Файл: Урок ориентирован на использование учебника Литература. 7 класс Коровиной В. П. Москва Просвещение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Аннотация.
Урок литературы в 7 классе по теме : Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада « Светлана» - первая русская баллада.
Данная разработка представляет собой развернутый план – конспект урока с использованием материалов Единой коллекции ЦОР. Разработанный урок ориентирован на использование учебника «Литература. 7 класс» Коровиной В.П. Москва «Просвещение», но может быть успешно использован при работе по учебникам других авторов.
Цели урока : продолжить знакомство с личностью поэта, с его ролью в развитии русской литературы; найти связь баллады В.А.Жуковского « Светлана» с устным народным творчеством; выявить авторский идеал , воплощённый в балладе; закрепить знания жанровых признаков баллады на примере баллады «Светлана»;

развивающая: развивать навыки работы с художественным текстом, развивать умение анализировать полученную информацию, обобщать;

воспитательная: приобщать учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества; воспитывать любовь к русской литературе, содействовать формированию нравственных качеств у уч-ся ;
Использование ресурсов Единой коллекции ЦОР, точные формулировки заданий позволяют активизировать умственную деятельность учеников, оптимально решать поставленные на уроке задачи.
Работа включает следующие материалы:


  1. Аннотация проекта.

  2. Описание разработки.

  3. Развернутый план – конспект урока.

  4. Дополнительные материалы: презентация Power Point.

  5. Фрагмент учебного фильма «Иллюстрация к балладе «Светлана»;


2. Описание разработки.



Ф.И.О и должность автора: Бирюкова Е.Н., учитель русского языка и литературы.

Образовательное учреждение: МОУ Бударинская СОШ

Предметная область: русский язык и литература

Краткая аннотация урока/занятия:




Класс : 7




Тема раздела : В.А. Жуковский




Тема урока/занятия: Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада « Светлана» - первая русская баллада.




Тип урока/занятия: комбинированный




Цели урока/занятия: Цели урока : продолжить знакомство с личностью поэта, с его ролью в развитии русской литературы; найти связь баллады В.А.Жуковского « Светлана» с устным народным творчеством; выявить авторский идеал , воплощённый в балладе; закрепить знания жанровых признаков баллады на примере баллады «Светлана»;

развивающая: развивать навыки работы с художественным текстом,

развивать умение анализировать полученную информацию, обоб-

щать;

воспитательная: приобщать учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества; воспитывать любовь к русской литературе, содействовать формированию нравственных качеств у уч-ся ;





Ожидаемые результаты:

- формирование представлений о жанре баллады и жанровых признаках на примере баллады «Светлана»;

- формирование навыка работа с художественным текстом;

-развитие навыков самостоятельной работы и работы в парах;

-формирование умения выявлять авторскую позицию;


Формы организации работы детей: коллективная, парная, индивидуальная;

Формы организации работы учителя: работа с опорными словами, работа с определением вводимых понятий, инновационные методы работы, формы работ по технологии развития критического мышления;

Технологические особенности




Технические условия




Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентацияPowerpoint.




Используемые функции программного обеспечения : мультимедийная презентация.




  1. Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:Фрагмент учебного фильма «Иллюстрация к балладе «Светлана»;




Используемые ресурсы из других общедоступных источников.



3. Описание урока.
Тема урока: Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада « Светлана» - первая русская баллада.

Цели урока: продолжить знакомство с личностью поэта, с его ролью в развитии русской литературы; найти связь баллады В.А.Жуковского « Светлана» с устным народным творчеством; выявить авторский идеал , воплощённый в балладе; закрепить знания жанровых признаков баллады на примере баллады «Светлана»;

Задачи:

образовательная: продолжить работу над формированием умения выявлять авторское отношение к героям; учиться обосновывать оценку прочитанного;

развивающая: развивать навык работы с художественным текстом, умение анализировать полученную информацию, обобщать;

воспитательная: приобщать учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества ; воспитывать любовь к русской литературе, чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный

Методы проведения: аналитическая беседа; самостоятельная работа; работа в паре; групповая;

План урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)

  2. Определение темы урока. ( 2мин.)

  3. Проверка домашнего задания. (5 мин.)

  4. Стадия вызова. (13 мин.)

  5. Стадия осмысления. (15 мин.)

  6. Стадия рефлексии. (2 мин.)

  7. Домашнее задание. (1 мин.)

Оборудование: портрет В.А. Жуковского; выставка печатных изданий по творчеству В.А. Жуковского; рисунки уч-ся , сигнальные карточки, мультимедийная презентация.





