Файл: Концентрационные лагеря третьего рейха лагеря смерти. по дисциплине "История".docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 450
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Именно в Дахау начали работу по совершенствованию методов воздействия на человеческую психику. Тут придумывали, проверяли и совершенствовали способы пыток, применяющихся во время дознания. Здесь оттачивались способы массового подавления человеческой воли. Воли к жизни и сопротивлению. Впоследствии заключённые концлагерей по всей Германии и за её пределами испытывали на себе методику, изначально разработанную в Дахау. С течением времени условия пребывания в лагере ужесточались. Давно ушли в прошлое освобождения из заключения. Для людей придумывали всё новые способы стать полезными в развитии Третьего Рейха.
Многим узникам представилась возможность послужить подопытными кроликами для студентов-медиков. Здоровым людям проводили хирургические операции без использования анестезии. Советских военнопленных использовали в качестве живых мишеней для тренировки молодых солдат. После занятий недобитых просто оставляли на полигоне, а иногда ещё живыми отправляли в крематорий. Показательно, что для Дахау отбирали здоровых молодых мужчин. На них ставились эксперименты по выяснению пределов выносливости человеческого организма. Например, узников заражали малярией. Некоторые умирали вследствие течения самой болезни. Однако большинство погибали от самих способов лечения.
В Дахау доктор Рошер с помощью барокамеры выяснял, какое давление способен выдержать человеческий организм. Он помещал людей в камеру и моделировал ситуацию, в которой мог оказаться лётчик на сверхбольшой высоте. Также проверяли, что произойдёт при быстром вынужденном прыжке с парашютом с такой высоты. Люди испытывали страшные муки. Они бились головой о стену камеры и в кровь раздирали себе голову ногтями, пытаясь хоть как-то снизить жуткое давление. А доктор в это время педантично записывал частоту дыхания и пульса. Единицы испытуемых, которые выжили, были сразу отправлены в газовую камеру. Над экспериментами стоял гриф секретности. Нельзя было допустить утечки информации.
Хотя большинство медицинских исследований проходило в Дахау и Освенциме, концлагерем, поставлявшим живой материал для университета в Германии был Заксенхаузен, располагавшийся вблизи города Фриденталь. Из-за использования такого материала это заведение заслужило репутацию университета убийц.
Майданек.
В официальных документах новый лагерь на территории захваченной Польши значился, как «Дахау 2». Но вскоре он обзавёлся собственным названием – Майданек – и даже превзошёл Дахау, по образу и подобию которого создавался. Концентрационные лагеря на территории Германии были секретными объектами. Но в отношении Майданека немцы не церемонились. Они хотели, чтобы поляки знали, что происходит в лагере. Он располагался прямо у шоссе в непосредственной близости от города Люблин. Трупный запах, приносимый ветром, часто полностью окутывал город. Люблинцы знали о проходивших в ближайшем леске расстрелах советских военнопленных. Они видели транспорты, забитые людьми, и знали, что этим несчастным уготованы газовые камеры.
Пленные Майданека расселялись по предназначенным для них баракам. Это был целый город со своими районами. Пятьсот шестнадцать гектаров земли, огороженной колючей проволокой. Тут был даже свой район для женщин. А избранные женщины отправлялись в лагерный бордель, где могли удовлетворять свои потребности солдаты СС.
Концлагерь Майданек начал функционировать осенью 1941 года. Вначале планировалось, что сюда соберут только недовольных из окрестностей, как это было с другими локальными лагерями, которые были нужны, чтобы упрочить новую власть и быстро расправиться с недовольными. Но мощный поток советских военнопленных с Восточного фронта внёс коррективы в планирование лагеря. Теперь он должен был принять и тысячи пленных мужчин. Кроме того, этот лагерь включили в программу окончательного решения еврейского вопроса. А значит, его надо было подготовить для быстрого уничтожения больших партий людей.
Когда проводилась операция «Эрнтефест», в ходе которой одним махом должны были уничтожить всех остававшихся в окрестностях евреев, руководство лагеря решило их расстрелять. Загодя недалеко от лагеря заключённым приказали вырыть стометровые рвы шириной в шесть метров и глубиной три метра. Третьего ноября 1943 года 18 000 евреев привели к этим рвам. Им приказали раздеться и лечь на землю ничком. Причём следующий ряд должен был лечь лицом в спину предыдущего. Таким образом, получился живой ковёр, сложенный по принципу черепицы. Восемнадцать тысяч затылков были обращены к палачам.
