Файл: Оценка готовности детей к школе (Теоретические аспекты исследования психологических условий готовности ребенка к школе).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования психологических условий готовности ребенка к школе
1.1. Психологические особенности ребенка, поступающего в школу
1.2. Психологические условия готовности ребенка к обучению в школе
2. Экспериментальное исследование психологических условий готовности ребенка к школе
2.1. Описание выборки и методики исследования
2.2. Диагностика уровня готовности к школе на этапе констатирующего эксперимента
2.3. Формирование готовности к школе
2.4. Диагностика уровня готовности к школе на этапе контрольного эксперимента
Дети в возрасте 6-7 лет в этом возрасте могут освоить сложные формы сложения из бумаги, так же могут придумывать собственные, но для этого необходимо ребенка обучить сложению из бумаги.
Конструирование в этом возрасте может быть усложнен тем, что материал для конструирования из природного материала. Для дошкольников уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут представлять сложные отношения между людьми, животными.
Ребенок начинает регулировать свое поведение в соответствии со своими представлениями, о том, что хорошо, а что такое плохо. Ребенок испытывает чувство удовлетворения от того, что ведет себя хорошо, а когда ведет себя, плохо чувствует стыд. Он стремиться выполнять задания, которые дал ему взрослый качественно, сравнивать с образцом. Если, что-то не получилось, то переделывать. Это влияет на эффективность регуляции произвольного поведения. Ребенок может отказаться от нежелательных действий и выполнять не интересное задание, если понимает пользу от полученного результата.
В возрасте 6-7 лет дети очень ориентированы на реакцию взрослого. Дети очень чутко реагируют на похвалу и порицание, стараются привлечь к себе внимание. Ребенок нуждается в положительном внимании со стороны взрослого и стремится к сотрудничеству со взрослыми. Ребенок нуждается в уважении со стороны взрослого. Необходимо с ребенком анализировать результаты своей работы. Так же стоит с ребенком анализировать моральные поступки ребенка. Стоит с ребенком обсуждать моральные понятия.
Ребенок стремиться узнать больше о своих родителях и близких, круг интересов выходит за рамки круга интересов. Ребенок стремиться подражать взрослым. С ребенком необходимо разговаривать о том, что его интересует и не только, о том, что произошло на работе, о новых знакомых.
Большое значение для ребенка имеет общение со сверстниками. Избирательное отношение к сверстникам становится устойчивым, как раз в это время зарождается дружба. Дети продолжают сотрудничать между собой, и наблюдается конкурентные отношения. В общении со сверстниками ребенок старается проявить себя и привлечь внимание к себе. Ребенок может изменять свою точку зрение в связи со столкновением с общественным мнением.
У ребенка по окончанию дошкольного возраста начинается кризис 7 лет. Он проявляется в том, что ребенок начинает задумываться о своих действиях перед тем, как его совершить. Ребенок хочет показаться строгим и умным, в это время у ребенка появляется секреты от родителей.
Ребенок не хочет, что-то делать просто потому, что это предложил взрослый. Он настаивает, на чем не потому, что он этого очень хочет, а потому что он это потребовал. Ребенок стремится к самостоятельности, у него появляется стремление сделать все самому. Ребенок стремится проявить власть над всеми окружающими. Проявляет обесценивание по отношению к взрослым и по отношению к прежде любимым вещам. Поведение ребенка проявляется в бунте. Постоянно возникают детские ссоры с родителями по различным причинам иногда даже незначительным. Строптивость направлена не против самого взрослого. А против норм и правил поведения, установленные для ребенка, против привычного образа жизни.
У ребенка, поступающего в школу, должны быть сформированы определенный уровень познавательной активности, еще должна быть определенная психологическая готовность ребенка к школе. Готовность ребенка к школе не возникает просто так, она требует специальных занятий ребенком.
