Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 525

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7


Упражнение «Слушаем себя» на развитие концентрации внимания на себе, своих чувствах. Ведущий обращается к группе: «Давайте сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри вас. Внимательно прислушайтесь к тому, что вы сейчас ощущаете, что вы сейчас чувствуете, чего вам сейчас хочется?» Эти вопросы задаются медленно, с паузами. Затем дети открывают глаза и обмениваются впечатлениями о том, что они смогли услышать, почувствовать и ощутить в себе.

Упражнение «Игрушка-визитка». Руководитель предлагает детям идентифицироваться со своей игрушкой и рассказать об игрушке от ее имени:

Что я за игрушка? Как я попала к хозяину? Как хозяин относится ко мне? Какая у меня сейчас жизнь? Какое у меня сегодня настроение?

Ведущий группы может помогать участникам, задавая подобные вопросы.

Игра «Игрушки». Игрушки детей расположены на стульях, стоящих по кругу. Дети под веселую музыку двигаются по внешнему кругу. При остановке музыки они должны как можно быстрее добраться до своей игрушки.

Упражнение «Психологический автопортрет». На одной половине листа детям предлагается написать: «Мои положительные стороны», на другой половине - «Мои отрицательные стороны». Затем дети по кругу делятся написанным с группой и проходит обсуждение.

3. Рефлексия.

Тема 4

Цель: Знакомство с различными эмоциями, научение распознаванию эмоциональных реакций других людей, развитие умения адекватно выражать свои эмоции, развитие эмпатийных качеств личности.

Методы: психотехнические игры, беседа, этюд, изготовление сувениров, тематическое рисование.

Материалы и оборудование: пиктограммы с изображением различных эмоций, швейные иголки, цветные нитки мулине, ножницы, лоскут разноцветной ткани, бумага для рисования, цветные карандаши.

Занятие №3


  1. Приветствие.

Упражнение «Кто позвал?» на сближение участников группы. Дети стоят в кругу. Один из детей встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к какому-либо ребенку. Тот громко называет имя водящего. Ведущий спрашивает: «Кто позвал тебя?» Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока в роли отгадывающего не побывают все дети.


2. Упражнение «Пиктограммы» на тренировку умения распознавать эмоциональные состояния по мимике. Руководитель показывает карточки с изображением лиц людей в различных эмоциональных состояниях и просит детей назвать изображенные эмоции (настроение) и дети определяют, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный. После определения настроения каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. У каждого ребенка свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее партнеру, изображает настроение с помощью мимики. Второй должен найти и показать картинку, задуманную партнером. Две выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту ил иную пиктограмму для определения настроения.

Затем ведущий просит участников группы вспомнить и рассказать случаи из их жизни, когда они испытывали радость, злость, восторг, страх, спокойствие, грусть и т.д.

Упражнение «Волшебный мешок» на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. Сначала с детьми обсуждается, какое у них сейчас настроение, что они чувствуют в данный момент, может быть, кто-то на кого-то обижен и т.п. Затем им предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т.п. Этот мешок, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самим ребятам. Хорошо, если ведущий группы тоже сложит в этот мешок свои отрицательные эмоции. Можно использовать еще один «волшебный» мешок, из которого дети смогут взять себе те положительные эмоции, которые они хотят.

Рисование эскизов сувениров (используются картонные шаблоны игрушек, состоящих из двух деталей: звездочка, сердечко, цветок, луна и т.п.). Сначала ведущий группы спрашивает у ребят, какими цветами можно передать хорошее, веселое, радостное настроение и предлагает, используя названые цвета, изобразить на бумаге будущие сувениры, посмотрев на которые всем бы стало радостно и тепло. Обсуждение рисунков.

Затем ребятам предлагается сшить свои сувениры из разноцветных лоскутков ткани. Но для этого сначала необходимо научить детей «петельному» шву (дети тренируются на образцах).

Этюд «Цветок» на выражение удовольствия, радости, выразительность движений, сплочение участников группы. Ведущий говорит текст медленным спокойным голосом: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.



Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

3. Рефлексия.

Домашнее задание: тренировка «петельного» шва.

Занятие №4

1. Приветствие.

Упражнение «Передай эмоцию» на создание доброжелательной атмосферы и развитие мимики. Дети сидят в кругу. Один начинает и изображает определенное выражение лица, с которым он смотрит на своего соседа слева. Теперь тот повторяет выражение лица и поворачивается в свою очередь к своему соседу слева и т.д. Игра продолжается таким образом, пока эта «эпидемия» не охватывает всех играющих.

  1. Упражнение «Что означает интонация?» на развитие воображения на слуховые образы, умение распознавать эмоции по голосу. Сначала участникам группы зачитывается сказка (Приложение). Затем предлагается прочитать ее самим детям по очереди. Каждый читает со своей интонацией, пытаясь придать иную эмоциональную окраску тексту, а остальные участники должны отгадать задуманную эмоцию, настроение. Можно предложить прочитать сказку «по-доброму», «грустно», «ласково», «весело», «сердито», «безразлично», «жалобно» и т.п.

