Файл: Движение неотъемлемая часть материи. Материальная точка. Система отсчета. Относительность движения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дата:                                                                                          Класс: 9 урок 1

Тема:Движение – неотъемлемая часть материи. Материальная точка. Система отсчета. Относительность движения.

Цель урока:Знают понятия материальной точки, определение механического движения, системы отсчета. Знают алгоритм решения задач на относительность движения.

ввести понятия: механическое движение, траектория путь; доказать, что покой и движение — понятия относительные; обосновать необходимость введения идеализированной модели — материальной точки, системы отсчета.

Ожидаемый результат:

умение аргументировать собственную точку зрения, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах




Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель.




5 мин.

II. Проверка домашней работы.Что изучает кинематика? динамика?

В чем заключается главная задача механики?

Какие явления должны уметь объяснять?

Проблемный эксперимент.

— Какое тело падает быстрее: лист бумаги или книга?

— Какое тело падает быстрее: развернутый лист бумаги или такой же лист, сложенный в несколько раз?

Почему не вытекает вода из дырки в банке, когда банка падает?

Что произойдет, если на край листа бумаги поставить бутылку с водой и резко дернуть в горизонтальном направлении? Если тянуть за бумагу медленно?

2. Примеры покоящихся и движущихся тел. Демонстрации.

О Скатывание шарика по наклонной плоскости.

О Движение шарика вверх по наклонной плоскости.

О Движение тележки по демонстрационному столу.

Ученики отвечают на вопросы учителя.




20 мин.

III. Актуализация знанийИндивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание:

По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал.

Всякое движение относительно. Это означает, что одно и то же тело одновременно и движется, и покоится. Движется относительно одних тел и одновременно покоится относительно других. Мы все, земляне, можем покоиться относительно своего письменного стола и одновременно всегда движемся относительно Солнца.

В задачах на относительность движения часто приходится пользоваться правилом сложения скоростей. Правило сложения скоростей:

 +

скорость тела относительно неподвижной системы отсчета равна сумме скорости тела относительно подвижной системы отсчета и скорости самой подвижной системы относительно неподвижной, где

 

скорость тела относительно НСО
скорость тела относительно ПСО

скорость ПСО относительно НСО

Это правило применимо только к классическим скоростям, т.е. скоростям, значительно меньшим скорости света в вакууме (т.е. к скоростям порядка 106 м/с и меньше).

1) Если система отсчета и тело в ней движутся в одном направлении, то

Например, если поезд движется со скоростью 16 м/с относительно вокзала, а пассажир по ходу поезда бежит со скоростью 2 м/с относительно полок вагона, то скорость пассажира относительно вокзала равна 18 м/с.

2) Если система отсчета и тело в ней движутся в противоположных направлениях, то

Например, если в предыдущем примере пассажир будет бежать навстречу ходу поезда, то скорость, с которой он будет удаляться от вокзала, будет равна 14 м/с.

3) Если в подвижной системе отсчета, движущейся со скоростью относительно неподвижной системы, тело станет двигаться со скоростью  относительно подвижной системы под углом  к направлению ее движения, то для определения модуля скорости тела относительно неподвижной системы придется применить теорему Пифагора или теорему косинусов — в зависимости от величины угла .

Например, если скорость течения v0 =1 м/с, а лодка переплывает реку со скоростью v1 = 2 м/с относительно воды перпендикулярноберегу (рис. 10), то скорость лодки относительно берега будет, согласно теореме Пифагора, равна

 

!!! Если в условии сказано, что лодка переплывает реку по кратчайшему пути, значит, ее скорость относительно берега  направлена перпендикулярно берегу, а скорость лодки относительно воды направлена под тупым углом к вектору скорости течения (рис. 11). В таком случае скорость лодки относительно берега можно определить по теореме Пифагора:

а время t, за которое лодка переплывет реку шириной Н, двигаясь с этой скоростью, можно найти как отношение этой ширины к скорости лодки относительно берега:
Если говорится о минимальном времени, за которое лодка переплывет реку, то теперь перпендикулярно берегу надо направить вектор скорости лодки относительно воды под прямым углом к течению, как на рис. 12. В этом случае минимальное время t будет равно отношению ширины реки к скорости лодки относительно течения:

Таким образом, если вам нужно переплыть реку как можно быстрее, значит, надо грести перпендикулярно течению.

