Файл: Дипломная работа тема работы Совершенствование мерчендайзинга в розничной торговле.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 392

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


23

Итак, окончательной составляющей успеха продаж – это атмосфера торгового пространства, которая в свою очередь подразделяется на элементы. Данные приведены в таблице 8.
Таблица 8 – Элементы атмосферы торгового зала


Наименование

Определение




Применяются в качестве дополнительных источников информации для




упрощения восприятия и поиска необходимых товаров. Они несут в

1. Визуальные

себе элементы

компоненты

личного «обращения» товара к покупателю, создают ощущение




красоты, романтики, предлагают развлечения и т.п. К ним относятся




изображения, знаки, указатели, эффекты.




Используются для того, чтобы выделить секции, товары, создать




определенное настроение, пробуждение чувств, которые соответствуют




конкретному отделу или подкрепляет имидж магазина, а также




используется для того, чтобы формировать дизайн магазина. Вместе с




другими элементами атмосферы торгового пространства освещение




дает возможность скрыть недостатки архитектуры, которые очень часто

2. Световые

встречаются в торговых залах, которые размещаются в зданиях,

эффекты

изначально предназначенных для других целей, и устранить которые




другими способами невозможно. Кроме того, часто световые эффекты




используют в таких целях, как:




1.Выделение определенных секции;




2.Выделение товаров на полке;




3.Создание положительного настроения у покупателей;




4.Скрытие недостатков.




Цвет определяется одним из самых значимых факторов влияния на




внимание и психологию человека на подсознательном уровне и




адаптивные свойства покупателей. Именно поэтому его часто

3. Цвет

используют для решения таких задач, как:




1.Улучшение имиджа магазина;




2.Создание определенного настроения персонала и посетителей;




3.Регулирование активности;




Музыка в торговом зале может внести невероятно значимый вклад в




формирование атмосферы магазина в целом, дифференцированной




адекватно поведению посетителя на различных этапах маршрута его




движения. Музыку возможно использовать для решения целого ряда

4. Музыка

задач, таких как:




1.Выделение сегмента;




2.Воздействие на скорость движения;




3.Создание различных образов;




4.Привлечение или направления внимания.




Запахи являются основой обоняния и оказывают самое сильное и




быстрое влияние на эмоциональное состояние человека, позволяют

5.Запахи

оперативно сформировать атмосферу. Запахи можно использовать для




привлечения внимания и управления другими познавательными




ресурсами покупателей на подсознательном уровне.





24

Продолжение таблицы 8





Торговый персонал также может благоприятно влиять на покупателей




6.Торговый

своей приветливостью, опрятным внешним видом, своим




персонал

профессионализмом и знанием товара, вызывая у покупателей доверие







и уверенность в правильности решения о покупке.







Концентрация людей может привести к уменьшению времени







пребывания посетителя в магазине или вовсе отложить несрочные




7.Концентрация

покупки; отсутствие людей может создать сомнение о том, что




магазин не пользуется популярностью. Поэтому привлекательным с




людей




точки зрения покупателя является магазин, в котором













всегда есть посетители, но при этом можно свободно передвигаться по







территории торгового зала.




8.Парковка

В крупных и средних городах возможность припарковать машину




автомобилей возле

торгового центра становится важным фактором его




магазинов

привлекательности для большинства покупателей.







1.3 Оценка эффективности применения мерчендайзинга в розничной торговле

На сегодняшний в России у многих торговых компаний, как зарубежных, так и отечественных, имеется своя собственная система мерчендайзинга: штат мерчендайзеров, разработанные планограммы компании для различных видов оборудования, которые адаптированы для каждого канала продаж [30]. Постоянно составляются отчеты об установленном новом оборудовании, размещенных POS - материалов, проведенных промо - акций в торговых точках, отсутствии запасов товара (out of stock). Регулярно фирмы прибегают к услугам специальных агентств, которые специализируются на организации аудита, но в основном проверки осуществляются по критериям заказчика – то есть оцениваются задачи, которые ставились перед командой мерчендайзеров на протяжении определенного времени. Таким образом назвать подобный аудит абсолютно независимым невозможно. Наоборот, сотрудники агентства смогут обеспечить проверки, обеспечить их постоянность, а также эффективную подготовку исполнителей с целью сбора объективной информации об уровне мерчендайзинга, как клиента, так и конкурентов.
Статистические данные, которые отражают ситуацию на рынке аудита, очень малы. Кроме того, иностранные компании в России вкладывают в

