема – личность в системе своих отношений с другими людьми (вне органического тела индивида).
Метаиндивидная подсистема – «вклады» личности в других людей, которые субъект осуществляет посредством своей деятельности (продолжение себя в других). Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них «вкладов» называется персонализацией. Индивид уходит из жизни, но персонализированный в других людях он продолжает жить (дела, ученики, предметы материальной культуры). При разрушении целостной структуры личности это звено ее сохраняется.
Итак, в данную структуру личности входят три образующие: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях.
Структура личности по К.К. Платонову включает следующие компоненты:
Подструктуры | Подструктуры подструктур | Основные виды формирования |
Направленность | Убеждения Мировоззрение Идеалы Стремления Интересы влечения | Воспитание |
Опыт | Привычки Навыки Умения | Обучение |
Свойства психических процессов | Воля Чувства Восприятие Мышление Ощущения Эмоции Память | Упражнение |
Биопсихические свойства | Темперамент Возрастные Половые | Тренировка (повторение) |
Основные положения теории Леонтьева:
Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.
Структура деятельностной теории
Деятельностная теория А. Н. Леонтьева рассматривает мотивы и потребности человека в контексте деятельности. Леонтьев разделил ее на несколько уровней:
Первый уровень - деятельность. Она характеризуется определенными потребностями и мотивами, исходя из которых формируется определенная цель или задача.
Второй уровень — действия, которые подчиняются достижению цели.
Третий уровень — операции. Это способы осуществления действий, зависят от условий достижения конкретной цели.
Четвертый уровень — психофизиологические функции. Является самым низким уровнем в структуре деятельности, характеризуется физиологическим обеспечением психических процессов, то есть способность человека мыслить, чувствовать, двигаться и запоминать.
Теория Леонтьева дает подробное описание структуры деятельности и определяет ее связь с потребностями и мотивами, побуждающими человека к разного рода активности.
Таким образом Леонтьев показал связь внешних практических действий и поведения человека - с внутренними процессами психических действий и сознанием человека. В теории деятельности Леонтьева, основными ее видами являются: трудовая, познавательная, игровая.