Файл: 1. Понятие persona Правовое положение рабов Правовое положение вольноотпущенников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 4. ЛИЦА Основные вопросы
1. Понятие persona
2. Правовое положение рабов
3. Правовое положение вольноотпущенников
4. Правовое положение римских граждан
5. Правовое положение латинов и перегринов
6. Понятие и виды юридических лиц по римскому праву
1. Понятие persona Лицо – это субъект права, способное обладать юридическими правами и нести обязанности. Способность обладать правами называется правоспособностью. Правоспособность имеет ввиду не одних только физических лиц, те. людей, поскольку право признает правоспособность также и за некоторыми абстрактными образованиями, которые также являются носителями прав и обязанностей в имущественных отношениях. В целях большей ясности субъект-человек определяется как физическое лицо, а субъект-сущность – как юридическое лицо. Древний Рим был рабовладельческим государством и поэтому признавал физическим лицом (persona) далеко не каждого человека. Субъектом права признавался только свободный человек, поэтому рабы рассматривались не как субъекта как объект права (говорящее орудие. В Риме полная правоспособность (caput) складывалась из трех основных элементов (состояний
1) status libertatis – состояние свободы. С этой точки зрения различались свободные и рабы. Гай поэтому поводу замечал Основное членение вправе лиц сводится к тому, что все люди либо свободные, либо рабы
2) status civitatis – гражданское состояние. С этой точки зрения различались римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины и вольноотпущенники. Со временем различия в правоспособности свободного населения разных групп стали исчезать, ив г. н.э. император
Каракалла издал эдикт о даровании прав римского гражданства всем провинциалам (не гражданам
3) status familae – семейное состояние. С этой точки зрения различали отцов семейств (pater familias) и подвластных им лиц. Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis deminutio. Изменение в status libertatis называлось capitis deminutio maxima (наивысшее,
наиболее существенное изменеие status civitatis называлось capitis deminutio media (среднее изменение status familae обозначалась как capitis deminutio minima (наименьшее.
2. Правовое положение рабов В различные исторические эпохи положение рабов менялось. В архаический период они мало ощущали тяжесть своего положения. Тогда они рассматривались как помощники хозяина в обработке небольшого семейного надела, хозяин лично знал их и рассматривал как ценную принадлежность своего хозяйства, почему защищал. Рабы зачастую испытывали к хозяину чувство преданности и покорности. В связи с войнами Рима положение рабов изменилось. Их численность неимоверно возросла за счет захвата бесчисленных пленных, которые по завершении войны продавались оптом с торгов и аукционов. Богатые семейства имели десятки тысяч рабов и они зависели уже не столько отличной воли хозяина, сколько от приставленных надсмотрщиков и подчинялись жесточайшей дисциплине. Бегство рабов стало настолько распространенным, что обычно после покупки на шее раба запаивали ошейник с выгравированной надписью с обещанием вознаграждения тому, кто вернет беглого раба. Охота на беглых с собаками-ищейками стала профессией. Об отношении крабам в эпохи поздней республики и принципата свидетельствует труда по сельскому хозяйству известного римского писателя
Варрона (I в. до н.э.). Он делит все сельскохозяйственные орудия на немые например, повозки, мотыги и т.д.); издающие нечленораздельные звуки скот) и одаренные речью (рабы. Поэтому он называет рабов instrumentum vocale – говорящие орудия. В эпоху домината положение рабов стало меняться в лучшую сторону. Раба теперь нельзя было убить безосновательно (это приравнивалось к убийству чужого раба, его нельзя было отдать в гладиаторы без разрешения магистрата, к старости раб мог получить свободу и т.д. Более того, в эпоху домината рабы стали получать в управление и пользование часть имущества рабовладельца (пекулий), те. получили некоторые имущественные права, в т.ч. и возможность обязываться по договорам. Это положение является тем более важным, если учесть, что в дальнейшем рабовладелец стал отвечать по обязательствам своего раба. Способный раб получил возможность накопить себе состояние и выкупить у хозяина свободу.

