Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 545

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7



Организация коррекционных занятий направлена на снижение агрессивных деструктивных проявлений (через релаксационный блок), осознание неадекватности своего поведения (через эмоциональный блок) и усвоение позитивных форм взаимодействия с окружающими (через игровой блок).

При работе с детьми младшего школьного возраста целесообразнее использовать игровой метод, а в качестве методик ролевые и сюжетные игры, поскольку игра как вид деятельности для них актуальна. Цель программы - гармонизация эмоциональной сферы и формирование конструктивных форм взаимодействия со сверстниками. Задачи - снятие психоэмоционального напряжения; смягчение агрессивных проявлений; обучение способам конструктивного взаимодействия в группе сверстников и сдерживание импульсивности; содействие проявлению позитивных эмоций и переживаний.

Этапы программы чередуются таким образом, чтобы участники группы постепенно усваивали и закрепляли навыки конструктивного поведения.

Подготовительный этап – индивидуальная беседа с каждым из детей и формирование у них позитивной установки на занятия в группе. Для определения уровня агрессивности и направленности агрессивных реакций, проводится три диагностических среза (до начала занятий, в середине и в конце программы) по методикам, адаптированным для младшего школьного возраста: 1) проективный тест руки, рисуночный тест «Несуществующее животное» (Фурманов И. А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция); 2) тест Розенцвейга (Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению).
Тематический план.



Тема занятия

часы

Этап 1. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения

1

Знакомство.

2

2

Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

4

3

Смягчение агрессивных проявлений путем развития адекватной самооценки и чувства уверенности в себе.


2

Этап 2. Развитие и расширение эмоционального мира

4

Знакомство с положительными и отрицательными эмоциями и их внешними проявлениями.


2

5

Научение адекватному эмоциональному реагированию в конфликтных ситуациях.


4

6

Развитие эмпатийных качеств личности.

2

7

Развитие навыков самоконтроля поведения и регуляции собственных агрессивных проявлений.


2

8

Закрепление навыка эмоциональной устойчивости и самоконтроля агрессивных проявлений в поведении.


2

Промежуточный этап. Индивидуальная диагностика.

Этап 3. Формирование и развитие навыка позитивного взаимодействия с окружающими

9

Развитие навыка невербальной коммуникации.

2

10

Развитие навыков конструктивного диадного взаимодействия.

2

11

Развитие навыков конструктивного взаимодействия в группе.

2

Промежуточный этап. Индивидуальная диагностика.

Этап 4. Анализ работы группы

12

Развитие аналитических умений и навыков.

2

Всего часов

28


Каждое занятие содержит следующие блоки: 1) приветствие; 2) релаксационно-игровой (чередуются упражнения на расслабление и двигательную и познавательную активность); 3) оценка занятия.

Занятие №1

Цель: создать положительную психоэмоциональную обстановку в группе, способствующую самораскрытию каждого из ее участников.

Задачи: способствовать установлению доверительных отношений между участниками тренинговой группы и сплоченности группы; установить правила группового взаимодействия; способствовать эмоциональной и мышечной разгрузке группы.

  1. Игра «Горячий мяч» на установление первичных коммуникаций (знакомства). Мяч передается по кругу от ребенка к ребенку. Каждый, у кого в руках мяч, называет себя и передает его соседу.

  2. Дети совместно с руководителем вырабатывают ритуал приветствия. Образец: дети здороваются друг с другом: 1) традиционным рукопожатием со словами «здравствуй»; 2) рукопожатием с захватом большого пальца, говорят «здравствуй»; 3) кладут руку на плечо партнеру; 4) подпрыгивают и кричат «Ха-а!».

3. Определение общих правил поведения в группе - способствует формированию навыка принятия ограничений, регулирующих поведение детей по отношению друг к другу, психологу, игровой комнате. Основные правила группы предлагает ведущий, которые дети дополняют своими идеями. Эти правила оформляются на бумаге в письменном (для читающей группы) или графическом (для не читающей группы) виде. Образец правил: 1) называть друг друга по имени; 2) бить, кусать и обзывать можно только «Бо-бо» (специальная подушка); 3) один говорит, остальные слушают молча; 4) говорить спокойно, без крика.

4. Упражнения, позволяющие детям почувствовать себя единым коллективом (сплотить группу).

  • Игра «Поварята». Все встают в круг - это кастрюля. Какое блюдо варить предлагается детям на выбор: суп, компот, винегрет, салат и т.д. Каждый придумывает, каким компонентом он будет: мясом, картошкой, морковкой, луком, яблоком и т.д. Ведущий по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Ребенок, узнавший себя, впрыгивает в круг. Следующий, оказавшись в кругу, берет за руку предыдущего и так, пока все «компоненты» не окажутся в круге. Получается вкусное, красивое «блюдо».

Упражнения, способствующие психоэмоциональной и мышечной разгрузке.

  • Игра «Бусы». Ведущий - «шея», дети - «ожерелье». Инструкция: вы - бусинки красивого ожерелья. Но, «Ой!», ожерелье порвалось, и бусинки покатились по полу. Дети «рассыпаются» по комнате. Ожерелье надо собрать. Ведущий собирает детей одного за другим, снова восстанавливая ожерелье. Упражнение повторяется несколько раз.

