Файл: Дипломная работа тема работы Совершенствование мерчендайзинга в розничной торговле.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 395
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.Создание ассортимента АО «Геба» является разработкой стратегии продукта, основная цель которой выбор оптимального ассортимента, который в свою очередь способен удовлетворить потребности потребителей и дающего прибыль.
3.Организация мерчендайзинга торгового предприятия. Мерчендайзинг – востребованное и достаточно перспективное направление для бизнеса, который ориентирован на построение маркетинговых коммуникаций с
64
целью увеличения сбыта, с привлечением покупателей в места продаж, без необходимости энергичного участия продавцов и персонала торговых точек.
3.2 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию мерчендайзинга продукции Nestle в АО «Геба»
Чтобы работа мерчендайзеров АО «Геба» приносила результаты, необходимо придерживаться определенных правил, таких, как:
-
Разработка мерчендайзинг–бука и планограммы
Успех используемой идеи мерчендайзинга заключается в том, чтобы формировать и выполнять стандарты, которые составлены на основе разработки мерчендайзинг–бука, где указаны стратегии компании и продвижение бренда с помощью разных каналов. Также разрабатывается для мерчендайзеров и планограмма, по которой должна производиться выкладка товара на территории торговых точек – представляет собой схему расположения товаров в отделах каждого типа и на полках торговых точек.
Мерчендайзинг–бук представляет собой руководство, где указаны ряда следующие параметры:
-
Основы работы мерчендайзинга;
-
Описание и классификация торговых каналов;
-
Описание наилучших мест расположения товара в торговой точке;
-
Подразделение на характеристики и виды торговых точек;
-
Концепция политики мерчендайзинга компании;
-
Правила в формировании дополнительных мест продаж;
-
Приоритетные SCU в ассортименте компании;
-
Правила по размещению POS-материалов;
-
Схемы типовых выкладок товара на территории торговых точек;
-
Правила по представлению новинок;
-
Методики ротации товара;
-
Описание этапов визита к клиенту;
65
-
Мерчендайзинг при рекламных акциях;
-
Описание практических преимуществ работы со стандартами мерчендайзинга.
Планограмма. Принципиально соблюдать упорядоченность представления товаров в полочном пространстве. Продукция должна размещаться согласно предписанной схеме планограммы. Каждая позиция ассортиментного перечня на данной схеме должна приводиться максимально подробно, указывая точное место для расположения каждой единицы.
При составлении такой схемы нужно учитывать предпочтения поставщиков и потребителей. Потраченное на составление планограммы время полностью компенсируется посредством сокращению трат времени для расположения товара на территории торговой точки.
-
Определение высоты «золотой полки» для товара
Классически «золотая полка» находится немного ниже глаз потребителя
– на 15-20 см. Нужно сначала определить своего целевого покупателя, кроме того, нужно учитывать пол потребителей. Потом нужно определить средний рост своих покупателей. В случае с товарами FMCG – в 80% случаев их приобретают женщины. Крепкий алкоголь в основном покупается мужчинами.
Шоколад Nesquik рассчитан на детей. С помощью этих данных и подбирается расположение «золотой» полки именно для вашей продукции.
-
Выделение товаров в корпоративный блок
Корпоративный блок объединяет товары одной категории (подкатегории) в общей линейке вместе. Такой вариант позволяет повысить возможности дополнительного продвижения благодаря бренду производителя.
-
Выкладка определенного количества товара
Наполняемость полки должна быть хорошей - это правило фиксирует наше внимание на том, что покупатель может отказаться от покупки привычного или нового товара по психологическим причинам: если покупатель видит на полке небольшое количество товара, то он может подумать, что это остатки, а такая мысль отбивает желание покупать товар.
66
-
Создание эффекта востребованности товара
Внимание покупателей привлекает полная и достаточно широкая выкладка товаров на полке. Однако более существенной стимуляции продаж позволяет добиться отсутствие нескольких уже «проданных» установок на полке.
6.Мерчандайзинг должен стать результатом совместных действий производителя, продавцов и дистрибьюторов. Правила мерчендайзинга основаны на учете интересов трех участников процессов, но ставятся на первое место потребности именно покупателей.
-
«Фокусный пункт»
Товары должны находиться в фокусе внимания покупателей – на центре витрины со смещением вправо. Для реализации продукции на территории торговых точек, с внушительным торговым пространством, нужно обеспечить зонирование пространства по принципу «магазин в магазине».
-
«Движение глаз»
Глаза покупателей в магазине двигаются подобно чтению страницы с эпиграфом – сначала внимание привлекает правый верхний угол, далее взгляд идет слева направо зигзагом, затем сверху вниз.
-
«Визуальное восприятие»
Покупатели принимают информацию значительно осознаннее в пространстве, находящемся в 30 градусах от точки фокусировки взгляда. Если планируете выйти на ведущие позиции на розничной полке, должны заполнить своей продукцией пространство, превышающее эти 30 градусов.
-
«Обратные часы»
Основная часть покупателей – правши. Поэтому движение по торговому залу происходит против часовой стрелки, обходя его по внешнему периметру. 90% покупателей предпочтут обойти зал по периметру. Из всего числа лишь 40% оказываются внутри магазина.
-
«Золотой треугольник»
67
Основой принципа «золотого треугольника» создает определенное правило – чем больше площадь между кассовым узлом, входом и самым продаваемым товаром, тем больше вероятность выхода на максимальный уровень продаж.