Эпиграфы: ( на доске)

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
(А.С.Пушкин)

Ход урока:

I.Орг. момент. Приветствие. Слово учителя.

Долгожданный дан звонок , начинается урок.

-Ребята , сегодня на уроке у нас гости, это учителя русского языка и литературы из городских школ , мои коллеги. Мы с вами должны показать себя на уроке с лучшей стороны.

- Итак , начинаем наш урок.

- Чтобы узнать тему урока, прослушай те музыкальный отрывок .На уроках музыки мы его уже слышали . Прослушайте его ещё раз и вспомните , откуда он.

(Звучит музыка из музыкальной баллады Ф.Шуберта « Лесной царь».)

- Кто узнал отрывок? ( Прозвучал отрывок из музыкальной баллады Ф.Шуберта « Лесной царь» ) Автор литературного текста немецкий поэт Гёте, а кто автор литературного перевода на русский язык?( В.Жуковский.)

- Так с чьим же творчеством мы будем сегодня продолжать знакомиться? ( с творчеством В.А.Жуковского) (Демонстрация слайда № 2)

-Мы – русские люди и должны знать свои народные традиции, передавать их из поколения в поколение, а в этом нам отчасти поможет баллада В.Жуковского « Светлана». Запишите число и тему урока.

-Каковы же цели нашего урока? Определение целей урока ( Демонстрация слайда № 3 )

II. Проверка д/з. Стадия вызова.

На прошлом уроке и дома вы знакомились с фактами биографии В.Жуковского. Давайте это воспроизведём по опорным словам .(Демонстрация слайда № 4)

Поэт родился 29 января 1783 года. в селе Мишенском Белевского уезда, Тульской губернии.

Отец его, Афанасий Иванович Бунин, был богатым тульским помещиком, а мать – пленная турчанка Сальха.

( Демонстрация слайда № 5 )

Известный поэт подарил юному А.С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».

В.А.Жуковский – основоположник русской литературной баллады, положил начало развитию русского романтизма.

Сильнейшее чувство любви испытал Жуковский к своей племяннице Маше Протасовой. Ей он посвятил большинство своих произведений.

( Демонстрация слайда № 6 )

Поэтическое творчество Жуковский успешно сочетал с редакторской (редактировал журнал «Вестник Европы») и педагогической деятельностью (являлся воспитателем детей при русском императорском дворе, его воспитанником был будущий русский император Александр II).

В.А. Жуковский участвовал в Отечественной войне 1812 года, однако к этому факту своей биографии относился очень скромно.

-Давайте вспомним, что такое баллада? (Демонстрация слайда № 7)

( Баллада – небольшое сюжетное стих. с напряжённым сюжетом, в основе которого лежит легенда или историческое событие.

- На какие виды делятся баллады? (Демонстрация слайда № 8)



- Приведите примеры знакомых вам баллад.

- В чём состоит отличие народной баллады от литературной?

Народная баллада – баллада, созданная народом.

Литературная баллада – баллада, написанная определённым автором.

- А каковы черты баллады? (Демонстрация слайда № 9)

Реальное сочетается с фантастическим, события носят часто драматический характер, большую роль играет пейзаж и диалог. Особенно важен эмоциональный настрой автора.

Мы знаем , что В.Жуковский – основоположник русского романтизма., поэзия Жуковского открыла русскому читателю романтический мир таинственных преданий . Какие приметы романтизма вы увидели в балладе « Светлана»? ( атмосфера таинственности, неожиданные и необычные события, описание чувств человека)

III. Жанр баллады в творчестве В.Жуковского. Баллада « Светлана» - первая русская баллада. (Демонстрация слайда № 10)

а) Слово учителя.

По словам Белинского, Жуковский вдохнул душу в русскую поэзию.

Поэзия Жуковского богата лирическими произведениями разных жанров: элегиями, песнями, романсами, посланиями. В то же время в ней широко представлены жанры лироэпические и эпические: баллады, поэмы, повести в стихах. Жуковский, как правило, брал чужие сюжеты. Лишь немногие баллады поэта оригинальны по замыслу. Но, «присваивая» вошедшие в литературный обиход сюжеты, поэт их преобразовывал на свой лад.

б) Сообщение учащегося об истории создания баллады “Светлана”.

