Файл: Вещественные доказательства общая характеристика. 5.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1100
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
1.1. Понятие вещественных доказательств и их место в системе доказательств.
1.2. Значение вещественных доказательств.
1.3. Виды вещественных доказательств.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК СОБИРАНИЯ, УЧЁТА И ХРАНЕНИЯ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ.
2.1. Особенности собирания и учёта вещественных доказательств.
2.2. Порядок хранения вещественных доказательств.
В-третьих, место нахождения вещественного доказательства зависит от необходимости проведения процессуальных действий с ним. Так, на досудебной стадии процесса вещественное доказательство может быть передано в экспертное учреждение на время, необходимое для проведения экспертного исследования. Кроме этого, если на досудебной стадии вещественное доказательство находится в правоохранительном органе, в котором ведется производство по уголовному делу, то на период судебного разбирательства до вступления в законную силу приговора или иного судебного постановления оно находится в суде. При этом к условиям хранения вещественных доказательств предъявляются единые требования.
В-четвертых, в зависимости от вида вещественного доказательства решается его дальнейшая судьба по окончании судебного разбирательства — либо уничтожение, либо реализация, либо передача законному владельцу.
2.3. Уничтожение вещественных доказательств
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 81 УПК РФ предметы, запрещенные к обращению, подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются.
Так, например:
Скоропортящиеся товары и продукция, если они пришли в негодность, подлежат уничтожению (п. 2 ч. 2 ст. 82 УПК РФ).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, предметы, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды, по правилам, установленным в ст. 82 УПК РФ, передаются на технологическую переработку или уничтожаются после проведения необходимых исследований.
Развивая данное положение, п. 3 ч. 2 ст. 82 УПК РФ предусматривает, что вещественные доказательства в виде изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (далее по тексту – наркотические средства и психотропные вещества) после проведения необходимых исследований передаются для их технологической переработки или уничтожаются по решению суда в порядке, установленном Правительством РФ, о чем составляется протокол в соответствии с требованиями ст. 166 УПК РФ. Таким образом, порядок уничтожения указанных вещественных доказательств определяется соответствующим Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 6474.
Пункт 3 ч. 2 ст. 82 УПК РФ определяет, что наркотические средства и психотропные вещества уничтожаются по решению суда. Данный порядок конкретизирован в ч. 4.1 ст. 82 УПК РФ: следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства расследования соответствующее ходатайство, если владелец не дал согласие на реализацию, утилизацию или уничтожение имущества.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 165 УПК РФ ходатайство о производстве следственного (выделено нами – А.К.) действия, касающегося реализации, утилизации или уничтожения вещественных доказательств, рассматривается судьей не позднее чем через 5 суток со дня его поступления в суд.
При рассмотрении данного ходатайства в судебном заседании вправе участвовать подозреваемый
, обвиняемый, их защитники и (или) законные представители, собственник или иной законный владелец предмета, признанного вещественным доказательством по уголовному делу. Рассмотрев указанное ходатайство, суд выносит постановление о разрешении производства данного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа (ч. 4 ст. 165 УПК РФ).
Необходимо сказать, что на практике крайне редко наркотические средства и психотропные вещества уничтожаются до принятия итогового решения судом или органами, осуществляющими предварительное расследование. Это обусловлено тем, что в процессе расследования или рассмотрения дела иногда возникает необходимость назначения дополнительной или повторной экспертизы изъятых наркотических средств или психотропных веществ. Известны случаи, когда повторные экспертизы пришлось назначать в связи с тем, что эксперты, их проводившие (в том числе в составе комиссии), в силу родственных связей с участниками уголовного судопроизводства подлежали отводу.
Кроме того, при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции участники судебного разбирательства в любой момент судебного следствия вправе заявить ходатайство об осмотре имеющихся в деле вещественных доказательств (ч. 1 ст. 284 УПК РФ). Представляется, что суд не вправе отказать в удовлетворении такого ходатайства, если оно имеет значение для дела. Более того, если вещественное доказательство имеет существенное значение для дела, а стороны не заявляют ходатайства о его осмотре, суд вправе сделать это по собственной инициативе.
Такая ситуация при рассмотрении уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств возникает нередко. Например, сторона защиты в целях опровержения правильности заключения судебно-химической экспертизы заявляет ходатайство об осмотре вещественного доказательства – наркотического средства, в целях демонстрации суду того факта, что наркотическое средство находится в смеси с нейтральным компонентом (например, героин смешан с сахаром), в связи с чем необходимо назначить повторную экспертизу для определения содержания «чистого» наркотического средства. Очевидно, что невозможность осмотра уничтоженного на стадии предварительного расследования вещественного доказательства в данном случае повлечет необъективность рассмотрения дела и в конечном итоге – несправедливость вынесенного судом решения.
