Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 522

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7



Оформление игрушек. Просмотр и анализ готовых работ.

Упражнение «Магазин игрушек» на развитие игровой инициативы, развитие выразительности движений. Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются на стульях, изображая игрушки. Продавец (ведущий группы) подходит к каждому ребенку какой игрушкой он будет и как ее изобразить. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают.

3. Рефлексия.

Домашнее задание: принести ненужные варежки, носочки.


Тема 6

Цель: Формирование теплого отношения к членам семьи, развитие воображения и творческого потенциала

Методы: ситуационно-ролевые игры, беседа, изготовление игрушек из варежек и носочков.

Материалы и оборудование: семейные фотографии, варежки, носочки, лоскут разноцветной ткани и искусственного меха, кожа, клеенка, тесьма, нитки для шитья, ножницы, иголки.

Занятие №7

1. Приветствие.

Упражнение «Назови свои сильные стороны» на развитие умения думать о себе в позитивном ключе и не стеснятся говорить о себе в присутствии других. Каждый ребенок в течение минуты должен рассказать о своих сильных сторонах - о том, что но любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств.

2. Упражнение «Моя семья» на развитие самоуважения ребенка и теплого отношения к членам своей семьи. Группа наклеивает фотографии и рисунки на лист ватмана таким образом, чтобы каждая семья была пространственно отграничена от остальных. Сначала руководитель группы представляет свою семью. Затем предлагает детям рассказать всей группе о своих семьях (кто из детей единственный в семье, у кого дома живут еще бабушка или дедушка, почему для детей важна их семья, как бы они жили, если бы у них не было семьи, скучали ли они когда-нибудь сильно по своей семье, чем они гордятся в своей семье и т.п.).

Волшебные превращения (изготовление игрушек из варежек, носочков). Ведущий группы демонстрирует образцы готовых игрушек, вместе с детьми обсуждают приемы и возможности превращения варежек и носочков в игрушки. Каждый ребенок, исходя из основы для своей игрушки, придумывает и изготавливает определенный образ (тигренка, котенка, мышку и т.п.), предварительно можно зарисовать эскиз будущей игрушки.

Разыгрывание ситуаций с помощью игрушек. Участники группы разыгрывают роли и родителей, и свои. Для этого можно предложить следующие ситуации: «Вечер в семье», «День рождения», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «Как поднять маме (папе) настроение».

3. Рефлексия.

Тема 7

Цель: Развитие навыков совместной деятельности и конструктивного общения, формирование внимательного отношения к людям и друг к другу.



Методы: игры, парное рисование, создание коллективной композиции, этюды.

Материалы и оборудование: ватман, цветные карандаши, клей ПВА, кисточки, лоскут разноцветной ткани, искусственного меха, ножницы, картон, кожа, клеенка, бусинки.
Занятие №8

1. Приветствие.

Упражнение «Комплименты» помогает детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими. Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение продолжается по кругу. Обсуждение того, что чувствовали участники, что неожиданного они о себе узнали, понравилось ли говорить комплименты.

2. Упражнение «Один и вместе», в ходе которого дети получают опыт индивидуальной и совместной работы. Участники группы разбиваются на пары, у каждой пары свой лист ватмана. Сначала каждому предоставляется возможность на своем краю листа нарисовать что-нибудь свое. Затем партнеры обсуждают, что они хотят вместе нарисовать посередине. Затем они вместе реализуют эту совместную идею.

Анализ упражнения:

Легко ли было для тебя рисовать вместе со своим партнером? Доволен ли ты вашим совместным произведением? Что тебе больше понравилось: сотрудничество с партнером или твоя собственная работа? А что было труднее? Как ты думаешь, получилось ли у тебя сотрудничать со своим партнером? Почему ты так думаешь?

Упражнение «Зеркало». Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая – разные зверюшки. Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверюшек.

Совместное сочинение истории с помощью изготовленных дна данный момент детьми игрушек. Игрушки располагаются перед детьми. Ведущий группы объясняет, что история должна быть интересной, а иначе кому захочется ее слушать, а также поучительной. Закончив сочинение истории, группа обсуждает, чему она учит слушателя. Ведущий группы пересказывает историю и, если она ничему не учит, может деликатно усилить ее дидактическую нагрузку.

Проигрывание сочиненной истории с использованием игрушек.


3. Рефлексия

Занятие №9

1. Приветствие.