4) Если два тела сближаются или удаляются друг от друга, т.е. движутся в противоположных направлениях со скоростями v1 и v2относительно неподвижных объектов, то их скорость v относительно друг друга будет по модулю равна сумме их скоростей относительно неподвижных объектов:

 

Задание для группы:

 

1 группа: Два тела движутся равномерно во взаимно перпендикулярных направлениях со скоростями 3 м/с и 4 м/с. Их скорость относительно друг друга равна…

 

1) 2 м/с         2) 3,5 м/с            3) 5 м/с           4) 7 м/с

 

2 группа:  Два автомобиля движутся по взаимно перпендикулярным дорогам. Скорость первого автомобиля относительно дороги v, а модуль скорости второго автомобиля относительно первого равен v . Чему равна скорость второго автомобиля относительно дороги?

 

1) 0,5v            2) 3v                 3) v                  4) 2v

 

3 группа:  Два автомобиля движутся по прямым шоссе со скоростями 15 м/с и 20 м/с. Угол между шоссе составляет 600. Модуль относительной скорости автомобилей примерно равен…

 

1) 5 м/с          2) 18 м/с                3) 25 м/с          4) 35 м/с

 

4 группа:  Два поезда движутся навстречу друг другу со скоростями 36 км/ч и 54 км/ч. Длина первого поезда 40 м, длина второго 50 м. В течение какого времени поезда будут проезжать мимо друг друга?

 

1) 10,5 c            2) 2,4 с             3) 8,4 с                 4) 3,6 с




10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Броуновское движение» проводит закрепление урока.Ответьте на вопросы письменно (да или нет):

— Можно ли считать Луну материальной точкой:

— при расчете расстояния от Земли до Луны?

— при измерении ее диаметра?

— при посадке космического корабля на ее поверхность?

— при определении скорости ее движения вокруг Земли?

— Можно ли считать человека материальной точкой, если он:

— идет из дома на работу?

— выполняет гимнастические упражнении?

— совершает путешествие на пароходе?

— А при измерении роста человека?

 

Ученики делают внутренний и внешний круг. Демонстрируют свои знания.




5 мин.

V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.- Чему научил вас урок?
— Какое впечатление осталось у вас от урока?

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки 

стикеры

 2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

дополнительная информация




дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
















рефлексия.были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?




Итоговая оценкаКакие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1. 

2.

 

 

 

1.

 

2.








Предмет физика

Класс 9

№ урока 2

Дата 8.09

Тема урока Векторы и действия над ними. Проекция вектора на координатную ось.

Цель урока:

Учащиеся будут знать понятие векторов и операции над ними. А также определят проекции вектора на координатные оси и перечислят действия над ними.

Критерииуспеха

Все учащиеся смогут: 

Четкое различие между векторными и скалярными величинами, правила действия над векторами. Что называется проекцией вектора; правила работы с проекциями векторов 

Большинство учащихся будут уметь: 

определять направление вектора по проекции векторов, строить проекцию вектора 

Некоторые учащиеся смогут:

применять правила векторов в решении графических задач

Формы работы

Индивидуальная и самостоятельная

Использование модулей

1.      Обучение талантливых и одарённых детей2.      Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

3.      Новые подходы в преподавании и обучении

4.      Оценивание для обучения и оценивание обучения

Межпредметные связи

Математика. Действия с векторами, проекции векторов.

