Файл: 5 Самообразование в системе дополнительного образования Цель занятия формирование умений организовывать и осуществлять самообразовательную деятельность с целью совершенствования профессиональной деятельности самостоятельно определять задачи профессиональн.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разработайте фрагмент интерактивного внеурочного занятия для обучающихся старшего школьного возраста. Какую форму проведения данного занятия Вы выберете? Почему? Определите цели и задачи данного занятия, укажите методы, которые целесообразно использовать.
Интерактивная ролевая «Квест-игра» . Задача участников решить головоломку и объяснить что произошло. Задание для каждого участника индивидуальное
Данная форма выбрана из-за возрастных потребностей участников: желание изучать других (в том числе противоположный пол), путём общения. Квест предлагает участникам побывать в роли персонажа и выполнить индивидуальное задание.
Цель игры заключается в том, чтобы через дидактические методики раскрыть и познакомить участников друг с другом и дать им возможность общаться. Задачи игры: создание благоприятной и комфортной атмосферы (погружение в квест: объяснение правил, ролей и т.д.); обращение внимание на важность общения ( в ходе квеста необходимо делиться информацией друг с другом).
Квест начинается с объяснения правила: всё что происходит в игре – остаётся в игре ( какие-либо конфликты персонажей не нужно переносить в жизнь). Объясняется локация и свойства реквизита. Раздаются роли и объясняются задачи каждого персонажа. Педагог должен следить, чтобы прак=вила не нарушались, а так же, чтобы участники квеста не «выпадали» из игры, а принимали активное участие
Задания по теме 6.3. Подготовка педагога дополнительного образования к организации занятий по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству
Цель: формирование умений определять цели и задачи, планировать занятия, а также организовывать, проводить и анализировать занятия по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству.
Задание 6. Одним из важных направлений педагогической деятельности в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в учреждении дополнительного образования детей является организация досуга. Педагог дополнительного образования организует досуг детей таким образом, чтобы это служило успешным условием развития творческих качеств личности.
Предложите варианты проведения досуга воспитанников согласно их возрасту с учетом данного параметра (формирование творческих качеств личности).
Результаты представьте в таблице.
Педагог дополнительного образования организует досуг детей таким образом, чтобы это служило успешным условием развития социально значимых качеств личности. Для этого необходимо представить работу педагога в трех аспектах: диагностическом, организационном и просветительском.
Форма организации досуга | Формируемые творческие качества личности | Примеры реализации |
Кружки и секции | Секции имеют спортивную направленность деятельности, а кружки могут быть творческие, технические и пр., но в основном с одним направлением деятельности. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки и секции способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельности и повышение качества подготовки к учебным предметам. Обучению конкретным творческим навыкам, знаниям и умениях | Художественные школы прикладного искусства, где дети овладевают техниками выбранного вида искусства |
Студии и центры | Многопрофильные объединения, часто включающие в себя несколько кружков, объединений и секций. Овладения знаниями о культуре и нахождении своего творческого начал в культуре. | Центр народного творчества и прикладного искусства. Тематические матер-классы и занятия. |
Клубные объединения | Многопрофильные объединение творческого, спортивного социально-педагогического направлений деятельности, также является отдельным структурным подразделением образовательного учреждения. Клубную деятеьность от деятельности других объединений отличает наличие самоуправления и органа самоуправления, поэтому на занятиях больше неформального личностно ориентированного общения между взрослыми и детьми, что позволяет раскрыть самостоятельное творческое начало обучающегося. | Клубное объединение «Мастерок». Обучающимся предлагается посетить мастер-классы, во время которых они производят творческий продукт декоративно-прикладного искусства |
Задание 7. Одним из важных моментов учебного занятия в системе дополнительного образования является продуктивное использование наглядного материала. Составьте методические рекомендации по использованию наглядности на таком занятии.
Всё более усиленное внимание уделяется принципу обучения наглядность. Методы применения наглядных средств дают возможность демонстрировать учебный материал в интересной и увлекательной форме, позволяя педагогу контролировать процессы получения и закрепления знаний учеников.
Для эффективного применения наглядных средств требуется соблюдать ряд правил и методических рекомендаций:
• Более эффективному запоминанию способствует наглядные средства, чем словесная, устная или письменная формы запоминания;
• Представлять восприятию через органы чувств (обоняние, осязание и т.д.);
• Младшие воспитанники размышляют формами, красками, звуками. Поэтому наглядное обучение должно строиться на конкретных образах;
• Понятия и абстрактные положения осознаются воспитанниками легче, если они имеют объяснения через факты, примеры, конкретные образы;
• Применение наглядных средств как связующие звенья быта, жизненной практики;
• Наглядные пособия – средства, в результате использования которых у учеников формируется отчётливое и верное представление о предметах и явлениях обсуждения или изучения;
• Заранее составлять чёткие объяснения и установки;
• При организации наблюдения необходимо выполнить важное условие: демонстрируемое наглядное средство должно быть видно каждому ученику;
• Применяя разные виды наглядности, нельзя использовать чрезмерное количество наглядных пособий, так как это влечет за собой отвлечение учеников, потерю их внимания, а также снижение вероятности восприятия главного;
• Изготовлять наглядные пособия сами или совместно с учениками. Эффективная наглядность та, в изготовлении которой дети сами принимают активное участие.
• Наглядность необходимо применять не только для иллюстрирования, но и в роли самостоятельного средства получения знаний;
• Целесообразно используйте современные средства наглядности. Совершенствуясь в овладении технических средств обучения и методикой их применения;
• Применяя в своей работе наглядные средства, воспитывать у учеников внимательность, сосредоточенность, заинтересованность к учебной деятельности и изучению учебного материала;
• Не стоит ограничиваться наглядностью, ведь наглядность является не целью, а средством обучения, развития мышления и речи обучающихся;
• По мере взросления детей наглядность должна обретать более символический характер; в это время педагогу необходимо адекватно понимать и оценивать суть явления и актуальность его наглядного подкрепления;
• Неграмотное применение наглядности может заменить цель красочным средством, стать причиной отклонения обучающихся от поставленной перед ними задачи.