Именно поэтому дознаватели, следователи и прокуроры практически никогда не используют предоставленную п. 3 ч. 2 ст. 82 УПК РФ возможность и не инициируют уничтожение рассматриваемых вещественных доказательств в процессе предварительного расследования, полагая, что этот вопрос должен быть разрешен судом в ходе судебного разбирательства при рассмотрении дела по существу и отражен в приговоре или ином итоговом решении6 .??????
С другой стороны, на наш взгляд, есть разумная необходимость в уничтожении наркотических средств и психотропных веществ, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным, до разрешения уголовного дела судом. Хранение таких вещественных доказательств зачастую влечет значительные расходы, которые впоследствии могут быть включены в процессуальные издержки (п. 6 ч. 2 ст. 131 УПК РФ).
Практика же показывает, что суды нередко взыскивают процессуальные издержки не с осужденных, а за счет средств федерального бюджета. Таким образом, уничтожение наркотических средств на досудебных стадиях уголовного процесса после проведения всех необходимых исследований обеспечивает, в том числе, процессуальную экономию.
Как уже было ранее сказано, наркотические вещества становятся предметом преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Наркотические средства и вещества, которые были конфискованы или изъяты в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и иных следственных действий и не могут быть использованы в медицинских, а также научных целях, подлежат уничтожению, о чем говорится в статье 29 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Для регулирования вопросов, связанных с хранением, использованием или утилизацией наркотических средств как вещественных доказательств, органы исполнительной власти разработали целый ряд нормативно-правовых актов, которые, по своей сути, призваны урегулировать данную сферу отношений. Именно данные нормативно-правовые акты будут основными источниками в такого рода вопросах.
Для уничтожения такого вещественного доказательства как наркотические средства необходимо основание. Под ним понимается объективная необходимость, подкрепленная решением суда, следователя или дознавателя, которое выражается соответствующим процессуальным актом. Под объективной необходимостью в данном случае понимается то, что хранение вещественных доказательств требует определенных финансовых затрат, а те доказательства, которые в дальнейшем нельзя использовать, соответственно, нет причин хранить33.
Говоря об основаниях, необходимо обратить внимание на то, что от него зависит порядок уничтожения наркотиков. Данные вещества уничтожаются по различным причинам:
во-первых, когда истек срок годности;
во-вторых, под каким-либо влиянием вещество стало непригодным для дальнейшего использования;
в-третьих, если возникают трудности при определении того, является средство наркотическим или психотропным;
в-четвертых, если наркотические вещества были конфискованы и их нельзя использовать в дальнейшем в научных или медицинских целях.
От это От чего этого? зависит и порядок уничтожения наркотиков. Например, наркотические средства могут быть переданы для уничтожения медицинскими учреждениями, которые используют в своей практике соответствующие вещества, а также аптеками, в чей ассортимент они входят.
При определении порядка уничтожения наркотических средств нужно обращать внимание на субъект, который передает вещества на уничтожение и на законное основание, в соответствии с которым они должны быть уничтожены.
Обратимся к специальному межведомственному приказу34, согласно которому, если уничтожение наркотиков не требует какой-либо технологической обработки, они могут быть уничтожены органом, обеспечивающим их хранение. При этом обязательно необходимо создать комиссию, состоящую из представителей органа, обеспечившего изъятие или конфискацию, органа, который обеспечил хранение наркотиков, а также органов здравоохранения и охраны окружающей среды. Не требующие технологической обработки наркотики уничтожаются путем сжигания в котельных или в яме глубиной не менее 50 сантиметров (предварительно они обливаются горючим веществом, после яма закапывается) или же иным безопасным способом.
Если при уничтожении наркотиков требуется специальная технологическая обработка, то нужно обратиться в государственные унитарные предприятия или государственные учреждения, которые имеют соответствующую лицензию.
Стоит отметить, что такое законодательное решение видится вполне логичным. Сотрудники органов следствия, представители специализированного ведомства по борьбе с наркотиками обладают знаниями в области предупреждения и пресечения соответствующих правонарушений, но знаниями в области химии, физики наркотических веществ, их токсических свойств, чаще всего, не обладают. Поэтому законодатель строго запрещает сотрудникам проводить те или иные ликвидационные действия с наркотическими веществами, уничтожение которых требует особых знаний в области технологической обработки