Ресурсы

проектор, компьютер, презентация к уроку 

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.      Организационный момент

1 мин

Организую начало урока с позитивного настроя. Провожу тренинг «Мы похожи»Сидя в паре друг другу

– Ты похож на меня тем, что…

– Я отличаюсь от тебя тем, что…

По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

Проводят диалог

    II.    Вызов

2 мин

Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»1.                  Что называется механикой?

2.                  На какие виды делится механика?

3.                  Что называется кинематикой?

4.                  Существует ли в природе тело,  находящееся в покое?

5.                  Приведите примеры, что и покой относителен.

6.                  Что называется материей? Каковы её основные свойства?

7.                  Что называется материальной точкой? Примеры.

8.                  Что называется системой отсчёта?

9.                  Что называется системой координат?

10.              Что называется относительностью движения?

 

Отвечают

III.     Осмысление

20 мин

Проекция вектора – величина скалярная, взятая со знаком «+» или  «-« 

 

 

Проекцию считают положительной, если от проекции начала до проекции конца вектора нужно идти по направлению самой оси. В противном случае проекция вектора отрицательна.

Проекция вектора обозначается той же буквой, что и вектор только без стрелки и с индексом оси.

ü  Если вектор параллелен оси, то модуль его проекции будет равен модулю самого вектора, взятого с положительным знаком.

ü  Если вектор параллелен оси, но противоположен по направлению, то модуль его проекции будет равен модулю самого вектора, взятому с «-« знаком.

ü  Если вектор перпендикулярен оси, то при любом направлении вектора его проекция на ось =0.

Аналогично можно определить проекции векторов и на ось y.

Проекции суммы и разности векторов.

Правило: Проекция суммы векторов на координатную ось равна алгебраической сумме проекций складываемых векторов на ту же ось.

Проекции векторов перемещения и координаты тела.

Если  известен вектор перемещения, то известна и его проекция на координатную ось. А проекция вектора связана с координатой тела.

 

Изобразим 2-х мерную систему координат yox.  Тело совершило перемещение из т. Мв т. М.

S=М0 М

М00;y0)  ; М(х;y)

Длина отрезка, т.е. численное значение проекций равно изменению координат.

Sx=x-x0      x=x0+Sx

Sy=y-y0        y=y+Sy

 

Записывают новую тему в тетрадь 

Следят за объяснением учителя

 IV.    Рефлексия учебной деятельности

20

·         Работа со слабоуспевающими.Вопросы для самоконтроля учебника стр. 14 упр 1(1),упр 2(1)

·         Работа одаренных учащихся по карточкам

·         Тонкие вопросы по пройденной теме:

1.    Что называется вектором? Изображение вектора. Примеры.

2.    Что называется скаляром? Примеры.

3.    Чем отличаются векторные величины от скалярных?

4.    Как производится сложение векторов?

5.    Как производится вычитание векторов?

6.    Что называют проекцией вектора?

7.    Когда проекцию считают положительной, а когда отрицательной?

1.      Существует ли в природе тело, находящееся в абсолютном покое?

2.      На каких примерах можно объяснить, что и покой относителен?

3.      Что называют материей в науке и каковы ее основные свойства?

4.      Как устанавливаются законы, характеризующие свойства материи?

5.      Приведите примеры векторных величин. Как они обозначаются?

6.      Чем отличаются векторные величины от скалярных?

7.      Как производится сложение двух или нескольких векторов?

8.      Как производится вычитание векторов?

9.      Два вектора равны по модулю, но противоположны по направлению. Можно ли сказать, что они равны?

10.  В каком случае модуль суммы двух векторов равен сумме их модулей?

11.  В каком случае модуль суммы двух векторов равен разности их модулей?

12.  Как умножать (делить) вектор на скаляр?

13.  Почему в механике вектор перемещения имеет более широкое значение, чем путь, пройденный телом?

8.

 

· Отвечают устно.· Выполняют самостоятельно.

· Отвечают устно.

