Файл: Права и обязанности граждан Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект № 6 на тему:  «Права и обязанности граждан Российской Федерации»

Домашнее задание

Для всех:

1. Прочитать конспект № 6 «Права и обязанности граждан Российской Федерации»

2. Выписать определения в тетрадь.

Для желающих:

1. Выполните задание, размещенное после конспекта.

Глоссарий:

Апатриды (греч. не имеющий родины) - лица, не имеющие права гражданства, подданства в каком-либо государстве. Апатриды подчиняются законам страны проживания, но их правоспособность существенно ограничена: они не пользуются избирательными и иными политическими правами.

Гражданство - устойчивая правовая и политическая связь человека с государством, политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству. Государство обеспечивает реализацию гражданами прав, защищает их внутри страны и за границей. От гражданина требуется соблюдение законов и других предписаний государства и выполнение конституционных обязанностей.

Грубые нарушения прав человека - наиболее серьезные нарушения прав человека, связанные с физической неприкосновенностью каждого человека - правом на жизнь. К ним относятся: политические убийства (внесудебные казни), исчезновения и пытки (так называемый "роковой треугольник"). Это понятие также охватывает неправомерные аресты, которые приводят к длительному заключению без суда.

Декларация (от лат. declaratio – объявление, провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация. В ней провозглашаются основные принципы, программные положения.

Дискриминация – ограничение или лишение прав людей по национальным, религиозным,  политическим и иным мотивам.

Конвенция – международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Конституция — это единый, обла­дающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.

Право человека - охраняемая, обеспечиваемая государством
, узако­ненная возможность что-то делать, осуществлять.

Свобода человека - это отсутствие каких-либо ограничений, стесне­ний в чем-то.

 

Ход лекции


Права человека

Вы уже знаете, что в основе жизни и деятельности человека лежит удовлетворение его потребностей. Один человек отличается от другого своими физическими особенностями, характером, интересами, поступками… Но каждому из нас необходимы пища и воздух, жилище и тепло, любовь и понимание, уважение и забота…

Можно сказать, что существует общность потребностей различных людей. Это означает, что каждый нуждается в некоторых обязательных условиях, необходимых для сохранения человеческой жизни и человеческого достоинства. А для этого в первую очередь должны быть признаны определённые права человека, т. е. его возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности. Можно говорить о гражданских, политических, социальных, экономических и культурных правах человека. Более подробную информацию о них ты получишь в старших классах. Здесь речь пойдёт лишь о некоторых из них.

Права гражданина подразделяются на права челове­ка и права гражданина.

Права человека

Права гражданина

Существуют независимо от их государственного призна­ния и законодательного за­крепления, вне связи челове­ка с конкретной страной

Признаются государством и законодательно закреплены в нормативных актах конк­ретной страны

Являются моральными и со­циальными понятиями, не всегда выступают как поня­тия юридические

Являются юридическими по­нятиями

Права могут подразделяться на гражданские (лич­ные), политические, экономические, социальные, куль­турные.
Система прав человека и гражданина, закрепленная в Конституции РФ

Наименование группы прав

Ее состав

Гражданские (личные) права — принадлежат че­ловеку   как   биосоциаль­ному существу (ст. 19-25; 27-29; 45-54;60;62)

Право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность;  честь  и  до­стоинство;  гражданство;  равенст­во перед законом и судом; свободу совести, свободу слова; тайну пере­писки,   телефонных   переговоров, почтовых и иных сообщений и др.

Политические права — обеспечивают   возмож­ность участия граждан в политической   жизни страны (ст. 30-33; 63)

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; мирных собраний; создания союзов и объ­единений;  направлять личные  и коллективные обращения в орга­ны власти и др.

Экономические права — обеспечивают   возмож­ность свободного распо­ряжения средствами про­изводства, рабочей силой, предметами потребления (ст. 34-37)

Право быть собственником; право наследования; на труд; свободный выбор профессии и рода занятий; отдых; защиту от безработицы и др.

Социальные   права   — обеспечивают благосо­стояние и достойный уро­вень жизни (ст. 38-43)

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, ин­валидности, потери кормильца; на жилище; образование; медицин-

с­кую помощь; защиту материнства и детства; благоприятную окру­жающую среду и др.

Культурные   права   — обеспечивают  духовное развитие  и  самореали­зацию личности (ст. 26; 44)

Право на участие в культурной жизни, доступ к культурным цен­ностям; свободу творчества; куль­турную самобытность (пользова­ние родным языком, националь­ными обычаями, традициями и т.д.)


Гражданские права могут быть названы исходными, т. е. такими, без признания которых вообще не имеет смысла говорить о правах человека. Это, прежде всего, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство.

Политические права обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны.

Экономические и социальные права ориентированы на благосостояние, социальную защиту, достойный уровень жизни. Каждый человек имеет право быть собственником, наследовать имущество. Он имеет право на труд, на образование, на жилище и медицинское обслуживание и другие социальные права.

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности: право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и др.

Каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.