За 25 лет (1808 - 1833 гг. ) Жуковский создал 39 баллад. Основная проблематика их - вопросы человеческого поведения и выбора между добром и злом. Баллада « Светлана» - это свободный перевод баллады «Ленора» немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера (1747 – 1794) Василием Жуковским. «Светлана» – одна из немногих оригинальных баллад поэта как по своему народному колориту, так и по оптимистическому настроению, нарушающему балладную традицию , так как у баллады « Светлана» счастливый конец. Над балладой “Светлана” Жуковский работал четыре года - с 1808 по 1812год. Действие баллады « Светлана» происходит во время Святок. Вы знаете, что у русского народа существует такой обычай как гадание в Святочную неделю , т. е неделю после Рождества, отмечаемого 7 января, и в Крещенье /19 января/.Святки - волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется, все мечтают о счастливом замужестве и любви.

- А сейчас, ребята , посмотрите видеофрагмент о балладе « Светлана» , он дополнит сообщение Даши.

в )Просмотр видеофрагмента. (Демонстрация слайда № 11)

- В тексте баллады вам встретились незнакомые слова , давайте с ними поработаем. Дома вы искали в словарях значение этих слов.

IV .Словарная работа.( Демонстрация слайда № 12 )

Песенки подблюдны - песни, сопровождающие гадания; жанр русского фольклора.

Святой налой - аналой( подставка для книг), в православных церквах высокая подставка, на которую при богослужении кладут для чтения церковные книги, ставят иконы и крест.

Паникадилы - паникадило, большая люстра или многогнездный подсвечник в церкви.

Фимиам - (греч. жгу, курю), ладан, благовонное вещество, сжигаемое при богослужениях.

Зиждитель – Бог

( Загрузить фонохрестоматию)

( Девочки занимают места для инсценировки)

- А сейчас я предлагаю вам окунуться в романтический мир баллады « Светлана». Смотрите внимательно, этот отрывок будет предметом обсуждения.

(Демонстрация слайда № 13)

V.Баллада « Светлана» - первая русская баллада. Стадия осмысления.

1. Художественное инсценирование отрывка из баллады.( при помощи хрестоматии)

2.Композиция баллады.

- К какой части композиции относится данный отрывок? Что это : завязка, развитие действия, кульминация, развязка?

Вопросы:

- Что ещё вы можете сказать об оригинальности композиции этого произведения.? (Реальный мир, сон, пробуждение, вывод – прямое обращение автора к героине).

Предлагаю задание:

Задание 1: расположите события баллады в правильном порядке (Демонстрация слайда № 14)

3. Национальный характер героини баллады В.Жуковского « Светлана».

Характер Светланы слагается под влиянием народной нравственности. Светлану окружает простонародный быт, действие баллады открывается святочным гаданием. Собравшиеся подружки поют «песенки подблюдны». Жуковский широко вводит в балладу фольклорные элементы, приметы старины, зимний русский пейзаж. Мотив ожидания суженого поддержан национальными обычаями и верованиями. Народный колорит отражает стойкость героини и окрашивает ее романтическую любовь в исконно «русские» тона.

- У меня возник вопрос:

Вопросы:

- Какими качествами характера наделил Светлану поэт? Продолжите у себя в рабочих листах.

Светлана -

Работаем в парах. Проверяем. ( красивая, поэтичная, нежная, верная, преданная, религиозная)

- Светлана красивая (« Вот красавица одна к зеркалу садится…»)

- Светлана поэтичная. Докажите текстом. ( « Радость, свет моих очей» и т.д. )

-  Светлана верная и преданная жениху.

- Светланы религиозная ( Светлана сохраняет верность любимому, не отступает от близкого ей человека, не ропщет на Бога и судьбу, демонстрируя силу веры.)
-На героиню какой сказки похожа Светлана? ( Марьюшка из « Финиста Ясного Сокола» ) Образ Светланы стал прообразом героини А.С.Пушкина Татьяны из романа « Евгений Онегин».

- Сюжет баллады опирается на национальные обычаи русского народа. Наша задачанайти связь баллады с устным народным творчеством. .(Демонстрация слайда № 15 )

4.Связь баллады с устным народным творчеством.

Вопросы: (Демонстрация слайда № 16 )

  • На каком русском обряде строится балладная интрига? ( на гадании)

  • Какие способы гадания приводит В.А. Жуковский в балладе?

  • Что вы знаете о гаданиях?

Сообщение уч-ся о гаданиях во время Святок.

Гадание по обуви. Гадающая девушка снимала с ноги башмак и бросала его через плечо, а потом по направлению носка определяла, в какой стороне живёт суженый.

Гадание по снегу. Гадающие пололи снег, если он оказывался лёгким и податливым, то супружеская жизнь будет счастливой.

Слушать под окном. Гадающие девушки выходили поздно вечером на улицу Каждая из них выбирала себе определённый дом, а потом они тихонько подходили к окну Если в этот момент они слышали , что хозяева дома мирно беседуют, то девушке, выбравшей этот дом, предстоит счастливое замужество. А если же из дома будут доноситься брань и ругань, то замужество будет неудачным.