Из громкоговорителей по всему периметру лагеря заиграла бойкая весёлая музыка. И тогда началась бойня. Эсэсовцы подходили вплотную и стреляли в затылок лежащего человека. Покончив с первым рядом, его сталкивали в ров, и начинали методично расстреливать следующий. Когда рвы были переполнены, их лишь слегка присыпали землёй. Всего в Люблинском районе в тот день убили более 40 000 человек. Эта акция была проведена в ответ на восстание евреев в Собиборе и Треблинке. Так немцы хотели обезопасить себя.
За три года существования лагеря смерти в нём сменились пять комендантов. Первым был Карл Кох, который был переведён на новое место из Бухенвальда. Следующим – Макс Кёгель, который до этого был комендантом Равенсбрюка. После них комендантами служили Герман Флорштед, Мартин Вайсс, а последним стал Артур Либехеншель – преемник Рудольфа Хёсса в Освенциме.
Треблинка.
В Треблинке существовало сразу два лагеря, которые отличались номерами. «Треблинка-1» позиционировался как трудовой, а «Треблинка-2» — как лагерь смерти. Под конец мая 1942 года, под руководством Генриха Гиммлера, лагерь был построен возле деревни Треблинка, а к июню он начал действовать. Это крупнейший лагерь смерти, построенный в годы войны, с собственной железной дорогой. Первые жертвы, сосланные туда, сами покупали билеты на поезд, не понимая, что едут на смерть.
Гриф секретности распространялся не только на убийства заключённых – само существование концлагеря было секретом долгое время. Над Треблинкой запрещалось пролетать немецким самолётам, а на расстоянии в 1 км от него по всему лесу были расставлены солдаты, которые при приближении любого стреляли без какого-либо предупреждения. Те, которые привозили сюда заключённых, сменялись охранниками лагеря и внутрь никогда не заходили, а 3-метровая стена не позволяла стать случайными свидетелями того, что творилось за оградой.
Из-за полной секретности в Треблинке не требовалось присутствие большого количества охранников: достаточно было примерно 100 вахманов– прошедших специальное обучение коллаборационистов (украинцев, русских, болгар, поляков) и 30 эсэсовцев. Газовые камеры, замаскированные под душ, были присоединены к выхлопным трубам двигателей тяжёлых танков. Люди, находившиеся в душе, умирали скорее от удушья, чем от смертоносного состава газа. Впрочем, пользовались и другими способами: воздух из помещения полностью высасывался и заключённые умирали от недостатка кислорода.
После массивной атаки Красной армии на Волге, Гиммлер лично приехал в Треблинку. До его посещения жертвы закапывались, но это означало оставлять за собой следы. По его распоряжению были построены крематории. Гиммлер отдал приказ – откопать уже убитых и кремировать. «Операция 1005» — таким было кодовое название ликвидации следов убийств. Сами заключённые занимались выполнением приказа, и вскоре отчаяние помогло им решиться: нужно поднимать восстание.
Тяжелейший труд и газовые камеры забирали жизни новоприбывших, так что постоянно в лагере оставалось приблизительно 1 000 заключённых для поддержания его функционирования. В 1943 году, 2 августа 300 человек решились бежать. Были подожжены многие лагерные постройки и проделаны лазы в ограде, но после первых удачных минут восстания многим пришлось безуспешно штурмовать ворота, а не пользоваться первоначальным планом. Уничтоженными оказались две трети из восставших, а многих отыскали в лесах и расстреляли.
Осень 1943 года знаменуется как полное окончание действия концлагеря в Треблинке. Ещё долгое время на территории бывшего концлагеря было распространено мародёрство: многие искали ценные вещи, которые когда-то принадлежали жертвам. Треблинка оказалась вторым после Освенцима лагерем по наибольшему количеству жертв. Всего здесь было убито от 750 до 925 тысяч человек. Для сохранения памяти об ужасах, которые пришлось пережить жертвам концентрационного лагеря, на его месте позднее соорудили символическое кладбище и памятник-мавзолей.
Равенсбрюк.