25

развитие системы мерчендайзинга от 10 млн. долларов до 50 млн. долларов в год и не более 5% от этой суммы расходуют на то, чтобы ввести внутреннюю отчетность и организовать внешнюю аудиторскую проверку. И тем не менее, также осуществляют оценку только главных элементов – стимулирование продаж, стимулирование сбыта, директ-маркетинг, дизайн и производство POS-материалов.
Любое торговое предприятие в наши дни вынуждено работать в условиях жесточайшей конкуренции, ведь потребитель тщательно выбирает, в каком магазине совершать свои покупки. Мелочи, которые остаются незаметными для руководства торгового предприятия, могут существенно влиять на поведение и темперамент покупателя, что в конечном итоге часто приводит к выбору в пользу другого магазина [9,с.54]. Чтобы не допустить подобного и не только удержать своих клиентов, но и привлечь новых посетителей, которые пожелают стать здесь постоянными покупателями, опытные маркетологи часто решаются на аудит торгового предприятия, или торговый аудит. В результате они рассчитывают получить полную картину эффективности продаж того или иного товара, определить объем и долю рынка его потенциального сбыта, провести анализ и сравнить различные товары одного ценового сегмента, а также откорректировать позиционирование на рынке.

Для проведения подобного рода аудиторской проверки торговое предприятие должно предоставить специалистам как можно более полную информацию о ценах, ассортименте и продажах товара или их группы, продвижение которых, по мнению маркетологов, нуждается в оптимизации. С этой целью используется анализ POS-отчетов (от английского Point of Sale –
«точка продаж»), материалы проводившихся трейд-маркетинговых мероприятий и отчеты по ним, имеющаяся матрица товаров и их распределение


  • соответствии с утвержденной планограммой, а также контролируется деятельность штата мерчендайзеров торгового зала. Эта совокупная информация рассматривается и систематизируется аудиторами, которые на ее

26

основании делают вывод о целесообразности осуществляющихся в данном торговом предприятии мер по продвижению той или иной продукции и соответственно предлагают ряд процедур по увеличению объемов продаж.
По результатам аудиторской проверки специалисты сформируют рекомендации для торгового предприятия, которые фактически будут реализовываться линейным персоналом магазина, мерчендайзерами и продавцами. Зачастую именно здесь кроется источник проблем, поэтому при систематических недочетах в их работе целесообразным видится выведение мерчендайзинга за штат торгового предприятия.
При выполнении аудита торговых организаций используется специально разработанные для этого методики – вся собранная информация систематизируется по различным группам (цена, ассортимент и так далее) и обрабатывается.
Но для того, чтобы картина была действительно полной, необходимо правильно сформировать выборку и в ходе аудита торгового предприятия получить максимально достоверные сведения.
Для продвижения выбранного товара, помимо услуг мерчендайзинга, необходимы профессиональные услуги по аудированию торговых точек.
Отдел аудита обычно выполняет такие функции, как:
1.Постоянный контроль над соблюдением рекомендаций производителя в работе мерчендайзеров и выполнением договорных условий;
2.Предоставление отчета о текущей ситуации в каждой торговой точке;
3.Информирование о нарушениях в работе мерчендайзеров с целью вмешательства и моментальной корректировки.
Производитель с определенной периодичностью совершает аудиторские проверки команды мерчендайзеров для усовершенствования их деятельности и повышения объемов продаж и эффективности их работы[7,с.20]. Существуют некоторые критерии оценки работы мерчендайзера. Данные приведены в таблице 9.


27

Таблица 9 – Критерии аудиторской проверки


Ассортимент

Расположение

Оформление




Товарная матрица

Местоположение

Цена




1.Приоритетный

7.Уровень груди

13.Цена в пределах




ассортимент













2.Приоритетные

8.Первый по ходу

14.Четко оформленный




упаковки

движения

ценник




3.Минимальное

9.Продукция вне ящиков

15.Правильный POS




количество фэйсингов
















10.Выставлено в

16.Правильное послание




4.Процент занимаемого

POS–материалов (в




соответствии с




пространства

соответствии с




планограммой







матрицей)













5.Минимальная

11.Логотип в сторону

17.Внешний вид




заполненность

покупателя

продукции




6. FIFO (принцип

12.Упаковки

18.Внешний вид




располагаются




ротации продукции)

упаковки




вертикально