Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 1. Назовите признаки литературного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Русский язык и культура речи.



Группа Чу22Ю271в
Студент
М.В. Козлов


МОСКВА 2022

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №1.

Назовите признаки литературного языка.

Литературный язык - это наиболее развитая и сознательно обрабатываемая форма общенародного языка, которая обслуживает важнейшие сферы жизни человека и общества: культуру, науку, политику, искусство, делопроизводство, законодательство, официально-деловое, межнациональное и неофициальное общение.

Признаки:
1. Нормированность и кодифицированность;
2. Наличие письменности;
3. Многофункциональность и стилевое разнообразие;
4. Наддиалектность.

Назовите факторы, определяющие функционально-стилистическую дифференциацию литературного языка.

1. Нормированность;
2. Неоднородность.

Как вы понимаете, что такое функциональный стиль и функциональная разновидность?

Особые разновидности единого литературного языка, которые используются в той или иной сфере, выполняют определенные задачи (функции) и обладают некоторыми особенностями в отборе и употреблении языковых средств.


Почему считается, что история русского литературного языка начинается с IX века?

Церковнославянская письменность, введённая Кириллом и Мефодием в 862 году, основывалась на старославянском языке, который в свою очередь произошёл от южнославянских диалектов. Литературная деятельность Кирилла и Мефодия состояла в переводе книг святого Писания Нового и Ветхого завета. Ученики Кирилла и Мефодия перевели на церковнославянский язык с греческого большое количество религиозных книг. Некоторые исследователи полагают, что Кирилл и Мефодий ввели не кириллицу, а глаголицу; а кириллица была разработана их учениками.

По мере распространения церковнославянских религиозных текстов на Руси, постепенно стали появляться и литературные сочинения, которые использовали письменность Кирилла и Мефодия. Первые такие сочинения относятся к концу XI века. Это «Повесть временных лет» (1068), «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печорского», «Слово о законе и благодати» (1051), «Поучение Владимира Мономаха» (1096) и «Слово о полку Игореве» (1185—1188). Эти 
произведения написаны языком, который представляет собой смешение церковнославянского языка с древнерусским.

В чем отличие литературного языка IX века от литературного языка ХХ века?

В XX веке происходит увеличение словарного состава за счет неологизмов, расширение активной части словарного состава, всеобщий интерес к языку, развивается языкознание, ведется языковая политика, активно развивается терминология, происходит расширение функций языка: он становится средством межнационального и международного общения.

Какой смысл вкладывается в понятие «литературный язык» независимо от времени его существования?

Литературный язык является основным средством, обслуживающим коммуникативные потребности общества.

Как соотносятся «язык художественной литературы» и «литературный язык»?

Литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы. Это разные, хотя и соотносительные понятия. Литературный язык - достояние всех, кто владеет его нормами. Он функционирует как в письменной, так и в разговорных формах. Язык художественной литературы обычно ориентируется на те же нормы, но заключает в себе много индивидуального, не общепринятого.



Как соотносятся два понятия «национальный язык» и «литературный язык»?

Литературный язык - это то, посредством чего создается единство нации: народ становится нацией только тогда, когда он на определенной территории создает государственную форму общежития и литературный язык.

Назовите негативные явления в нашей речи. Приведите примеры.

В речи наших современников имеют место многие негативные явления, связанные с нарушениями норм говорения. В их числе: чрезмерное, неуместное употребление заимствований; общение на жаргоне; канцеляризмы; речевые штампы; слова-спутники; многословие; неправильное словоупотребление; бедность словаря; использование слов-"паразитов", слов с "опустошенным" значением; сокращения; орфоэпические ошибки.

Расскажите об употреблении жаргонов в наши дни. Каково ваше отношение к жаргонам?

Современная молодежь упрощает и стремится минимизировать употребление сложных речевых конструкций, книжных слов, литературного языка, что ведет к обеднению и засорению словарного запаса молодежи. Именно поэтому проблема распространения жаргонизмов как никогда актуальна в наше время.
Я в своей речи стараюсь минимизировать употребление жаргонов.


Задание.

Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими:

1) «Нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.» (Д.Э. Розенталь);

2) «Представляет собой форму социального (социокультурного) существование национального языка, принимаемую его носителями за образцовую». (В.И. Максимов);

3) «Современный русский литературный язык, хотя и может рассматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно меняется и, следовательно, нуждается в нормировании». (
Е.Н. Ширяев);

4) «Это кодифицированная подсистема; она характеризуется более или менее устойчивой нормой, единой и общеобязательной для всех говорящих на литературном языке, и эта норма целенаправленно культивируется» (Беликов В.И., Л.П. Крысин).

Ответ:

Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.