V.          Итоги урока.

Домашнее задание

1 мин

Выставление оценок в журнал§ 2,3

упр. 1(2,3)

упр. 2(2,3)

 

Отвечают

 VI.            Рефлексия эмоционального состояния

1 ми

Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…) 








Тема урока

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение 




урока







Цели урока

Образовательные:1.   сформировать понятие прямолинейного равноускоренного движения, ускорения; рассмотреть основные характеристики равноускоренного движения;

2.   построить графики скорости равномерного и равнопеременного движения;

3.   продолжить формирование  знаний по физическим основам получения переменного тока.

Развивающие:

1.   развивать практические умения учащихся: умение анализировать, обобщать, выделять   главную мысль из рассказа учителя и делать выводы;

2.   развивать умение применять полученные знания в новых условиях.

Воспитывающие:

1.  расширить кругозор учащихся о видах механического движения (в частности, о прямолинейном равнопеременном (равноускоренном) движении);

2.  отрабатывать навыки учебного труда по составлению опорного конспекта (схемы) материала.

 




Тип урока

изучение и первичное закрепление новых знаний 




Формы работы на уроке

Эвристическая беседа, составление опорного конспекта (схемы), наблюдение, фронтальная работа, работа в группах, индивидуальный опрос (работа в тетрадях, рефлексия) 




Методы обучения

Проблемно-поисковый,  репродуктивный 




Средства обучения

— рабочие тетради,  цветные мелки, бланки для рефлексии;— компьютер, проектор, экран;

— флеш-анимации

— OMS-модули «Траектория, путь и перемещение», «Ускорение» (интерактивные и демонстрационная модели)

 




Демонстрации

«График скорости равномерного движения» и «Определение пути равнопеременного движения по графику скорости»«Ускорение автомобилей», «Равнопеременное движение», «Равноускоренное движение тела»

«Равнопеременное (равноускоренное) движение»

 




Этапы урока




Оргмомент

Установление готовности класса к уроку. 




Мотивация

Ребята (3-4 человека), подойдите по очереди к доске и нарисуйте цветными мелками на этой импровизированной карте села свой путь от дома до школы (остальные в тетрадях рисуют свои маршруты)…Посмотрите, сколько разных линий получилось. И по форме, и по длине. Что мы можем определить по данным рисункам?..OMS-модуль «Траектория, путь и перемещение»

А теперь подпишите над своими дорогами приближённое количество затраченного времени и примерное расстояние. Рассчитайте свою скорость. И вспомните, вы по пути не останавливались? ни за кем не заходили? никого не догоняли?.. Да, у многих из вас скорость имела по несколько разных значений. А можете вы сказать, как быстро вы увеличивали или уменьшали свою скорость?.. Обратимся к науке. Какой раздел механики нам может помочь в вопросах, связанных с описанием движения?

 




Актуализация знаний

Кинематика

Кинематика — (от греч. kinematos — движение), раздел механики, в котором изучаются геометрические свойства движения тел без учета их массы и действующих на них сил. Напомните, пожалуйста, основные характеристики движения…
Итак, что изучает кинематика?
Виды движения:
Прямолинейное:

  • Равномерное

  • Неравномерное (равноускоренное и с переменным ускорением)

Криволинейное:

  • Равномерное движение по окружности

  • Ускоренное движение по окружности

Вращательное:

  • Равномерное вращение

  • Вращение с ускорением

Колебательное:

  • Гармонические колебания

  • Негармонические колебания

Остановимся на уже знакомом вам прямолинейном движении, а именно: равномерном…  флеш-анимация «График скорости равномерного движения»

Теперь обратим свои взоры и мысли на неравномерное движение. Кто как себе представляет этот вид движения?.. Приведите примеры…

Внимание на экран: флеш-анимация «Определение пути равнопеременного движения по графику скорости»

 




