Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время в Российской Федерации сложилась ситуация реформирования политических, экономических, социальных, правовых и других основ общественной жизни. В системе публичного управления также происходят изменения, которые касаются нотариата, что отражается непосредственно на реализации прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц.
Практически на всех этапах истории развития нотариальной деятельности, основной целью деятельности нотариата является, прежде всего, защита прав и законных интересов граждан и организаций через совершение нотариальных действий. Нотариат призван обеспечивать декларируемое право граждан на получение квалифицированной юридической помощи, действуя от имени государства.
Однако в современном законодательстве определение нотариата, нотариальной деятельности официально не закреплено. В теории сложились следующие подходы к пониманию нотариата:
- как правового института, призванного обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий[1];
- как системы органов и должностных лиц, уполномоченных законом на профессиональной основе совершать в случаях и в порядке, установленном действующим законодательством, нотариальные действия от имени государства[2];
- как системы органов и уполномоченных государством должностных лиц, осуществляющих правовую защиту граждан и юридических лиц посредством выполнения нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление интересов граждан и организаций, путем удостоверения бесспорных гражданских прав и юридически значимых фактов .
Характерной чертой для нотариата является его дуалистическая природа, которая выражается с одной стороны в том, что нотариат выполняет публичные функции и действует от имени и по поручению государства, а с другой в том, что оказывает независимую квалифицированную юридическую помощь участникам гражданского оборота, то есть нотариат выступает как связующее звено между государством и гражданским обществом.
На сегодняшний день Российская Федерация, реализуя положения Конституции 1993, года идет по пути становления демократического, правового государства. Для должного построения такой системы необходимо функционирование правопорядка и принципа законности. В 1993 году были приняты Основы законодательства о нотариате Российской Федерации. 28 мая 1995 года Российская Федерация вступила в Международный союз Латинского нотариата в Берлине[3], что породило новую веху в развитии частного нотариата в России и явилось одним из условий принятия России в Совет Европы.
Основы законодательства о нотариате Российской Федерации заполнили фундамент для построения в Российской Федерации небюджетного нотариата, который характеризуется особыми принципами организации и деятельности. Нотариат как звено системы государственного управления и вид государственной деятельности имеет различные стороны и грани, однако именно организационные принципы нотариальной деятельности проходят через весь нотариат, начиная от того, что они заложены в актах, регулирующих нотариальную деятельность, заканчивая непосредственно нотариальным делопроизводством. Принципы организации нотариата и нотариальной деятельности дополняют друг друга и должны неукоснительно соблюдаться при осуществлении нотариальных действий нотариусами.
Построение в Российской Федерации гражданского общества, становление правового государства невозможно без нотариата, и в ввиду того, что базисом нотариальной деятельности являются принципы организации, они играют колоссальную роль в регулировании исследуемого института, следовательно, и будут освещаться в данной работе.
При подготовке данной работы нами был отмечен значительный теоретический и прикладной интерес к нотариату, что обусловлено изменениями в гражданских правоотношениях, а также тем, что нотариальное право - право неоднородное, комплексное и сложное, соответственно представляет интерес для исследования.
Для написания работы были использованы работы в области общей теории права и государства, правовых систем, теоретические исследования, посвященные теме нотариата, а также отраслевых юридических наук (труды С.С. Алексеева, О.В. Алешиной, Т.Р. Козуба, Н.В. Сучковой, Е.Б. Тарбагаевой, И.Г. Черемных, Г. Г. Черемных, К.С. Юдельсона, В.В. Яркова, др.)
Правовой основой исследования являются действующая Конституция Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, федеральное законодательство, иные нормативные правовые акты.
Таким образом, целью работы является осуществление анализа и исследование задач и организационно-функциональных принципов нотариата.
На основании вышеизложенного, для достижения этой цели были решены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и правовые основы нотариальной деятельности в РФ;
- Исследовать задачи института нотариата;
- Изучить понятие, сущность и характерные черты принципов нотариата;
- Исследовать значение принципов нотариата и нотариальной деятельности для регулирования внутренней организации и, как следствие, значение для общества;
- Рассмотреть классификацию принципов нотариата и нотариальной деятельности.
Объектом работы выступает нотариат как институт государства и гражданского общества, как элемент российской правовой системы.