  • Игра «Лодка» направлена на групповое взаимодействие и позволяет добиться мышечной усталости, что необходимо для расслабляющего комплекса. Дети садятся на пол друг за другом, кладя руки на плечи впереди сидящему - это «лодка». Первый ребенок - ее «нос», он выбирает направление. «Лодка» движется по комнате произвольно. Задача - добиться ритмичного движения и двигаться всем вместе как можно дольше. Ведущий следит за тем, чтобы в роли «носа» побывал каждый ребенок. В ходе этой игры каждый из детей оказывается и в роли ведущего и в роли ведомого.


5. После того как дети устали необходимы упражнения на расслабление и покой. Эффект достигается за счет чередования напряжения и расслабления, начиная с кистей рук. Каждое упражнение повторяется 3 – 5 раз, напряжение фиксируется в течение 10-ти секунд.

  • 1. Сжали кулачки, почувствовали в кулаке жар, силу. Разжали кулачки, потрясли руками, по пальцам пробежала теплая волна. Завершают упражнение прыжки с расслабленными руками. 2. Вжать голову в плечи, мышцы плеч напряжены. Плечи расслабили, шее стало тепло, вращаем головой в одну сторону, в другую, потрясли расслабленными плечами и руками. 3. Макушкой головы тянуться вверх, а плечи опустить вниз. Шея растянута, напряжена, каждую мышцу на шее можно потрогать руками. Расслабили мышцы шеи, шея стала послушная, гибкая. 4. Надули щеки, потрогали руками, какие они упругие, покатали воздух из одной щеки в другую. Делаем выдох, выдуваем воздух. Представьте, что у вас во рту ломтик лимона, сморщились, вам очень кисло, все мышцы лица напряжены. Почувствуйте, как плотно сомкнулись губы, нахмурены брови и лоб, челюсти плотно сжаты. Проглотили «лимон», расслабили мышцы лица. Потрогайте лицо, оно стало мягким, расслабленным, исчезло напряжение вокруг бровей и губ, вы можете улыбнуться. 5. Подняли руки вверх, встали на носочки, потянулись. Ноги стали твердые, спина вытянулась, руки напряглись, тянемся вверх. Резко «бросили» руки вниз, наклонились вперед, потрясли руками, расслабили тело.

Ваши мышцы отдохнули, набрались силы, все тело стало послушным.

  • Упражнение «Слушаем дыхание» позволяет настроить группу на спокойный ритм. Послушаем, какой ритм у нашего дыхания. Положили руки на грудь, глубоко вдохнули, выдохнули, каждое действие повторяется 3 раза. Следим за ритмом, с каким поднимаются и опускаются наши руки. Быстро вдыхаем и выдыхаем воздух. Глубоко вдохнули, выдохнули через рот, подули. Вдохнули с шумом, выдохнули через нос. Вдохнули, задержали дыхание на 3 - и счета, медленно выдохнули. Дышим произвольно.

6. Прощание: по той же схеме, что и приветствие, но со словами «До свидания».

7. Анализ занятия проводится в два этапа (на каждом занятии):

  1. Аналитико- графический. Дети оценивают занятие и свою деятельность на занятии с помощью специальной формы. На лист ватмана прикрепляются заготовки, обозначающие погоду - это настроение детей и отношение к занятию.

  2. Аналитико-дискуссионный. Каждый ребенок высказывается, что ему запомнилось от встречи больше всего, что понравилось, что не понравилось. Ведущий задает наводящие вопросы, способствующие анализу деятельности каждого из участников группы и всей группы в целом.


Инструментарий: ковер напольный, белая рисовальная бумага, фломастеры, рисунки-карточки для анализа занятия.

Занятие №2 (Проводится в два этапа)

Цель: сформировать навык позитивной психоэмоциональной разгрузки.

Задачи первого этапа: способствовать снижению агрессии в поведенческих реакциях; обучить детей методам расслабления мышц рук и ног.

Задачи второго этапа: способствовать снижению агрессии в поведенческих реакциях; обучить детей методам расслабления большой группы мышц; сформировать навык самоконтроля негативных поведенческих реакций.

Каждый этап завершается рефлексией, проводимой по общей схеме.

  1. Приветствие. «На что похоже мое настроение» - анализ настроения перед началом занятий при помощью специальных карточек, с изображением поры года.

  2. Упражнения первого этапа позволяют детям выплеснуть накопившуюся энергию и восстановить психоэмоциональное равновесие. Каждое упражнение может повторяться от 3-х до 6-ти раз.

  • Игра «Цветок». Представьте, что вы на поляне, каждый при этом занимает место в комнате, где ему нравится, вы маленькие расточки. Дети присаживаются на корточки. Пригрело солнышко, и расточки начинают подниматься, медленно поднимаются и встают во весь рост. Потянитесь вверх, повернитесь к солнышку одним боком, другим, посмотрите вверх, глубоко вдохните, и, медленно опуская руки, выдохните.