Изучение нового материала

При неравномерном движении мгновенная скорость тела непрерывно изменяется: от точки к точке, от одного момента времени к другому. Как же вычислить скорость в любой момент времени?
Для этого нужно знать, как быстро изменяется скорость, или, другими словами, каково ее изменение в единицу времени.
Для простоты мы будем рассматривать такое неравномерное движение тела, при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково. Такое движение называется равноускоренным.
Движение, при котором скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково, называют равноускоренным движением.
Если в некоторый начальный момент времени скорость тела равна , а через промежуток времени t она оказывается равной , то за каждую единицу времени скорость изменяется на
Величина характеризует быстроту изменения скорости. Ее называют ускорением и обозначают буквой : (1)
Ускорением движущегося тела называют величину, равную отношению изменения скорости тела к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло.
Если ускорение тела по абсолютному значению велико, то это значит, что оно быстро набирает скорость (когда тело разгоняется), или быстро теряет ее (при торможении).
Если ускорение известно, то можно вычислить значение скорости тела в любой момент времени, если известно еще и значение начальной скорости .
Действительно, из формулы (1) следует, чтоУскорение и нужно знать для вычисления скорости .
Так как ускорение равно произведению векторной величины на скаляр , оно само является векторной величиной.В каких единицах измеряют ускорение?
Так как , то абсолютное значение ускорения равно единице, если равно единице абсолютное значение изменения скорости и равен единице промежуток времени.
За единицу ускорения принимают ускорение такого движения, при котором за единицу времени скорость изменяется на единицу скорости.
В системе единиц СИ скорость измеряется в метрах в секунду, а время — в секундах, так что ускорение измеряется в метрах в секунду за секунду или в метрах на секунду в квадрате м/с2.




Усвоение нового материала

OMS-модуль «Ускорение»:Интерактивные модели «Ускорение автомобилей», «Равнопеременное движение», «Равноускоренное движение тела»

Демонстрационная модель «Равнопеременное (равноускоренное) движение»

Работа в группе: обсуждение какие уравнения движений относятся к равномерному движению. Почему два уравнения не относятся к равномерному движению? Какие признаки гоорят об этом? Какой вид движения они могут характеризовать? Что мы знаем об этом движении? Что необходимо узнать еще?

-Постановка целей урока для учащихся.

-Объяснение нового материала.

-Работа в группе: построить графики скорости на одной координатной плоскости. Сравнить их и найти особенности этих графиков. Сделать вывод о направлении графиков.

-прочитать текст задачи, подчеркнуть ключевые слова, записать краткую запись задачи в тетрадь. Записать формулу и решить задачу.

— решение аналогичных задач.

Сильные учащиеся решают три задачи.

 




Домашнее задание

конкурс опорных конспектов урока, § 5, упр.5;+ сообщение-доклад по теме;

+ исследовательский мини-эксперимент «Семейное движение» (определить вид механического движения каждого члена семьи во время перемещения по домашним делам, например, за стол обедать, вынести мусор, идти спать и т.д., можно и с домашними питомцами);

+ рассчитать своё ускорение на каком-либо участке пути.

 




Рефлексия

— Заполните, пожалуйста, бланк «выходного» билета, полное заполнение которого даст вам возможность покинуть кабинет сразу после звонка с урока: 

ВЫХОДНОЙ БИЛЕТ

Тебе нравится физика?




Интересна ли для тебя тема урока?




Что нового ты узнал?




Чему научился?




Где могут пригодиться тебе полученные знания?




Что у тебя сегодня получалось хорошо?




С какими проблемами ты столкнулся?




Что тебе не понравилось на уроке?




Ты доволен своей работой на уроке?




Оцени себя (1, 2, 3, 4, 5)




Пожелания и предложения




 

— Спасибо за работу на уроке, ребята!



Раздел




ФИО педагога




Дата




Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Тепловое движение, броуновское движение, диффузия

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


8.3.1.1 Описывать эксперименты и приводить примеры, подтверждающие основные положения молекулярно-кинетической теории;

Цель урока

Все учащиеся

Описывать эксперименты и приводить примеры, подтверждающие основные положения молекулярно-кинетической теории

смогут объяснить явление диффузию с точки зрения теплового движения и Броуновского движения.