Изготовление сувениров из разноцветных лоскутков ткани. Просматриваются образцы, на которых дети дома тренировались шить «петельным» швом. Затем ребята возвращаются к своим эскизам сувениров и подбирают лоскутки ткани и нитки нужных цветов. С помощью ведущего группы изготавливают выкройки-лекала своих сувениров.

Упражнение «Подари движение» на расслабление, снятие мышечных зажимов, развитие пластики. Руководитель встает в центр круга. В такт веселой музыки он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные повторяют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и так по кругу.

После «минутки шалости» дети возвращаются на свои места и продолжают работу по изготовлению сувениров: сшивают «петельным» швом две детали игрушек, украшают их дополнительными деталями (глазки, носики, ротики и т.п).

Этюд «Распускающийся бутон» на развитие умения синхронизировать свои действия с действиями других и сплочение детей. Участники располагаются на полу по кругу и берутся за руки. Руководитель дает следующие команды: «Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу.» После того, как группа выполнит эту задачу и встанет на ноги, начинается вторая часть этюда. Группа превращается в расцветающий бутон. Для этого дети должны отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки.
Здесь тоже очень важно, чтобы группа была очень хорошо сбалансирована.

Анализ упражнения:

Насколько вам понравилась эта игра? Быстро ли вы смогли подняться? Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом? Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями? От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?

  1. Рефлексия.

Тема 5

Цель: Развитие невербальных средств общения: языка жестов, мимики и пантомимики, выразительности движений.

Методы: имитационные и психотехнические игры, изготовление игрушек из меховых шариков разного размера, сочинение истории с помощью игрушек, ситуационно-ролевая игра, тематическое рисование.

Материалы и оборудование: большой платок, бумага для рисования, цветные карандаши, лоскут разноцветной ткани и искусственного меха, нитки для шитья, иголки, ножницы, картон, тесьма, клеенка, кожа, бусинки, пуговицы.

Занятие №5

1. Приветствие.

Упражнение «На кого я похож», направленное на помощь детям в осознании себя и черт своего характера. Дети садятся в круг. Выбирается один ребенок, а все остальные отвечают на вопросы руководителя группы: «На какое животное он похож?», «На какую птицу?», «На какой цветок?» и т.п. Свои варианты может предлагать и сам ребенок, и так далее по кругу. Для лучшего понимания можно попросить детей ответить на вопрос, почему ребенок похож на то или иное животное, птицу, дерево и т.п.

Упражнение «Зоопарк» на развитие пантомимики, жестов и выразительности движений. Участникам группы раздаются карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. Например, если одному ребенку достанется карточка, на которой будет написано «слон», то у кого-то также на карточке будет написано «слон». Дети читают, что написано на их карточках, но так, чтобы надпись не видели другие. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и произносить характерные звуки животных. Когда дети находят свою пару, они остаются рядом, но продолжают молчать, не переговариваются. Только когда все пары будут образованы, ведущий группы спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.


Рисование эскизов игрушек. Ведущий группы демонстрирует образцы изготовленных им самим игрушек. Затем предлагает детям придумать и нарисовать эскизы своих игрушек, основой которых были бы два меховых шарика: один – голова, второй – туловище, а с помощью дополнительных деталей они бы превратились в определенные образы.

Изготовление выкроек-лекал игрушек на основе рисунков детей с помощью ведущего группы. Подбор необходимых материалов, раскрой деталей.

Упражнение «Через стекло» на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений. Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. В конце надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что они чувствовали при передаче сообщений, легко ли им было.

Упражнение «Доброе животное». Участники встают в круг и берутся за руки. Руководитель тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад. Вдох - все делают 2 шага вперед выдох - все делают 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

3. Рефлексия.

Занятие №6

1. Приветствие.

Упражнение «Здравствуй, я рад тебя видеть…». Участники группы обращаются друг к другу по очереди, заканчивая фразу «Здравствуй, я рад тебя видеть…». Нужно сказать что-то хорошее, приятное от всей души, искренне.

2. Упражнение «Передача-прием». Каждый участник получает отдельное задание в конверте. Например: показать жестом радость, восторг. Один ребенок выполняет задание (передает), а остальные отгадывают (принимают). Мимикой не помогать. Речевое общение запрещается. Анализ-обсуждение упражнение.

Изготовление игрушек. Сшивание деталей игрушек. Соединение деталей.

Упражнение «Поиск партнера». Играющие делятся на пары, они должны хорошо рассмотреть и запечатлеть в памяти другу друга. Затем один из партнеров подходит к руководителю, другие отворачиваются. Руководитель усаживает детей на корточки и накрывает их большим платком. Теперь их партнеры должны подойти к краям платка. Задание для них: нащупать через платок своего партнера. Потом меняются ролями.