Задание по теме 6.4. Подготовка педагога дополнительного образования к оцениванию результатов занятий по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству
Цель: формирование умения определять результаты педагогической деятельности в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Задание 8. Предложите вариант оценивания результатов педагогической деятельности в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства с учетом таблицы знаний и умений, представленной в лекции.
Результаты представьте в виде таблицы.
При попытке составить представление о результате социально – педагогической деятельности педагога ДО практики сталкиваются с определёнными трудностями. В условиях ДО детей в поле зрения оказываются «конечные результаты», однако необходимо представить «текущие» (промежуточные, оперативные) результаты, для которых критерии оценки конечных результатов не подходят. В связи со спецификой социально-педагогической деятельности их не нужно разрабатывать для каждого конкретного случая. Поэтому методики и методы оценивания их наличия применимы ко все знания, которые необходимы педагогу ДО. Даже в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Знания, необходимые педагогу дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства для оценивания результатов занятий | Умения, необходимые педагогу дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства для оценивания результатов занятий | Оценивание их наличия (конкретные методики и методы) |
Законодательные и нормативные документы по вопросам образования и охраны прав воспитанников |
| Изучение преподавателем нормативной базы УДО; Консультация с методистами коллегами и руководителем УДО; Мониторинг изменений нормативной базы |
Основы трудового законодательства (должностные обязанности) |
| При построении педагогического процесса опираться на законодательство; Повышение квалификации путём прохождение курсов (самообразование) |
Основы общей и специальной педагогики, общей возрастной и специальной психологии, физиологии, гигиены, валеологии |
| Анализ литература; мониторинг фрагментарности осуществления опыта -//- |
Обязанности участников образовательного процесса |
| Беседа с ребёнком и его окружением; Анализ статистической отчётности; социологические экспресс-опросы |
Цели образовательного процесса, развития личности детей | Способствовать достижению поставленной цели, решать образовательные задачи | -//- |
Содержание, методики и организацию социально-педагогической работы |
| -//- |
Принципы дидактики, общие и частные методики воспитания и обучения |
| -//- |
Методы и содержание развивающего обучения и воспитания детей |
| -//- |
Специфика развития интересов и потребностей воспитанников, основы их творческой деятельности; методика поиска и поддержка талантов | Организовывать индивидуальную деятельность детей на основе способностей, склонностей, их психолого-физиологических особенностей | -//- |
Основы организации массовой, коллективной и групповой деятельности детей, детских объединений, ассоциаций и т.д. | Организовывать массовую, групповую и коллективную деятельность с воспитанниками | -//- |
Основы педагогического мастерства, психологии, общения, конфликтологии |
| -//- |
Требования к учёту территориальных, национально-религиозных особенностей контингента воспитанников и их родителей |
| -//- |
Принципы и методы психолого-педагогического стимулирования, учёта и контроля образования детей |
| -//- |
Основные методы педагогической и психологической диагностики; требования к её организации и проведению |
| -//- |
Принципы разработки программно-методической и отчётной документации, учебных планов и программ занятий по профильным областям знаний |
| -//- |
Методики выявления, обобщения и распространения прогрессивных форм работы с детьми |
| -//- |
Принципы систематизации методических и информационных материалов |
| -//- |
Основные требования к аудиовизуальным и техническим средствам образования |
| -//- |
Требование к санитарно-гигиеническому режиму в учреждении ДО детей |
| -//- |
Нормы и правила охраны труда, техники безопастности и противопожарной защиты |
| -//- |
Требования к самообразованию, самосовершенствованию аттестации педагогических кадров |
| -//- |
Педагогический процесс включает в себя множество связанных друг с другом аспектов, поэтому методы и методики применимы на все области знания и оценивания деятельности педагога и обучающихся.
Задание по теме по теме 6.5. Подготовка педагога дополнительного образования к организации самостоятельной работы учащихся
Цель: формирование умений организовывать самостоятельную работу учащихся с учетом решения профессиональных задач.
Задание 9. Разработайте методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по любой теме занятия в системе дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Формы самостоятельной работы обучающихся по любой теме занятия в системе дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства определяются содержанием программы, степенью подготовленности обучающихся.
Обучающийся самостоятельно (или с помощью педагога) ставит цель и задачи своей деятельности, выбирает приёмы и виды действий, самоконтроля, учёта достижений и выполняет коррекцию собственной работы на основе рефлексии. Таким образов, самостоятельная работа как важнейший вид занятий должна быть управляемой и контролируемой педагогом
Под технологией организации самостоятельной работы понимается совокупность следующих этапов:
1. Подготовительный (выполняется педагогом)
2. Этап целепологания(совместно с обучающимся)
3. Деятельностный этап – основной этап самостоятельной работы обучающегося (при руководстве, осуществляемом на основе педагогической поддержки и консультирования)
4. Контрольно-оценочный (совместно с обучающимся)
5. Рефлексивный (совместно с обучающимся)
6. Аналитический (выполняется педагогом)
Результатом самостоятельной работы обучающихся в УДО является подготовка продуктов нескольких уровней сложности:
• Составление на основе изученной информации разных видов схем, таблиц, рассказов и т.д.
• Преобразование, интерпретация информации и её представление в форме конспекта занятия, сценария мероприятия, вопросов к проблемно-поисковой беседе и т.д.
• Создание на основе творческого преобразования информации и решение учебно-профессиональных задач проект