Упражнение «Здравствуй, ты представляешь…». Члены группы по кругу здороваются этой фразой, описывая какой-нибудь интересный случай, смешной эпизод, который произошел с ними.

2. Упражнение «Спина к спине» на развитие умения детей договариваться друг с другом и важность при этом зрительного контакта. Дети садятся спиной друг к другу. Задача – договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями.

Изготовление коллективной композиции на тему сочиненной на предыдущем занятии истории. Данная композиция может быть использована как декорация к кукольному спектаклю на заключительном занятии.

Этюд «Согласованные действия». Дети разбиваются на пары. Им предлагается показать парные действия: пилка дров, гребля в лодке, перемотка ниток, перетягивание каната, парный танец и т.п.

3. Рефлексия.

Занятие №10

1. Приветствие

Упражнение «Открытие» на создание доброжелательной атмосферы в группе. Участники группы располагаются по кругу на стульях. Группа перебрасывает друг другу игрушку. Тот, у кого окажется игрушка, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что я (или у меня) …»Каждый ребенок должен принять участие в выполнении задания. У каждого игрушка должна побывать несколько раз.

2. Этюд «Строители». Участники выстраиваются в одну линию. Руководитель предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т.д.: тяжелое ведро с цементом, легкую кисточку, кирпич, огромную тяжелую доску, гвоздик, молоток. Руководитель следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых «материалов».

Изготовление коллективной композиции (продолжение).

Упражнение «Сладкая проблема» на развитие умения принимать совместное решение. Участники группы садятся в круг. Руководитель: «Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему». Дети садятся напротив друг друга. Между обоими партнерами кладется салфетка с печеньем. «Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера». Когда все дети примут какое-то решение, руководитель дает каждой паре еще по одному печенью и предлагает обсудить, как они поступят с печеньем теперь. Затем проходит обсуждение того, что получилось, что они сделали с первым печеньем, что стало со вторым.


3. Рефлексия

Тема 8

Цель: Выявление эффективности данной формы работы с детьми.

Методы: беседа, совместная деятельность детей и родителей, кукольный спектакль.

Материалы и оборудование: лоскут разноцветного искусственного меха, нитки для шитья, иголки, ножницы, ручки, кусочки черной кожи.

Занятие №11

1. Приветствие.

2. Демонстрация кукольного спектакля для родителей.

Совместное изготовление гусеничек из меховых шариков семьями. Руководитель показывает образец и предлагает лекала для мехового шарика. Дает необходимые объяснения по изготовлению. Данная игрушка проста в изготовлении, состоит из нескольких (по желанию) одинаковых деталей, которые могут одновременно шить ребенок и родители, а затем соединить их вместе.

Чаепитие.

3. Рефлексия.


    1. Программа коррекции деструктивных агрессивных

проявлений в поведении детей младшего школьного возраста

(Варламова Е.Е., психолог)

Агрессивность присуща в той или иной степени каждому человеку и влияет на его развитие. Но форма ее проявления обуславливает успешность этого развития. Если агрессивные реакции человека адекватны ситуации и выражаются в социально приемлемой форме (имеет конструктивную направленность), то можно говорить о нормальном развитии. Если же наоборот, агрессия принимает деструктивные тенденции, это свидетельствует о нарушении развития человека. Усвоению ребенком как конструктивной, так и деструктивной форм агрессивного поведения способствуют система детско-родительских отношений в целом, а так же набор родительских установок по отношению к ребенку и его воспитанию.

Со временем деструктивные тенденции агрессивного поведения могут закрепляться и фиксироваться в качестве черты личности ребенка и приводить к негативным последствиям для его развития.

Как правило, такой ребенок вызывает неприязнь у взрослых и занимает положение «непринятого» или «отверженного» в коллективе сверстников, делая его поведение еще более неадекватным. Достаточно большой процент обращений родителей в ГЦСПСиД содержит жалобу на неуправляемость ребенка (конфликтность со взрослыми и сверстниками, пониженную коммуникабельность, капризность, склонность к бурному выражению негативных эмоций) и запрос на помощь ему в адаптации к условиям коллектива. В таком случае, необходима психолого-педагогическая коррекция не только поведенческой сферы (моделирование социально приемлемого и подавление нежелательного поведения), но и эмоционально-волевой (развитие эмоционального мира и волевого самоконтроля).