  • Игра «Лодки». Дети разбиваются на пары, садятся на пол, упираясь ногами и держась за руки. Пары имитируют греблю, но при этом по очереди оказывают друг другу сопротивление. Упражнение выполняется до усталости.

  • Упражнение на расслабление кистей рук, выполняется стоя. Участники группы берут в руки мягкую игрушку, с силой сжимают ее, удерживают в течение 30-ти секунд и резко бросают на пол, расслабляя руки. Завершается упражнение интенсивным встряхиванием кистями рук.

  • Игра «Два барана» выполняется в парах. По команде руководителя: «Рано-рано два барана повстречались на мосту», игроки, широко расставив ноги, склонив туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача столкнуть партнера с места. Дети при этом могут издавать звуки «Бе-е-е». Пары меняются.

  • Упражнение на расслабление рук и плечевого пояса. Выполняется, как и предыдущее релаксационное упражнение, только руки с игрушкой в вытянутых руках над головой. Игрушка сжимается в течение 30-ти секунд, после с силой бросается на пол со звуком «Уф-ф-ф». Упражнение завершается встряхиванием рук и плеч.

  • Игра «Уходи, злость, уходи!». Группа располагается на ковре по кругу. Между детьми подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!». Упражнение продолжается 3 минуты, затем дети по команде руководителя отдыхают 1-ну минуту, широко раскинув руки и ноги.

  • Упражнение на расслабление мышц ног. Выполняется лежа на полу. Мягкая игрушка прижимается пятками к полу в течение 30 секунд и отпускается.

  • Игра «Крабы». Дети занимают положение - животом кверху, опираясь на ладони и ступни. Таким образом, они произвольно двигаются по комнате. По команде ведущего они выполняют простые движения: повороты вокруг, движение боком, вперед, назад и т.д.


  • Упражнение на расслабление мышц рук и ног. Выполняется лежа на полу, руки вытянуты за головой. По команде руководителя «Потянулись» дети напрягают руки и ноги, растягивая их в противоположных направлениях, и фиксируют это положение в течение 30-ти секунд. По команде «Расслабились» - расслабляют руки и ноги. Ведущий проверяет, всем ли удалось правильно расслабить мышцы. В завершение упражнения дети поднимаются и слегка встряхивают руками и ногами, делают глубокий вдох, медленный выдох.

3. Упражнения второго этапа способствуют снятию психоэмоционального напряжения и развивают эмоционально-волевую сферу - формируют навык управления собственной активностью.

  • Упражнение на расслабление мышц живота «Шарик». Делаем глубокий вдох, надуваем живот, немного задержали дыхание (счет до 3-х). Мышцы живота напрягаются. Потрогали живот руками, чтобы почувствовать напряжение мышц. Плечи остаются на месте. Выдох - мышцы живота расслабились, стали мягкими. Новый вдох теперь сделать легко. Дышим свободно.

  • Упражнение «Лодки». Описание см. в занятии 2.

  • Упражнение «Штанга» на расслабление мышц рук, ног и корпуса. Представьте, что перед вами тяжелая штанга. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают. Дышится легко, вдох-выдох!

Теперь наши мышцы крепкие, послушные. Мы готовы прогонять злость.

  • Упражнение «Необычный бой», позволяющее детям подвигаться. Игрокам раздаются небольшие комки бумаги - «снаряды». По команде руководителя: «Бой», - игроки бросают друг в друга «снаряды». По команде «Замри» - все замирают, бой останавливается. Кому не удалось «замереть вовремя», садится на скамейку штрафников до следующей команды «Бой». Штрафная скамейка расположена вне поля игры. По знаку «Белый флаг» сражение прерывается, игроки подбирают «снаряды». Игра останавливается полностью по команде: «Мир». После упражнения дети пожимают друг другу руки, говорят: «Спасибо» и собирают «снаряды».

  • Упражнение «Пружинка» на расслабление большой группы мышц. Участники группы садятся на корточки, попрыгали - они маленькие «пружинки». Пружинку потянули вверх - и выпрямите корпус, поднимите руки и потянитесь вверх, вставая на носочки. По команде: Пружинку отпустили - расслабьте руки, наклонитесь вперед. Потрясите руками, плечами, выпрямитесь. Почувствуйте тепло в руках. Теперь встряхните одну ногу, другую. Тепло разливается по ногам. Присядьте на корточки, обхватите колени руками и прижмите корпус к коленям. Ваше тело - сжавшаяся пружина, внутри вас копится энергия. С силой вы толкните себя вверх, подпрыгните. Из ног побежала теплая волна к спине, животу, рукам. Тело расслабилось. Вы чувствуете себя отдохнувшими, полными энергии.

  • Упражнение «Спящий кролик» на восстановление психоэмоционального равновесия. Дети берутся за руки и образуют цепочку, закручивающуюся в спираль. Ведущий: «Представьте, что мы – большой, пушистый кролик. Послушайте, как он дышит (все делают глубокий вдох и прислушиваются к дыханию друг друга), как бьется его сердце (слушают стук своего сердца). Посмотрите, как он улыбается (все улыбаются). Кролик просыпается – спираль разворачивается. Теперь, посмотрите, друг на друга и улыбнитесь».