Подготовка ребенка к школе в современном обществе очень актуальна. Многие родители считают, что если ребенку дать определенные знания, умения и навыки, которые требует школа, в которую они пойдут, то этого достаточно. Некоторые родители о подготовке ребенка к школе вообще не задумываются. Подготовка ребенка к школе очень важна, но не только ребенку дать определенные знания, умения и навыки, но и психологически ребенка подготовить. Психологическая подготовка очень важна для ребенка. Так как ребенок, потупив в школу, попадает в новую ситуацию для него.
Изучение подготовки ребенка к школе изучали такие ученые как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, Е.Е. Кровцова и другие.
Л.С. Выготский считал, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется, прежде всего, потерей детской непосредственности. Он предполагал, что как раз потеря детской непосредственности это и есть следствие дифференциации внешней и внутренней жизни ребенка. И дифференциация становится возможной тогда, когда ребенок начинает обобщать свои переживания. У ребенка в 6-7 лет возникает такая структура, как переживание, при которой ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я добрый», «я злой» и т.д. [11, 190c.].
Л.С. Выготский подчеркивал, что готовность ребенка к школьному обучению не столько в количественном представлений об окружающем мире, сколько развитие психологических, ориентированных действий, в уровне мотивационной сферы[11, 203c.].
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной учебной программы в условиях обучение в коллективе.
Л.И. Божович указывала на то, что готовность ребенка к обучению к школе - это совокупность определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника.
В подготовку к школе входят такие компоненты как личностная, волевая готовность к школе, интеллектуальная. В личностный компонент входит формирование у ребенка новой социальной ситуации. Новая социальная ребенка подразумевает себя принятие новые правила, определенное отношение к школе, к сверстникам, взрослым и к самому себе. Ребенок должен выполнять задания, которые дает учитель, выполнять школьный режим дня. У ребенка меняется общение не только со взрослыми, но и со сверстниками. Ребенок к моменту поступления в школу должен уметь общаться со сверстниками и взаимодействовать с ними. Так же у ребенка должна быть адекватная самооценка. Адекватная реакция на замечания взрослых.
У ребенка должна быть сформирована волевая сфера. Чтобы он смог длительно выполнять задания учителя. Л.С. Выготский считал, что воля это одна из стадий становления произвольного поведения. Для начала ребенка контролирует взрослый словами, постепенно регуляция поведения ребенка переходит во внутренний план, то есть ребенок контролирует свое поведение словами про себя. Ребенок должен самостоятельно организовывать свое рабочее место, уметь начинать работу своевременно, уметь заканчивать начатое дело доводить до конца. Ребенок к поступлению в школу должен уметь достигать поставленной цели, достигая цель не пугаться трудностей. После того как ребенок сделал предложенные взрослым задания или дела должен уметь оценивать полученный результат, так же принимать помощь взрослого [11, 207c.].
В познавательный компонент готовности детей входят как раз все те знания, умения и навыки, которые будут необходимы в школьном обучении. Д.Б. Эльконин считал, что самое главное в подготовке ребенка к школьному обучению это формирование психологических предпосылок овладение учебной деятельности. А к предпосылкам он относил такие умения как умение ребенка подчинять свои действия, поведение правилам, умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение ребенка выполнять инструкции взрослого, умение ребенка действовать по образцу [42, 257c.].
Познавательный компонент так же представляет собой развитие мыслительных процессов. Это такие процессы как обобщение, сравнение, классификация, анализ и другие. Так же подразумевается, что к поступлению в школу у ребенка будет развито, в соответствии с возрастом, такие психологические процессы как восприятие, память, внимание и воображение. Должна быть сформирована речь (лексика, фонетика и т.д.).
В подготовительной к школе группе у детей завершается дошкольный возраст. К этому периоду формируется достижения, которые связанные с окружающим мире, как предметом человеческого культуры. Ребенок к концу дошкольного возраста осваивает формы позитивного общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Так у ребенка формируется половая идентификация и формирования позитивного образа школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок достигает высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет ребенку в дальнейшем успешного обучения в школе.
