Файл: Дипломная работа тема работы Совершенствование мерчендайзинга в розничной торговле.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 392
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23
Итак, окончательной составляющей успеха продаж – это атмосфера торгового пространства, которая в свою очередь подразделяется на элементы. Данные приведены в таблице 8.
Таблица 8 – Элементы атмосферы торгового зала
Наименование | Определение |
| Применяются в качестве дополнительных источников информации для |
| упрощения восприятия и поиска необходимых товаров. Они несут в |
1. Визуальные | себе элементы |
компоненты | личного «обращения» товара к покупателю, создают ощущение |
| красоты, романтики, предлагают развлечения и т.п. К ним относятся |
| изображения, знаки, указатели, эффекты. |
| Используются для того, чтобы выделить секции, товары, создать |
| определенное настроение, пробуждение чувств, которые соответствуют |
| конкретному отделу или подкрепляет имидж магазина, а также |
| используется для того, чтобы формировать дизайн магазина. Вместе с |
| другими элементами атмосферы торгового пространства освещение |
| дает возможность скрыть недостатки архитектуры, которые очень часто |
2. Световые | встречаются в торговых залах, которые размещаются в зданиях, |
эффекты | изначально предназначенных для других целей, и устранить которые |
| другими способами невозможно. Кроме того, часто световые эффекты |
| используют в таких целях, как: |
| 1.Выделение определенных секции; |
| 2.Выделение товаров на полке; |
| 3.Создание положительного настроения у покупателей; |
| 4.Скрытие недостатков. |
| Цвет определяется одним из самых значимых факторов влияния на |
| внимание и психологию человека на подсознательном уровне и |
| адаптивные свойства покупателей. Именно поэтому его часто |
3. Цвет | используют для решения таких задач, как: |
| 1.Улучшение имиджа магазина; |
| 2.Создание определенного настроения персонала и посетителей; |
| 3.Регулирование активности; |
| Музыка в торговом зале может внести невероятно значимый вклад в |
| формирование атмосферы магазина в целом, дифференцированной |
| адекватно поведению посетителя на различных этапах маршрута его |
| движения. Музыку возможно использовать для решения целого ряда |
4. Музыка | задач, таких как: |
| 1.Выделение сегмента; |
| 2.Воздействие на скорость движения; |
| 3.Создание различных образов; |
| 4.Привлечение или направления внимания. |
| Запахи являются основой обоняния и оказывают самое сильное и |
| быстрое влияние на эмоциональное состояние человека, позволяют |
5.Запахи | оперативно сформировать атмосферу. Запахи можно использовать для |
| привлечения внимания и управления другими познавательными |
| ресурсами покупателей на подсознательном уровне. |
24
Продолжение таблицы 8
| Торговый персонал также может благоприятно влиять на покупателей | |
6.Торговый | своей приветливостью, опрятным внешним видом, своим | |
персонал | профессионализмом и знанием товара, вызывая у покупателей доверие | |
| и уверенность в правильности решения о покупке. | |
| Концентрация людей может привести к уменьшению времени | |
| пребывания посетителя в магазине или вовсе отложить несрочные | |
7.Концентрация | покупки; отсутствие людей может создать сомнение о том, что | |
магазин не пользуется популярностью. Поэтому привлекательным с | | |
людей | | |
точки зрения покупателя является магазин, в котором | | |
| | |
| всегда есть посетители, но при этом можно свободно передвигаться по | |
| территории торгового зала. | |
8.Парковка | В крупных и средних городах возможность припарковать машину | |
автомобилей возле | торгового центра становится важным фактором его | |
магазинов | привлекательности для большинства покупателей. | |
1.3 Оценка эффективности применения мерчендайзинга в розничной торговле
На сегодняшний в России у многих торговых компаний, как зарубежных, так и отечественных, имеется своя собственная система мерчендайзинга: штат мерчендайзеров, разработанные планограммы компании для различных видов оборудования, которые адаптированы для каждого канала продаж [30]. Постоянно составляются отчеты об установленном новом оборудовании, размещенных POS - материалов, проведенных промо - акций в торговых точках, отсутствии запасов товара (out of stock). Регулярно фирмы прибегают к услугам специальных агентств, которые специализируются на организации аудита, но в основном проверки осуществляются по критериям заказчика – то есть оцениваются задачи, которые ставились перед командой мерчендайзеров на протяжении определенного времени. Таким образом назвать подобный аудит абсолютно независимым невозможно. Наоборот, сотрудники агентства смогут обеспечить проверки, обеспечить их постоянность, а также эффективную подготовку исполнителей с целью сбора объективной информации об уровне мерчендайзинга, как клиента, так и конкурентов.
