Файл: Тема Основные понятия о праве и государстве Вопрос Понятие, признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Понятие, предмет и система административного права.
Вопрос 1. Понятие, задачи, предмет, источники уголовного права.
Вопрос 2. Преступление и наказание в уголовном праве.
Вопрос 1. Предмет, метод, источники, принципы гражданского права.
Вопрос 2. Субъекты и объекты гражданских правоотношений.
Вопрос 3. Сделки как юридические факты в гражданском праве.
Вопрос 4. Сроки в гражданском праве.
Тема 6. Основы гражданского права (особенная часть)
Вопрос 1. Право собственности и иные вещные права.
Вопрос 2. Обязательства в гражданском праве.
Тема 7. Основы семейного права
Вопрос 2. Институты семейного права.
Вопрос 1. Понятие, предмет, функции принципы трудового права.
Вопрос 2. Понятие и классификация субъектов трудового права.
Тема 2. Конституционное право как основа публичного и частного права
Вопрос 1. Понятие, предмет, источники и система конституционного права РФ.
Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.
Конституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих права человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Предметом конституционного права РФ являются общественные отношения в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина, а также устройства государства и государственной власти.
Таким образом, предметом конституционного права РФ являются:
1. Принципы государственного устройства. В них выражаются основные характеристики государства - суверенитет, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы и ее реализации, общие основы функционирования всей политической системы.
2. Основы правового статуса личности. Представляет собойсовокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых конституцией обязанностей человека.
3. Основы федерализма. Это основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ за счет, которого обеспечиваются единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации.
4. Основы построения государственного аппарата. Конституционные нормы закрепляют основные принципы построения системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности.
5. Основы политического режима. Это система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе. Характер политического режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.
Рассматривая классификацию источников конституционного права Российской Федерации, следует отметить, что они подразделяются на две основные группы источников: естественное и позитивное право. Думается, однако, такой подход характерен для конституционного права, как науки или учебной дисциплины, но не как для отрасли российского права.
Естественным правом являются общечеловеческие представления о свободе, справедливости, а также неотъемлемости прав человека.
Несмотря на это, в современной России источником права признается лишь позитивное право, о котором будет сказано далее.
К позитивному праву, относятся следующие источники конституционного права РФ:
1.Конституция Российской Федерации. - Конституция является основным источником конституционного права Российской Федерации. Ее роль обусловлена различными факторами, определяющими положение конституции среди других источников конституционного права.
Во-первых, конституция выступает наивысшей формой воплощения государственной воли народа. Она принимаются на референдуме народом Российской Федерации. Конституция устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Они касаются сущности и формы государства, механизма государственной власти, функционирования гражданского общества, прав и свобод человека и гражданина.
Во-вторых, конституция обладают высшей юридической силой. Законы и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, действия граждан, общественных объединений, должностных лиц и государственных органов не должны противоречить конституции.
В-третьих, конституционные нормы являются первичными и имеют учредительный характер. Для конституции не существует каких-либо обязательных предписаний позитивного права.
В-четвертых, нормы конституции являются важнейшим источником не только конституционного права, но и всех других отраслей права: они составляют основу правового регулирования всех общественных отношений в Российской Федерации.
2.Законы. - Конституция Российской Федерации предусматривает издание Федеральным собранием РФ федеральных конституционных законов и федеральных законов. Конечно, источником конституционного права являются не все законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы. В первую очередь, таковыми являются федеральные конституционные законы. Что же касается федеральных законов, то они являются источником конституционного права, если содержат нормы регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управления.
3.Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры и соглашения. - Эти акты служат источником конституционного права в том случае, если регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их прямое применение в данной стране. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15). И это не удивительно, в конституциях многих стран есть положение о приоритете международного права перед внутригосударственным.
Внутригосударственные договоры заключаются обычно между центральными органами государственной власти и органами государственной власти регионов в целях разграничения между ними полномочий. Широкую практику получили внутригосударственные договоры в Российской Федерации, где источником конституционного права остается Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., договоры между Российской Федерацией и отдельными субъектами Федерации (Татарстаном, Башкортостаном, Краснодарским краем, Свердловской областью и др.). Некоторые субъекты Федерации заключили между собой договоры по конкретным вопросам. В таких актах также содержатся конституционно-правовые нормы. Возможность заключения договоров между субъектами Российской Федерации, в частности между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области, в состав которого входит округ, предусмотрена Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 66).
4.Нормативные правовые акты исполнительной власти. - К ним относятся многочисленные акты, издаваемые главой государства, правительством, министрами и т. д. Важность этих актов в жизни каждой страны объясняется ролью в государственном механизме главы государства и правительства.
Акты главы государства и акты правительства являются подзаконными, что же касается юридической силы, то акты главы государства, как правило, имеют преимущество перед актами правительства. Такие акты называются по-разному: декреты, указы, ордонансы и др. В некоторых странах парламент может делегировать главе государства право на издание актов, имеющих силу закона. В Российской Федерации Президент издает Указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент может издавать указы и по тем вопросам, которые законодательно не урегулированы. Однако с принятием Федеральным Собранием соответствующего закона акт Президента теряет силу.
Акты исполнительной власти являются источником конституционного права лишь тогда, когда содержат его нормы.
5.Судебные решения. - Помимо нормативно-правовых актов исполнительной власти, к источникам права относятся постановления Конституционного суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции.
6.Акты органов местного самоуправления. - Поскольку Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12), то акты органов местного самоуправления могут содержать нормы конституционного права. Такие нормы имеются, например, в уставах, статутах муниципальных образований, поскольку они регулируют отношения, связанные с осуществлением публичной власти.
Система конституционного права – это единство взаимосвязанных норм конституционного права РФ, образующих совокупность конституционно-правовых институтов.
Система конституционного права РФ включает в себя следующие институты:
1. основы конституционного строя РФ;
2. основные права и свободы человека и гражданина в РФ;
3. федеративное устройство;
4. избирательная система (избирательное право);
5. президентская власть;
6. законодательная власть;
7. исполнительная власть;
8. государственная власть субъектов РФ;
9. судебная власть и прокуратура в РФ;
10. местное самоуправление;
11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.
Вопрос 2. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Конституционный строй - это определенная форма, или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.
Поскольку конституционный строй РФ включает целую систему отношений, складывающихся в обществе, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные нормы права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства.
лементы конституционного строя Российской Федерации:
1. Россия – демократическое государство.
Это означает, что источником государственной власти является ее народ. Демократическое государство основывается на принципе разделения властей.