Если ребенка специально не готовить, то он не может сосредоточиться на уроке, не может влиться в режим работы на уроке. Он не проявляет инициативы, у ребенка затруднения в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Все эти затруднения не стоит допускать. Будут ли затруднения в школе зависит от того будет ли проходит подготовка и будет ли он вообще подготовка проходить. И насколько она будет эффективно проходит.
1.2. Психологические условия готовности ребенка к обучению в школе
Поступление ребенка в школу - важное и волнительное событие в жизни ребенка. Поэтому важное значение имеет подготовка ребенка к поступлению в школу. Подготовка ребенка к школе проходит по нескольким уровням это физическая подготовка, интеллектуальная, личностная, эмоционально-мотивационная и волевая подготовка. Подготовка ребенка заключения в сохранении и укрепления здоровья, а так же дополнение и расширение знаний, умений и навыков. Так же подготовка ребенка к школе заключается в психологической стороне. Но психологическая готовность ребенка формируется не сразу и не проста так.
Для того чтобы сформировать психологическую сторону ребенка к обучению в школе стоит обеспечить условия подготовки. В первую очередь для подготовки ребенка к школе стоит обеспечить предметно - пространственную среду, как в детском саду, так и дома.
Так же во время подготовки ребенка в школу необходимо соблюдать некоторые психологические условия. Для того, чтобы подготовка была более успешной необходимо соблюдать систематичность, последовательность, все занятия должны быть в соответствии с возрастом ребенка, желательно учитывать возможности ребенка - это то, что касается интеллектуальной и физической подготовки ребенка.
При подготовке ребенка к школе стоит так же обращать внимание на индивидуальные особенности самого ребенка. При проведении коррекционных занятий стоит учитывать индивидуальные особенности.
Развитие ребенка происходит в игре. В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, также в игре происходит развитие произвольного поведения. Д.Б. Эльконин связывал формирование произвольного поведения с постоянным подчинением своих поступков определенному образцу. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребенка появляется произвольность поведения. Стоит с ребенком играть в игры с правилами. Это еще одно из условий подготовки ребенка к школе [42, 289c.].
Еще одно условие подготовки ребенка к школе - это самообслуживание, помощь по дому или в детском саду. Во время помощи взрослому или сверстнику у ребенка формируется личностные качества. Ребенок учится сам себя обслуживать тем самым начатое дело доводить до конца. А помощь сверстнику в трудной ситуации формирует у ребенка нравственных качеств.
У ребенка в дошкольном возрасте развивается познавательная активность. Познавательную активность стоит поддерживать на протяжении всего дошкольного возраста, так как это один из компонентов подготовки ребенка к школе. Стоит познавательную активность у ребенка удовлетворят, то есть отвечать на интересующие вопросы ребенка, давать новые знания, но эти знания должны быть соответственно возрасту ребенка. Познавательная активность - один из компонентов психологической подготовки ребенка к школе. Стоит поддерживать познавательную активность на протяжении всего дошкольного возраста. Стоит отвечать на вопросы, которые задает ребенок, какими они не были, стоит давать ребенку новые знания в соответствии с возрастом.
Имеет большое значение в подготовке ребенка к школе продуктивная деятельность - это лепка, аппликация, рисование, конструирование и т.д. В данных видах деятельности у ребенка развивается планирование, целеполагание, контроль, коррекция собственной деятельности. Данные виды деятельности в последующем пригодятся при обучении в школе. Тем самым у ребенка развивается волевая сфера психологической подготовки ребенка к школе.
Е.Т. Волковой считает, что предпосылки учебной деятельности может возникнуть при определённой организации обучении, то ребенок считается подготовленным к школе, если ребенок не обучался организованно, то у ребенка наблюдается «не обучаемость» [10, 158c.].
По исследованиям Л.С. Выготского те дети, которые успешно учатся в школе, на момент поступления в школу не обнаружено ни малейшего признака зрелости тех психологических предпосылок, которые согласно теории должны предшествовать поступлению в школу [11, 210c.].