Большинство учащихся смогут применять данные знания на практике и в жизни.

Некоторые учащиеся смогут раскрыть причинно-следственные связи в изучаемом материале: введение, тепловое движение, броуновское движение, диффузия.

Критерии успеха

Рассмотрят основные характеристики веществ, различия в их строении, зависимость свойств веществ от их строения.

Знаето о характере движения частиц вещества на уровне применения их в незнакомой ситуации. 

Научить учащихся понимать текст учебника, выделять главное, применять полученные знания на практике

Научаться применять полученные знания на практике.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

Для психологического настроя на работу подарим улыбки друг другу(дарить друг другу смайлики)

Формирование групп по методу «молекула» . (3группы)

Стратегия «Молекулы»

Дети беспорядочно перемещаются по залу. По команде ведущего дети должны объединиться в молекулы.

определение тему урока с помощью проблемной ситуации.

Стратегия «Яшик с секретом».

Что находится внутри ящика?

Почему вы так решили?

Как вы можете объяснить,

почему запах распространился по всему классу?

Вопрос:

Как вы думаете над какой темой сегодня будете работать?

Тема урока: Тепловое движение, броуновское движение, диффузия.

Прием «Верные - неверные утверждение» предлагается несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выберают верные на их взгляд, утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

Верные и неверные утверждение

да

нет

Кусок сахара растворяется быстрее в холодной воде, чем в горячей







Сварка металов основана на явлении диффузии







Пакетик чая в стакане горячей воды это броуновское движение







Воздушные шары со временем становится меньше это диффузия







Обитатели рек, морей и океанов могут длителное время находиться под водой без воздуха это диффузия







Дымовые трубы предприятий выбрасывають в атмосферу углекислый газ это диффузия







Ученики проверять свои утверждения в конце урока.

Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем

Интерактивное обучение

видеоролик
Картинки-пазлы


Изучение нового материала

Работа в группах. Метод Джигсо

Опыт. В цилиндре с кислородом и водородом

Обратите внимание на то, что диффузия в газах происходит во много раз быстрее, чем в жидкостях. Запах бензина или одеколона распространяется по всей комнате за считанные секунды, а заметного перемешивания части марганцовки и воды нужно ждать значительно дольше?

Диффузия в металлах.

Опыт. С золотой и свинцовой пластинками.

Интенсивность диффузии существенно зависит от плотности вещества и скорости хаотического движения молекул.

Скорость диффузии зависит не только от агрегатного состояния соприкасающихся веществ. Наблюдения показали, что взаимное проникновение соприкасающихся веществ происходит быстрее, если повысить их температуру.

Роль диффузии в жизни человека и вредность диффузия
Стратегия «Эврика»

1 группа: Брызните духи на одежду. Почему запах распространяется по всей комнате? Между какими телами происходит диффузия?

2 группа: В стаканы с холодной и горячей водой бросьте листья чая и понаблюдайте. В каком стакане быстрее происходит диффузия? Почему? От чего зависит скорость протекания диффузии?

3 группа: На стеклянную пластину при помощи пипетки нанесите каплю воды. Введите в воду неболшое количество туши кисточкой, чтобы вода едва окрасилась. Разместите пластину под объективом документ-камеры. На экране расмотрите движение маленких частиц. Объясните наблюдаемое явления

Прием «Чтение с пометкой»

После чтения с пометкой использую:

Прием «Думай - в паре - Делись»

Каждая группа объясняет проделанный эксперимент на основе МКТ.


В группе и в парах роли распределяются между учениками (диференсация)

Дескриптор:

- определяет агрегатное состаяние веществ с которыми работает

- обесняеть как проходить явление

- устанавливает зависимость от температуры

Обратная связь учителя

( Прием «Диаграмма Венн»

Составте диаграмму Венна- схему с пересикающимися тримя кругами. Каждый круг А,В и С должен информацию о характеристиках расмотримаего теплогого процесса А) теплогого движения, В) броуновского движения, С) дифузии. В зоне перекрытия всех трех кругов АВС, запишитесходство всех трех указанных процессов.В зону перекрытия АВ, ВС и АС внесите общие признаки только для двух процессов.