В немецком обществе роль женщин должна была ограничиваться воспитанием детей и поддержанием домашнего очага. Никакого политического или общественного влияния они не должны были оказывать. Поэтому, когда начали сооружение концентрационных лагерей, отдельного комплекса для женщин не предусматривалось. Исключением стал только концлагерь Равенсбрюк. Его построили в 1939 году на севере Германии возле деревни Равенсбрюк. Концентрационный лагерь получил своё имя от названия этой деревни. Сегодня она уже стала частью распространившегося на её территорию города Фюрстенберг.
Женский концлагерь Равенсбрюк, фото которого были сделаны уже после его освобождения, по сравнению с другими большими концлагерями Третьего Рейха, изучен мало. Так как он находился в самом сердце страны – всего в 90 километрах от Берлина, он был освобождён одним из последних. Поэтому нацисты успели надёжно уничтожить всю документацию. Кроме сделанных уже после освобождения снимков, о происходившем в лагере могли поведать лишь рассказы очевидцев, которых в живых осталось не так уж и много.
Концлагерь Равенсбрюк строился для содержания в нём немок. Первыми его обитателями стали немецкие проститутки, лесбиянки, преступницы и Свидетели Иеговы, которые отказывались отречься от своей веры. Впоследствии сюда стали направлять и узниц из оккупированных немцами стран. Однако евреек в Равенсбрюке было совсем немного. А в марте 1942 года их всех перевели в Освенцим.
Для всех прибывающих в Равенсбрюк женщин лагерная жизнь начиналась одинаково. Их раздевали донага (при этом время года не играло никакой роли) и досматривали. Каждую женщину и девушку подвергали унизительному гинекологическому осмотру. Надзиратели бдительно следили, чтобы новоприбывшие ничего не пронесли с собой. Поэтому процедуры были не только морально подавляющими, но и болезненными. После этого каждая женщина должна была пройти баню. Ожидание своей очереди могло длиться несколько часов. И только после бани пленницы наконец получали лагерную робу и пару тяжёлых шлёпанцев.
Подъём по лагерю сигнализировали в 4 утра. Заключённые получали по полчашки заменявшего кофе водянистого напитка, и после переклички отправлялись по рабочим местам. Трудовой день, в зависимости от времени года, продолжался от 12 до 14 часов. В середине был получасовой перерыв во время которого женщины получали по тарелки отвара брюквы. Каждый вечер проходила очередная перекличка, которая могла продолжаться несколько часов. Причём в холодное и дождливое время надзирательницы нередко намеренно затягивали эту процедуру.
В Равенсбрюке также занимались медицинскими экспериментами. Тут изучали течение гангрены и способы борьбы с ней. Дело в том, что поле получения огнестрельных ран, у многих солдат на поле боя развивалось это осложнение, что было чревато многими смертями. Перед врачами стояла задача найти быстрое и эффективное лечение. На подопытных женщинах тестировали препараты сульфаниламидов (к ним относится стрептоцид). Происходило это следующим образом – на верхней части бедра – там, где у истощённых женщин ещё оставались мышцы – делали глубокий разрез (само собой, без применения какой-либо анестезии). В открытую рану вводили бактерии, а для того, чтобы удобнее было следить за развитием поражения в тканях, отрезали часть находившейся рядом плоти. Для более точного моделирования полевых условий в раны также вводили металлическую стружку, стеклянные осколки и деревянные частички.
Женские концлагеря.
Хотя среди немецких концлагерей только Равенсбрюк был женским лагерем (впрочем, и там содержалось несколько тысяч мужчин в отдельной части), в этой системе существовали места, отведённые исключительно для женщин. Ответственный за функционирование лагерей Генрих Гиммлер очень трепетно относился к своему детищу. Он часто инспектировал разные лагеря, внося в них требовавшиеся, по его мнению изменения, и постоянно пытался улучшить функционирование и отдачу этих крупных поставщиков рабочей силы и материала, столь необходимых экономике Германии. Узнав о системе поощрительных стимулов, которые были введены в советских трудовых лагерях, Гиммлер решил использовать её для повышения эффективности работы. Наравне с денежными поощрениями, добавками к рациону и выдачей лагерных ваучеров, Гиммлер посчитал, что особой привилегией может стать и удовлетворение сексуальных желаний. Так в десяти концентрационных лагерях появились бордели для узников.
Работали в них отобранные из заключённых женщины. Соглашались они на это, пытаясь сохранить жизнь. Выжить в борделе было легче. Проституткам полагалось лучшее питание, они получали необходимое медицинское обслуживание и их не посылали на физически непосильные работы.