Гадание с перстнем. Брали чашу с совершенно ровным дном, без всяких рисунков. Наливали в неё три четверти воды и осторожно опускали перстень на середину чаши. Потом через время смотрели через воду в середину опущенного кольца. Так гадающая якобы могла увидеть лицо будущего жениха.

- Спасибо , ребята, а мы продолжаем беседу.

Продолжение беседы: (Демонстрация слайда № 17)

Как совмещается реальное и фантастическое в балладе? ( реальные события переплетены с фантастическими ). ( автор использует приём антитезы- сон – явь)

Найдите строки, с которых начинается сон Светланы. Каков смысл сна как вставного эпизода? (мистический сон главной героини является основой сюжета в балладе. Именно в этом заключена особенность антитезы - противопоставление добрых сил злым, сна - действительности. )

Чем заканчивается баллада и в чем смысл такого финала? ( героиня дождалась жениха, проявив терпение, веру в лучшее, в то , что Бог её не оставит , и за это награждена провидением) Шкороборова Т.

Найдите в балладе приметы русской народной жизни. (приметы русской народной жизни - образ крещенских гаданий, голубь – символ Духа Святого, защитника чистой души; снежные заносы -одинокая “хижинка под снегом”, утреннее пенье петуха, тройка с колокольчиком, свадебная песня “Многие Леты”;)

-  Выпишите в тетрадь народные обороты речи, слова и выражения, создающие ощущение атмосферы народности. Работаем в парах.

-Проверяем. («Мне судьбина умереть в грусти одинокой», «Он ко мне не пишет, / Ах, а им лишь красен свет, им лишь сердце дышит!» и ) Попова Е.

- В балладе преобладает два цвета. Назовите их. (белый и чёрный).

Белый цвет побеждает страшную темноту ночи. От строфы к строфе переходит образ снега. Он подкрепляется образами белого платка, белой скатерти, белоснежного голубка. Белый цвет ассоциируется с именем героини Светлана - “светлая”. Белый цвет – символ чистоты и непорочности. Автор использовал приём антитезы для контраста.

5. Образ повествователя в балладе « Светлана».

Вопросы:

Особая роль в балладе отводится повествователю, который дает оценку происходящему , хотя он и не является действующим персонажем, он незримо присутствует в произведении. Но через его слова и выражения мы понимаем его отношение к героям и событиям.
-Как автор относится к своей героине? Какие слова можно вписать в овалы , характеризующие отношение автора к героине (Демонстрация слайда № 18) Запишите в тетрадь.

-Как вы думаете является Светлана нравственным идеалом поэта?

VI. Работа с репродукцией картины К. П. Брюллова «Гадающая Светлана».

( Демонстрация: повторение слайда № 18

А сейчас посмотрите, перед вами репродукция картины известного русского художника К. П. Брюллова “Гадающая Светлана”. Такой она представилась художнику после прочтения баллады.

- Светлана прибегает к самому страшному из гаданий - гаданию у зеркала, т. к зеркало -способ связи с потусторонним миром.

VII.. Творческая работа . ( Демонстрация слайда № 19)

- Попробуйте составить синквейн, начав со слов баллада или Светлана. (самостоятельная работа в парах.

Озвучивание работ учащихся .
Светлана

Красивая , поэтичная.

Любит, надеется, ждёт.

Светлана – главная героиня баллады.

Краса.
VIII. Обобщение .

- Давайте сделаем вывод: что же связывает балладу с устным народным творчеством?

( русская поэтичная речь, приметы русской народной жизни - образ крещенских гаданий, голубь – символ Духа Святого, защитника чистой души; снежные заносы -одинокая “хижинка под снегом”, утреннее пенье петуха, тройка с колокольчиком, свадебная песня “Многие Леты”; сама Светлана – это национальный образ русской девушки ). Сергеева Л.

- Каков авторский идеал в балладе ?

Все эти детали так отчетливо и живописно рисовали русский мир, что “Светлану” без сомнений провозгласили первой русской балладой. К этому еще надо присоединить великолепный русский язык, каким написана баллада.
- Обратим внимание на высказывание А.С.Пушкина о В.Жуковском:( оно на доске)
Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль.

А.С.Пушкин.

Вы согласны с поэтом?
IX . Стадия рефлексии. Подведение итогов урока .

- Вернемся к целям урока. (Демонстрация слайда № 20.) Достигли мы цели урока?
Оценивание уч-Ñ



написать администратору сайта