Сточки зрения частного права раб рассматривался не как субъекта как объект права (res mancipi – ценная вещь, наряду с землей и домашним скотом, почему не обладал правоспособностью, те не имел личных и имущественных прав и не мог быть стороной в суде. Это давало возможность хозяину иметь беспредельную власть над рабом он мог не только безжалостно его эксплуатировать, но ив любой момент продать (как обычную вещь) и даже убить. Не обладая правоспособностью, раб в некоторых случаях обладать дееспособностью. Это объясняется интересами его хозяина, стремившегося получить от раба наибольший доходи с этой целью предоставлявший ему пекулий. Пекулий – это имущество (скот, земля и т.д.), выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба. Управляя им, раб по необходимости вступал в сделки купли-продажи, найма и др. В пределах пекулия за этими сделками признавалась юридическая сила рабы могли обязываться, но все ими приобретенное поступало в имущество господина. В случае, если раб не выполнял обязательство по сделке перед третьим лицом, оно имело право предъявить рабовладельцу иск, но только в пределах стоимости пекулия (если раб купил что-то на 700, а стоимость пекулия составляло 500, то иск мог быть предъявлен только на 500). Если раб совершал правонарушение (например, уничтожил или повредил чужую вещь, то потерпевший мог предъявить к рабовладельцу ноксальный иск
(actio noxalis). В этом случае рабовладелец был обязан или возместить вредили выдать раба, причинившего вред. Рабство устанавливалось следующими способами (1) рождением от матери-рабыни; (2) пленение или даже захват не гражданина Рима (3) продажа в рабство гражданина за Тибр (существовало только в древнейшую эпоху (4) присуждение свободного к смертной казни или к работам на рудниках.Прекращалось рабство отпущением на свободу.
3. Правовое положение вольноотпущенников Вольноотпущенник
– это раб, отпущенный на свободу. Вольноотпущенник приобретал права латина или римского гражданина, однако это не препятствовало наличию ограничений в его правоспособности. Самое главное заключалось в том, что бывший раб оставался зависимым от своего господина (патрона

1) бывший раб должен был почитать своего господина. На практике это означало запрет на обращение в суд против господина, и, следовательно, бывший раб оставался фактически беззащитным против произвола патрона
2) бывший раб был обязан оказывать разного рода услуги патрону, в т.ч. и имущественного характера
3) патрон имел право на часть наследства вольноотпущенника, а также на получение от него алиментов.
4. Правовое положение римских граждан Пользование благами римского гражданства, civitas Romana, образовывало наилучшее состояние, поскольку лишь гражданин обладает полнотой общественных и частных прав в сфере ius civile. Гражданство приобреталось в Риме по праву крови у родителей- граждан ребенок рождался гражданином. Когда гражданином являлся лишь один из родителей, состояние ребенка определялось тем, состояли ли родители в законном браке. В этом случае ребенок наследовал состояние отца. Если родители не состояли в законном браке, он наследовал состояние матери. Римское гражданство мог приобрести раб, отпущенный на свободу в цивильной форме. Кроме того, гражданство можно было приобрести по специальной законодательной льготе (например, латин, бывший в своем городе магистратом) и пожалования (например, одержавшим победу войнам. В имперский период римское гражданство стало постепенно распространяться на свободных жителей империи благодаря пожалованиям императора. В знаменитом эдикте от 212 г. н.э. император Антонин
Каракалла пожаловал римское гражданство всем свободным жителям империи. Прекращалось римское гражданство либо смертью, либо capitis deminutio maxima. Эта последняя в эпоху Юстиниана наступала в случае присуждения к наиболее тяжелым уголовным наказаниям, а также (как ив предшествующее время) пленением римского гражданина врагами. В случае, если пленному удавалось возвратиться на римскую территорию, он восстанавливался во всех правах римского гражданина. Правоспособность римского гражданина в частной сфере складывалась из четырех элементов (1) ius commercii – право совершать юридические действия в формах и с результатами, установленными ius civile; (2) ius connubii – право вступать в законный брак, в результате которого дети

получали права римского гражданства (3) testamenti factio – право отказывать по завещанию и получать по нему (4) patria potestas – абсолютная юридическая власть, личная и имущественная, признаваемая зав отношении его потомков. Дееспособность в Риме зависела, прежде всего, от возраста. Римское право различало (1) полностью недееспособных лиц (до 7 лет (2) лиц м.п. от 7 до 14 лет, женского – от 7 до 12 лет. Данные лица имели право самостоятельно заключать сделки, но только те, которые увеличивали их имущество. На иные сделки требовалось разрешение отца или опекуна (3) лиц в возрасте от 14 до 25 лет. По общему правилу слета женщин – слет) лицо становилось полностью дееспособными могло заключать любые сделки. Однако по просьбе данных лиц им мог быть назначен попечитель. С этого момента дееспособность данных лиц ограничивалась, т.к. они уже не могли без согласия попечителя совершать сделки, влекущие уменьшение их имущества. В тоже время такие лица могли самостоятельно совершать завещания, а также самостоятельно вступать в брак. Независимо от возраста ограничивались в дееспособности лица, страдавшие психическими болезнями, телесными недостатками, а также расточители. Женщина могла управлять и распоряжаться своим имуществом, только если не состояла под властью отца или мужа. Особым обстоятельством, которое ограничивало правовое положение гражданина, являлось умаление чести и бесчестие (infamia). Состояние бесчестие наступало из-за: (1) осуждения за преступление или за иное особо порочащее правонарушение (например, за нарушение условий договора товарищества, где предполагается особая честность и взаимодоверие его участников (2) нарушения правовых норм, касающихся брака (например, вступление вдовы в новый брак до истечения года после смерти первого мужа (3) занятия позорным делом (например, проституция, сводничество и др. Гражданин, признанный бесчестным, лишался права представлять интересы других лиц в процессе, не мог вступать в законный брак со свободнорожденным лицом, ограничивался в ряде наследственных прав и т.д. Утрачивалось римское гражданство вместе со свободой, как побочное следствие наказания (высылка на остров, добровольного отказа от гражданства при переезде в колонию и принятию status latinus coloniarius.