Статистические данные, которые отражают ситуацию на рынке аудита, очень малы. Кроме того, иностранные компании в России вкладывают в
25
развитие системы мерчендайзинга от 10 млн. долларов до 50 млн. долларов в год и не более 5% от этой суммы расходуют на то, чтобы ввести внутреннюю отчетность и организовать внешнюю аудиторскую проверку. И тем не менее, также осуществляют оценку только главных элементов – стимулирование продаж, стимулирование сбыта, директ-маркетинг, дизайн и производство POS-материалов.
Любое торговое предприятие в наши дни вынуждено работать в условиях жесточайшей конкуренции, ведь потребитель тщательно выбирает, в каком магазине совершать свои покупки. Мелочи, которые остаются незаметными для руководства торгового предприятия, могут существенно влиять на поведение и темперамент покупателя, что в конечном итоге часто приводит к выбору в пользу другого магазина [9,с.54]. Чтобы не допустить подобного и не только удержать своих клиентов, но и привлечь новых посетителей, которые пожелают стать здесь постоянными покупателями, опытные маркетологи часто решаются на аудит торгового предприятия, или торговый аудит. В результате они рассчитывают получить полную картину эффективности продаж того или иного товара, определить объем и долю рынка его потенциального сбыта, провести анализ и сравнить различные товары одного ценового сегмента, а также откорректировать позиционирование на рынке.
Для проведения подобного рода аудиторской проверки торговое предприятие должно предоставить специалистам как можно более полную информацию о ценах, ассортименте и продажах товара или их группы, продвижение которых, по мнению маркетологов, нуждается в оптимизации. С этой целью используется анализ POS-отчетов (от английского Point of Sale –
«точка продаж»), материалы проводившихся трейд-маркетинговых мероприятий и отчеты по ним, имеющаяся матрица товаров и их распределение
-
соответствии с утвержденной планограммой, а также контролируется деятельность штата мерчендайзеров торгового зала. Эта совокупная информация рассматривается и систематизируется аудиторами, которые на ее
26
основании делают вывод о целесообразности осуществляющихся в данном торговом предприятии мер по продвижению той или иной продукции и соответственно предлагают ряд процедур по увеличению объемов продаж.
По результатам аудиторской проверки специалисты сформируют рекомендации для торгового предприятия, которые фактически будут реализовываться линейным персоналом магазина, мерчендайзерами и продавцами. Зачастую именно здесь кроется источник проблем, поэтому при систематических недочетах в их работе целесообразным видится выведение мерчендайзинга за штат торгового предприятия.
При выполнении аудита торговых организаций используется специально разработанные для этого методики – вся собранная информация систематизируется по различным группам (цена, ассортимент и так далее) и обрабатывается.
Но для того, чтобы картина была действительно полной, необходимо правильно сформировать выборку и в ходе аудита торгового предприятия получить максимально достоверные сведения.
Для продвижения выбранного товара, помимо услуг мерчендайзинга, необходимы профессиональные услуги по аудированию торговых точек.
Отдел аудита обычно выполняет такие функции, как:
1.Постоянный контроль над соблюдением рекомендаций производителя в работе мерчендайзеров и выполнением договорных условий;
2.Предоставление отчета о текущей ситуации в каждой торговой точке;
3.Информирование о нарушениях в работе мерчендайзеров с целью вмешательства и моментальной корректировки.
Производитель с определенной периодичностью совершает аудиторские проверки команды мерчендайзеров для усовершенствования их деятельности и повышения объемов продаж и эффективности их работы[7,с.20]. Существуют некоторые критерии оценки работы мерчендайзера. Данные приведены в таблице 9.
27
Таблица 9 – Критерии аудиторской проверки
Ассортимент | Расположение | Оформление | |
Товарная матрица | Местоположение | Цена | |
1.Приоритетный | 7.Уровень груди | 13.Цена в пределах | |
ассортимент | | ||
| | | |
2.Приоритетные | 8.Первый по ходу | 14.Четко оформленный | |
упаковки | движения | ценник | |
3.Минимальное | 9.Продукция вне ящиков | 15.Правильный POS | |
количество фэйсингов | | ||
| | | |
| 10.Выставлено в | 16.Правильное послание | |
4.Процент занимаемого | POS–материалов (в | | |
соответствии с | | ||
пространства | соответствии с | | |
планограммой | | ||
| матрицей) | | |
| | | |
5.Минимальная | 11.Логотип в сторону | 17.Внешний вид | |
заполненность | покупателя | продукции | |
6. FIFO (принцип | 12.Упаковки | 18.Внешний вид | |
располагаются | | ||
ротации продукции) | упаковки | | |
вертикально | | ||
| | |