Дескриптор:

  • Описывает характеристику каждого явлении

  • Описывает общие характеристики двух явлении

  • Описываеть общие характеристики трех явлении

Взаимооценивание

Like – Лайк, если понял тему

Unlike – Дизлайк, если не понял тему

Abstain – Воздерживаюсь, если есть вопросы. (запиши вопросы)

Учащиеся, используя свои полученные знания потеме  работать в группе, в паре и индивидуально, по итогамэтой работыони смогут увидетьсвой уровень усвоенияданного материал

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради. Просмотр, наблюдение, анализ опытов, установление причинно-следственных связей.

Выбирают самостоятельно варианты работы и наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль и самоконтроль

Словесная оценка учителя

. « Светофор»

Взаимооценивание

Стратегия «Стикер»


Духи, стаканы с холодной и горячей водой, листья чая, пипетка, стеклянная пластинка, туш с кисточкой

Графический органайзер




Закрепление полученных знаний

Решение  задач
Объясните следующие ситуации на основе связи температуры тела и скорости движения молекул
1.Лужи быстрее высыхают на солнце, чем в тени.
2.Бельё быстрее сохнет на ветру.
3.На поверхности молока, налитого в сосуд, через некоторое время образуются сливки. Это жир, входящий в состав молока, собирается капельками и всплывает на поверхность. Сливки в холодильнике отстаиваются быстрее, чем в тёплом помещении.
4.Запах берёзового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем в прохладной комнате.

ФО оценивание по дескрипторам

Дескрипторы

- отвечает на вопросы;

- правильно указывают данные ответы;

- делает выводы по результатам задании .


Индивидуальная работа 3 задание

Решение  задач
Объясните следующие ситуации на основе связи температуры тела и скорости движения молекул
1.Лужи быстрее высыхают на солнце, чем в тени.
2.Бельё быстрее сохнет на ветру.
3.На поверхности молока, налитого в сосуд, через некоторое время образуются сливки. Это жир, входящий в состав молока, собирается капельками и всплывает на поверхность. Сливки в холодильнике отстаиваются быстрее, чем в тёплом помещении.
4.Запах берёзового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем в прохладной комнате.
5.Огурцы быстрее просаливаются в горячей воде , чем в холодной.
6.Грибы около плиты высыхают, а забытые в корзине гниют.

Приложение

Опот : Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия. 
Зависимость скорости диффузии от температуры. 
Приборы и материалы: 
1) Два сосуда с водой: один с горячей водой, второй - с холодной; 2) медный купорос или марганцовка. 
Порядок проведения работы: 
1. Опустить два кристаллика медного купороса в стакан с холодной и горячей водой. 
Ответит на вопросы: 
Что при этом наблюдаете? 
(Ученик сообщает, в стакане с горячей водой диффузия протекает быстрее;) 
2. Какой вывод можно сделать? 
(Скорость движения молекул и температура связа¬ны между собой.)

Критерии оценивания:

Учащийся достиг цели обучения, если…

- Представляет информацию в виде иллюстраций, комиксов или другом виде в т.ч. с использованием ИКТ

- допускает не более 2-х ошибок

- оригинальность выполнения работы

Решают задачи

ФО: взаимное оценивание по критериям, самопроверка по образцу, комментарии учителя



Набор высказываний для определения целей и задач урока.


Рефлексия

Рефлексия

Прием «Верные и неверные утверждение»

Идеть возвращение к данному приему, чтобы выяснить какие утверждений, данные в начале урока, были верными.

Самооценивание, сравнение с первоначальными ответами

Д/з: Для желающих: (по выбору)

1. «Теория броуновского движения в реальной жизни»

2. «Диффузия в быту и технике»


Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.


Самооценивание

Учебник