Ещё в XVII в. английский философ Джон Локк (1632 – 1704) так сформулировал идею естественного происхождения прав человека: «Человек рождается, имея право на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий другой человек или любые другие в мире…» Люди заговорили о своих правах десятки веков назад. Вы уже знаете о реформах Солона в Афинах (VI в. до н. э.), английских Великой хартии вольностей (1215) и Билле о правах (1689). В курсе истории Вам предстоит знакомство с американской Декларацией независимости (1776) и французской Декларацией прав человека и гражданина (1789).

22 марта 1943 г. стало последним днём для жителей белорусской деревни Хатынь. Фашисты согнали хатынцев в сарай и подожгли его, а тех, кто пытался спастись от огня, расстреливали из пулемётов. 149 человек, из них 76 детей, навечно остались в этой адской могиле.

Страшная участь хатынцев, как и многих других жителей европейских стран, прежде всего, славян и евреев, была определена задолго до их фактической гибели. Фашисты считали, что существуют полноценные и неполноценные народы: одни созданы для того, чтобы управлять миром, другие – для того, чтобы быть рабами. При этом они присвоили себе право вершить судьбы миллионов людей: решать вопрос о том, оставить человека на свободе или отправить в концентрационный лагерь; сохранить или отнять у него жизнь. В газовых камерах фашистские палачи ежедневно отравляли сотни людей. Днём и ночью в лагерях уничтожения дымили крематории, сжигавшие трупы замученных.


Вдумайтесь в следующие цифры: из 240 тыс. заключённых (из 33 стран), прошедших через концлагерь Бухенвальд, умерли или были убиты 56 тыс. человек. В лагере Освенцим было истреблено свыше 4 млн. человек. А таких лагерей насчитывалось несколько десятков по всей Европе.

В 1945-1946 гг. состоялся Нюрнбергский процесс над военными преступниками Второй мировой войны. Их обвиняли в убийстве миллионов невинных людей, уничтожении военнопленных и гражданского населения, создании концлагерей и других преступлениях. Почти все подсудимые были признаны виновными и приговорены к различным видам наказания.

Государства приняли решение объединить свои усилия для того, чтобы предотвратить даже саму возможность повторения преступлений против человечества.

Они начали договариваться о тех правилах и принципах жизни, которые помогут защитить человека. Первый шаг на этом пути был сделан 10 декабря 1948 г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, определившую и провозгласившую круг основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему соблюдению.

Какие уроки можно извлечь из этих событий?

Во-первых, государства осознали, что права человека не могут быть вопросом только внутренней политики, что предотвратить новую мировую катастрофу возможно только совместными усилиями всех стран. Во-вторых, был признан всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека.

Давайте разберёмся в этой характеристике. Права человека носят всеобщий характер: все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Это значит, что независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения каждый имеет одинаковые права.

Права человека неотчуждаемы (неотъемлемы), т. е. неотделимы от самого человека. Они принадлежат всем людям именно потому, что они – люди, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать.

Права человека неделимы: каждый человек обладает всей совокупностью прав. Нельзя пользоваться одними правами и быть лишёнными других.

Основные положения Декларации получили своё развитие и были конкретизированы в международных пактах о правах человека (1966).

Можно сказать, что права человека – это понятие, которое характеризует меру свободы человека, его автономность, то есть определённую независимость, самостоятельность человека по отношению к государству, его возможность делать, осуществлять что-либо в экономической, социальной, политической и духовной сферах.


Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности. Благодаря этому права обретают границы дозволенного.

Рассмотрим в качестве примера некоторые гарантии права на образование.

Допустим, Ваша семья переезжает в другой район, город или область. Вы продолжаете своё обучение в новой школе по тем же предметам, которые изучали раньше, потому что государством определены предметы, обязательные для изучения во всех школах.

Согласно Конституции Российской Федерации Вы имеете право получить бесплатно основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Основное общее образование обязательно. Родители обязаны обеспечить детям получение основного общего образования. После окончания школы на конкурсной основе (успешно сдав вступительные экзамены) вы можете получить бесплатно первое высшее профессиональное образование в государственном образовательном учреждении.

 Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (например, сироты, инвалиды), также имеют право на образование. Для этого создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение.

Итак, обязанность государства – гарантировать права конкретного человека.

Где проходит граница твоих прав

Каждый человек обладает правами, но он также обязан соблюдать права других людей.

Иногда люди оказываются в таких ситуациях, в которых их права вступают в конфликт. Тебе уже известно, что конфликты возникают по разным причинам. Бывают и конфликты из-за нарушения прав.

Рассмотрим пример.

Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Дети были довольны, несколько часов подряд они исполняли любимые песни. Но Саше нужно было готовиться к контрольной работе. Он стал заниматься, а Оля продолжала петь. Вскоре Саша понял, что пение сестры мешает ему сосредоточиться, и попросил её сделать перерыв, чтобы он смог заниматься. Оля сказала, что она будет петь, пока ей не надоест, потому что завтра у неё свободный день. Её ответ рассердил Сашу настолько, что он на полную мощность включил телевизор.