5. Правовое положение латинов и перегринов
Латины первоначально делились на две группы Древние латины – это жители Лациума, которые получили латинское гражданство до середины III в. н.э. В имущественной сфере древние латины имели такие же права, что и римские граждане, однако они обладали меньшими правами в публично-правовой сфере (не имели права участвовать в народном собрании, занимать выборные должности, составлять народную армию Рима и др. Просто латины были полностью лишены публичных прав и несколько ограничивались в имущественных (они, например, не могли составлять завещаний. Такое неравноправие между римлянами и латинами вызвало у последних протест, что в конце концов привело к Союзнеческой войне (90 –
89 гг. до н.э.), после которой все латины получили те же права, что имел римский гражданин.
Перегрины – это лица иностранных государств, оказавшиеся на территории Древнего Рима. Перегринами также считались и римские поданные, которые не обладали ни римской, ни латинской правоспособностью. Первоначально перегрины были совершенно бесправными, т.к. не имели ни имущественных, ни публичных прав и поэтому не могли защищать свои права в римском суде. Однако по мере развития торгового оборота перегрины стали пользоваться защитой преторского права, а в 212 г. н.э. император Каракалла даровал им права римского гражданства. С этого года правоспособность римских граждан и перегринов стала одинаковой.
6. Понятие и виды юридических лиц по римскому праву Римское право не выработало четкого и ясного понятия юридического лица, т.к. предполагалось, что носителями прав могут быть только граждане. Однако это не значит, что такого понятия не было вовсе. Уже в законах XII таблиц упоминаются разного рода корпорации религиозного и профессионального характера. В дальнейшем, по мере развития торгового оборота, была установлена нераздельность и обособленность имущества корпораций, поэтому выход одних ее членов и вступление новых на судьбе корпорации не отражались, те. фактически признавалось наличие особого субъекта права.

Римский юрист Марциан замечал, что театры, ристалища и подобное имущество принадлежит самой общине как некоему целому, а не ее отдельным членам. Алфен замечал, что в легионе одни солдаты убывают, а другие прибывают, но легион остается тем же самым. Ульпиан отмечал, что для корпорации неважна смена членов, т.к. долги корпорации не являются долгами ее членов и права корпорации не принадлежат ее отдельным членам. Таким образом, римские юристы отмечали, что права и обязанности корпорации не принадлежат ее членам, а только корпорации в целом, имеющей самостоятельное существование. Римские юристы говорили, что корпорация действует вместо физического лица или на положении лиц в нее входящих. Отсюда, средневековые комментаторы римского права создали теорию фикции юридического лица. На определенном этапе развития римского права появились и
«муниципиции» – муниципальные образования, за которыми были признаны помимо всего прочего также права истца и ответчика, те. гражданско- процессуальная правоспособность. Со временем как некое единое целое стало рассматриваться и государственное имущество (казна, от имени которого выступает магистрат. Римское право знало три разновидности юридических лиц частные корпорации, муниципии, казна (государственное имущество. Корпорации создавались по религиозному или профессиональному признаку (например, союзы ремесленников, торговцев, булочников и т.д.). Сперва допускалась почти полная свобода создания корпораций, лишь бы их устав не противоречил законам. С переходом к монархии корпорации стали вызывать подозрение у властей, и поэтому практически все они (кроме древнейших) были распущены. После этого был издан закон, существенно затруднявший создание новых корпораций, т.к. на их образование теперь требовалось специальное разрешение Сената, а иногда еще и санкция самого императора. Дела корпорации вели избиравшиеся для этой цели физические лица. Все имущество, закрепленное за корпорацией, принадлежало самой корпорации, и поэтому выбывающий не имел права требовать выдела какой- либо доли. И только в случае прекращения деятельности корпорации ее имущество делилось между последним составом ее членов. Минимальное число членов корпорации определено не было, однако на практике их должно было быть не менее трех.

Муниципии обладали более широкой правоспособностью, чем корпорации. Так, помимо собственно имущества и органов управления муниципии изначально обладали правом получать имущество по завещательным отказам. Корпорации же такое право получили лишь со II в.н.э. Муниципии могли свободно назначаться наследниками, а корпорации – только при наличии специальной привилегии. Государственная казна (фиск) имела особый (привилегированный) статус. Так, на фискальное имущество не распространялись сроки давности, исковые требования фиска имели преимущественно на удостоверение по сравнению с иными требованиями, существовали ограничения по ответственности самого фиска перд третьими лицами и т.д. Уже под конец существования Древнего Рима как государства появился новый, особый вид юридического лица – учреждения. Сперва данный статус получили церкви, а в дальнейшем – все благотворительные союзы.