-
Эффект «дорогого товара»
Метод предполагает использование подсветки либо дизайнерской выкладки.
Эффект «дешевизны товара». Выкладка товаров производится горизонтальными блоками. Находятся в течение одного пролета товары с одинаковой ценой в 70 р.
13. Сглаживание сезонности товара
Возможно на одинаковом стеллаже расположение разных групп товаров,
-
зависимости от конкретного периода времени.
-
Без запаха
Товары с сильным и резким запахом не должны быть преградой для продажи других товаров.
-
Не обманывайте
Необходимо использовать эстетичные, правдивые ценники, соответствующие товару. Полезным дополнением станет каталог продукции у прилавка – для просмотра информации и удобного поиска цены интересующих товаров.
-
Товар с истекающим сроком годности
Нужно переставлять ближе к покупателю продукцию с подходящим сроком годности, чтобы избежать остатков просроченной продукции.
9 из 10 зашедших в магазин потребителей сначала не планируют покупку товара конкретного бренда. Даже постоянная реклама в средствах массовой информации еще не является гарантией продаж. Поэтому сомневаться в огромной роли мерчендайзинга для успешных продаж не приходится. Специалистам в сфере мерчендайзинга нужно понимать технологию
68
грамотного распределения товаров для оптимального давления на целевых потребителей.
Необходимо отметить 4 главные составляющие мерчендайзинга. Благодаря работе над совершенствованием каждой составляющей мерчендайзинга удастся эффективнее стимулировать уровень продаж.
Логистика – подразумевает определение оптимального запаса товаров на территории торговой точки, чтобы представить необходимое количество на полках и быстро пополнять ассортимент.
Представление – специфика выкладки продукции в торговых точках, обеспечение POS–материалы для целевого потребителя.
Человеческий фактор – продавец-консультант обязан располагать необходимой квалификацией для грамотного и эффективного общения с покупателями.
Атмосфера – дизайн в точке продаж, располагающий к покупкам, в том числе соответствующее освещение, музыкальное сопровождение, температура воздуха и др.
Для контроля эффективности мерчендайзинга в деятельности АО «Геба» необходимо использовать следующие основные параметры:
-
Количество чеков;
-
Средний чек магазина;
-
Отдача одного квадратного метра магазина.
По отделам внутри АО «Геба»:
-
Распределение покупок по категориям.
-
Число наименований товаров в покупке из одного отдела.
-
Отдача с одного квадратного метра. Сравнение позволит понять наиболее и наименее востребованные отделы.
Основные правила мерчендайзинга можно разделить на 3 основные категории:
-
Правила эффективного расположения продукции, в основе которых особенности визуального восприятия человека;
69
-
Правила формирования ассортимента и торгового запаса;
-
Правила эффективной презентации продукции.
Особенное внимание следует уделить правилам по обеспечению эффективного расположения продукции. Всегда необходимо располагать продукцию таким образом, чтобы обратить товар лицевой стороной упаковки к посетителю. И при этом товар должен отлично просматриваться с разных сторон. На упаковке должна приводиться легкочитаемая и краткая информация. Лучше всего выкладку производить блоком товара, чтобы привлечь большее внимание.
Необходимо ввести в штат предприятия должность мерчендайзера. Мерчендайзеры стали востребованными специалистами в деятельности
всех компаний на рынке розничных и оптовых продаж.
Мерчендайзеру предстоит решать следующие задачи:
-
Контролировать выкладку товаров в торговых точках;
-
Контролировать наличие всего ассортимента товара компании в магазине;
-
Следить за расположением витрин и доп. оборудования.
Также должностные обязанности этого специалиста могут быть дополнены размещением POS–материалов для привлечения внимания целевой аудитории к продукции, расставляя товары с учетом корпоративной политики,
-
повышением доли полки для товаров. Также обязанности специалиста могут быть дополнены;
-
Регулированием розничных цен;
-
Составлением заказов;
-
Пополнение запаса товаров в магазине;
-
Контролем и поддержанием товарного вида упаковки.
Формируются требования к специалисту в зависимости от сферы деятельности. Обычно к нему не выдвигаются особые требования, ведь новичок может учить необходимые принципы во время работы. В числе основных требований к мерчендайзеру можно отметить:
70
-
Возраст от 18 лет.
-
Умение работать на компьютере на уровне пользователя.
-
Российское гражданство. Иногда допустимо и гражданство Белоруссии.
-
Готовность к физическим нагрузкам.
-
Оформление санитарной книжки при работе с продовольственными продуктами.
Зависит оклад данного специалиста от типа занятости (частичная либо полная), региона и конкретной компании. В среднем зарплата равна 30 тыс. рублей, хотя иногда может составлять и 8-15 тыс. рублей – при частичной занятости. На зарплату специалиста влияют образование, наличие автомобиля и дополнительных навыков – всѐ это может повышать зарплату вплоть до 70 тыс. рублей в месяц.
Для того чтобы штат сотрудников был оснащен достаточным количеством информации по принципам работы и покупатели были удовлетворены посещением торговой точки, необходимо их сначала обучить и
-
периодичностью хотя бы один раз в год проводить дополнительные тренинги по повышению квалификации [3,с.60]. Существуют фирмы, которые нам могут в этом помочь, они так и называются «Центры обучения мерчендайзеров и повышения их квалификации». Например, в городе Томске существуют курсы,