Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 533

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7


«Цветик - семицветик». Дети рассаживаются на полу в кружок, каждому раздается серединка цветка. Один ребенок садится в центр круга, другие дети по очереди говорят о нем что-то хорошее, хвалят, затем берут в руки один из лепестков (лепестки могут быть одного цвета или разноцветные) и отдают сидящему в кругу. Так у каждого ребенка, которого «похвалили», получается цветок с количеством лепестков равным числу участников группы. В центре круга должен посидеть каждый ребенок.

«Кораблик». Для игры необходимо одеяло - это корабль, красивый парусник. Дети - матросы. Один ребенок - капитан. Он должен быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!» или «Стоп, машина!», или «Всех наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде: «Буря!» качка усиливается. Как только капитан громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану жмут руку и хвалят его (дети меняются).

3. Рефлексия «Сказочные домики».

Занятие №6

Диагностика самооценки «Лесенка».

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.

«Мышь в мышеловке». Все дети встают в круг и плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс - это мышеловка. Водящий - в кругу. Его задача - всеми возможными способами вылезть из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого - то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации. Если руководитель замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и ручки, пожалеем его».

2. Чтение сказки Андерсена «Дюймовочка». Дети удобно располагаются, руководитель читает им сказку.

Вопросы для беседы:

В чем сила маленькой Дюймовочки? Что сегодня можешь сделать ты?

«Назови свои сильные стороны». Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств. Данное упражнение развивает умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.


«Сказка». Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина – морская, сказка о девочке, которая живет в море.

Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но и развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке своих лучших сторон, а также преодолению страха перед группой и установлению в ней доброжелательной атмосферы.

«Соломинка на ветру». Все дети встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде руководителя: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», - участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу. Необходимо вначале выбирать на роль «соломинки» более уверенных детей». Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих.

  1. Рефлексия «Сказочные домики».

Занятие №7

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.

«Дракон». Все дети становятся в линию, держась за плечи. Первый участник - «голова», последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

2. Чтение сказки Андерсена «Дикие лебеди». Дети усаживаются на полу, руководитель читает им сказку.

Вопросы для беседы:

  • Почему Элиза смогла расколдовать своих братьев? Какие трудности пришлось ей преодолеть?

  • Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужно справиться, на своем пути мы встречаем множество всевозможных трудностей. Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Какие способы преодоления трудностей знаете вы? Вспомните примеры, как вы или ваши друзья преодолели различные жизненные препятствия.

  • Если ты попадешь в трудную ситуацию, кто сможет помочь тебе? Кого бы ты попросил о помощи?

  • Давайте подумаем, что значит «на ошибках учатся»?

Групповой рисунок «Как мы боремся с трудностями». После беседы руководитель предлагает детям нарисовать способы преодоления трудностей. Совместное рисование на данную тему, поможет ребенку развить уверенность в себе, приоткрыть сверстникам свой внутренний мир.



«Закончи предложение». Дети сидят в кругу. По кругу, по команде руководителя дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ. Данное упражнение способствует повышению уверенности в себе, в своих силах.

«Паровозик». Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения. Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети -«вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

3.Рефлексия. «Сказочные домики».
Тема 5

Цель: обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в диаде и группе.

Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.

Материалы и оборудование: текст сказки, небольшие подушки.
Занятие №8

  1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.

Слушание песенки Шаинского «Добрым быть совсем не просто».

«Говорят не только слова». Руководитель предлагает детям сказать одну и ту же фразу зло и миролюбиво. Например:

Я не хочу с тобой играть. Это не честно. Ты разрушил мою работу. Ты рисуешь моим фломастером.

Далее детям предлагается обсудить, как было проще говорить: зло или миролюбиво. Дети обсуждают проблему: почему говорить по - доброму и быть добрым сложно и требует особых стараний.

2. Чтение сказки «Заяц с рюкзаком». В данной сказке освещается проблема негативного поведения ребенка (детской драчливости).

Вопросы для беседы:

Как ты думаешь, что же произошло с зайцем ночью. Что бы ты сказал такому зайцу, если бы повстречал его. Если тебя кто - либо обидит (ударит, обзовет), как поступишь ты.

«Подушечные бои». Для игры необходимы маленькие подушки. Дети разбиваются на две команды. Играющие бросают друг в друга подушками, издавая при этом победный клич, бьют ими друг друга.

«Ругаемся овощами». Руководитель предлагает детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты - огурец», «А ты - редиска», «Ты - морковка», «А ты - тыква» и т. д.


«Разыгрывание ситуации». Детям предлагается разыграть следующие ситуации:

  • два мальчика поссорились - помири их;

  • ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой;

  • твой друг обижен на тебя, извинись перед ним, попробуй помириться.

  1. Рефлексия. «Сказочные домики».

Тема 6

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.

Материалы и оборудование: текст сказки, карточки с изображением цифр, рукавички из бумаги, магнитофон, кассета с веселыми детскими мелодиями.

Занятие №9

  1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.

«Ветер дует на…» Со словами «Ветер дует на…» руководитель начинает игру. Чтобы дети побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые дети собираются в одну группу. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «у кого много друзей» и т. д. Необходимо дать возможность детям побыть ведущими.

  1. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».

Вопросы для беседы:

Почему животные одержали победу? С кем бы ты ничего не испугался? Как ты понимаешь слова «Один друг лучше ста слуг»?

«Рукавички». Количество пар вырезанных из бумаги рукавичек равно количеству пар участников группы. Руководитель раскладывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети расходятся по комнате. Отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Необходимо понаблюдать, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. По окончании работы, необходимо подвести итоги: понравилось ли работать в парах, какие были трудности в организации работы, что не получалось.

«Строим цифры». Дети свободно двигаются по комнате под веселую музыку. По команде руководителя (музыка останавливается, руководитель поднимает руки с карточками, на которых изображены цифры). За 1 минуту дети должны из своих тел построить цифру, изображенную на карточке. Если дети справляются с заданием быстро, то время можно сократить.

  1. Рефлексия. «Сказочные домики».

Тема 7

Цель: подвести итог всей проделанной работе.


Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра, диагностика самооценки «Лесенка».

Материалы и оборудование: бланки для диагностики, рисунок домика с окошками по количеству участников, все для чаепития.

Занятие №10

Диагностика самооценки «Лесенка».

  1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.

2. «Новоселье». Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, каждый в свое окошко, рисунок которого висит на стенде. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками. После того, как рисунок будет готов, рядом с ним вывешивают и «сказочные домики» - персональная рефлексия предыдущих занятий. На стенде получается целый сказочный город.

«Чемодан в дорогу». Руководитель говорит о том, что наступил момент прощания и скоро все мы разойдемся, но не с пустыми руками, всем мы соберем «чемодан» в дорогу. Каждому раздается лист бумаги А4 на котором нарисован чемодан и цветные карандаши (по желанию дети могут его раскрасить). Затем каждый передает свой «чемодан» соседу, который пишет в «чемодан» свои добрые и хорошие пожелания. Так листочки передают по кругу до тех пор, пока к каждому не вернется его «чемодан».

3. Сладкий праздник.

Организуется чаепитие и сладкий стол. Руководитель поощряет свободное общение детей, обмен мнениями о прошедших занятиях, о некоторых моментах занятий.


    1. Социально-педагогическая программа развития

коммуникативных способностей для детей 9 – 12 лет с элементами лекотерапии

(Бубела О.В., социальный педагог)

Данная программа разработана для детей 9 – 12 лет, имеющими трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности.

Подростничество представляет собой период становления личности. Это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это