Предмет исследовательского процесса - принципы нотариата и нотариальной деятельности в целом и организационно-функциональные принципы нотариальной деятельности в частности, а также их теоретическое отражение, реализация.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Задачи нотариата: понятие, СУЩНОСТЬ, значение
1.1. Нормативное регулирование нотариата
В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности[4]. В соответствии с ч. 1 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Однако, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Нотариус имеет особый публично-правовой статус - он призван защищать права и интересы граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства. В связи с наделением нотариусов такими функциями закон устанавливает ряд ограничений в его профессиональной деятельности.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией ст. 6 «Основ законодательства РФ о нотариате» № 4462-1 от 11 февраля 1993 г., регулирующей вопросы ограничений в деятельности нотариуса, нотариусу запрещалось заниматься предпринимательской, посреднической и любой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской. В связи с этим на практике возникало немало вопросов о праве нотариуса заниматься другими неоплачиваемыми видами деятельности, в частности, быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
С одной стороны, закон можно было понимать как категорический запрет на любую деятельность, кроме разрешенной оплачиваемой, с другой стороны - как отсутствие запрета на занятие любой неоплачиваемой деятельностью. Двусмысленность была устранена с принятием Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», и в настоящее время в силу этого Закона нотариус не вправе заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности; оказывать посреднические услуги при заключении договоров.
Указанные ограничения распространяются и на государственных нотариусов, и на нотариусов, занимающихся частной практикой[5].
Установление таких ограничений обусловлено тем, что нотариус не должен быть лично заинтересован в получении прибыли в ущерб интересам обратившихся к нему лиц. Осуществление предпринимательской или посреднической деятельности исключает, прежде всего, беспристрастность и независимость нотариуса, и как следствие, исключает осуществление функций, возложенных на него государством по защите прав и интересов граждан и юридических лиц.
При этом нотариус не только не имеет права заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, но и не может быть учредителем организаций, т. к., являясь учредителем, он будет заинтересован в прибыльности организации, а следовательно, будет нарушен принцип беспристрастности и независимости нотариуса.
Возможность для нотариуса заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью связана с тем, что данная деятельность способствует не только повышению профессионального уровня нотариуса, но и формированию правосознания граждан. Кроме того, обобщая практический опыт, принимая активное участие в различных семинарах, конференциях, проводя учебные занятия, нотариусы вырабатывают единую правоприменительную практику в нотариальной деятельности, что является важным фактором в защите законных прав и интересов граждан и юридических лиц. Нотариусам также разрешено заниматься благотворительной и общественной неоплачиваемой деятельностью, что, несомненно, будет способствовать популяризации института нотариата в российском обществе[6].
На основании изложенного можно сделать вывод, что закон однозначно запрещает нотариусу заниматься предпринимательской и посреднической деятельностью; разрешенными оплачиваемыми видами деятельности являются для нотариуса нотариальная, научная, преподавательская и творческая.
При решении вопроса о праве нотариуса избираться и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления необходимо выяснить, не противоречит ли ст. 6 Основ в действующей редакции ст. 32 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане РФ имеют соответствующие права.
В соответствии со ст. 8 Основ нотариус может иметь имущественные и личные неимущественные права.
Имущественные права, в соответствии со Словарем гражданского права, — это «субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, работами, ценными бумагами, деньгами и др.)»[7]
Так, например, для осуществления своей деятельности нотариус может приобретать различное имущество, под нотариальную контору может использовать собственное помещение.
Так, во всем мире нотариус является уважаемым человеком, считается высококвалифицированным специалистом, гарантом законности. Поэтому с назначением на должность нотариуса гражданин получает некие нематериальные блага в виде определенного доверия или доброго имени. Но вместе с этим, приобретая особый публично -правой статус, лицо приобретает и дополнительные обязательства в виде ограничений, устанавливаемых законом и необходимых для обеспечения и поддержания данного особого статуса.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Поэтому для обеспечения беспристрастности и независимости нотариуса закон предусматривает специальные правила, ограничивающие гражданскую правоспособность физического лица, на профессиональных началах выполняющего нотариальную функцию[8].
С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, ст. 6 Основ не ограничивает право гражданина, назначенного на должность нотариуса, быть избранным депутатом и должностным лицом органа местного самоуправления, однако приобретенный статус должен отвечать принципам незаинтересованности, беспристрастности, независимости нотариальной деятельности, а также не предоставлять лицу дополнительных доходов от данной деятельности. Таким образом, нотариус-депутат должен действовать на непостоянной неоплачиваемой основе (такую возможность закон предоставляет). Право же занимать выборную должность местного самоуправления, на наш взгляд, должно быть поставлено в зависимость не только от оплачиваемости или неоплачиваемости должности, а также от объема полномочий и возможности влиять и лоббировать различные вопросы и интересы, поскольку наличие властных полномочий может привести к нарушению вышеуказанных принципов в деятельности нотариуса.